Воспитательное занятие для младших подростков.
Тема: Почему люди ссорятся.
Цель: создание условий эффективного взаимодействия внутри детского коллектива.
Задачи:
– сообщить и дополнить знания детей о причинах возникновения ссор меду людьми, выхода из конфликтной ситуации;
– определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
– развитие коммуникативных навыков через участие в групповой беседе, индивидуальных заданиях;
– коррекция внимания, воображения, памяти, мышления, эмоциональной сферы детей через выполнение заданий и упражнений;
– воспитание гуманного отношения друг к другу.
Оборудование: видеозапись немого х/фильма “Цирк” с участием Ч.Чаплина, муз. сопровождение, задания на карточках.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Настрой детей на занятие.
Упражнение “Моё настроение”.
Детям предлагается ряд пиктограмм, которые выражают различные настроения.
Объяснить, какие настроения изображены.
Из предложенных “настроений” найти одинаковые и зачеркнуть их.
Какое “настроение” осталось без пары?
Как себя чувствует человек, когда у него хорошее настроение? Плохое?
2. Введение в тему.
Просмотр видеосюжета о ссоре (отрывок из немого художественного фильма с участием Чарли Чаплина “Цирк”).
– О чем сюжет? (Люди ругаются). Подбираем синоним к слову “ругаются”: ссорятся.
– Как вы догадались, что в сюжете люди ссорятся? По каким действиям людей вы это определили? Как вы думаете, какова причина ссоры в киносюжете?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы поговорим на тему “Почему люди ссорятся?”
2. Беседа по теме.
– Как вы считаете, почему люди ссорятся?
– Каждый из вас в своей жизни не раз ссорился. Вспомните, что при этом вы чувствуете?
– А что такое “ссора”?
Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.
– Подберем синоним к слову “ссора” (конфликт).
– Обобщим наши выводы, чтобы ответить на вопрос нашего занятия “Почему люди ссорятся?”. Как вы думаете, а как можно разрешить ссору? Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)
У каждого ребенка бланк ответов “Нет ссоре!”
Задание: выберете нужный ответ. Ответов может быть несколько. В свободной строке вы можете написать свой вариант ответа на вопрос “Что нужно делать, чтобы не ссориться?”.
Этот же бланк ответов на доске (в увеличенном виде):
1. |
Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку. |
|
2. |
В любой ситуации стоять на своем. |
|
3. |
Говорить спокойно, не употреблять грубых слов. |
|
4. |
Извиниться, если действительно не прав. |
|
5. |
Ответить силой на грубость. |
|
6. |
Слушать спокойно другого. |
|
7. |
Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника. |
|
8. |
Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов. |
|
9. |
Не бояться признавать свою вину. |
|
10. |
Каждый ребенок зачитывает свои ответы, и на доске напротив каждого варианта ставится количество человек, выбравших этот вариант ответа.
Подвести итог получившейся таблицы.
3. Физ.минутка.
Игра “Мостик”.
Цель: выход из конфликтной ситуации с наименьшими эмоциональными и физическими потерями.
Разделить детей на 2 команды.
– Представьте, что вы туристы из двух разных лагерей. Вы идете по лесу. Перед вами горная река. Задание: пройти по нарисованному мостику (ширина 30 см) навстречу друг другу.
Задача играющих: перейти каждому на противоположную сторону ущелья. При этом движение начинают игроки обеих команд одновременно.
Во время игры можно включить аудиозапись шума горной реки.
4. Игра “Поссорились”.
– Мы с вами разобрали, почему люди ссорятся. А как обычно начинается ссора? Что происходит в этот момент между людьми?
По кругу передается конверт, в котором “собраны” варианты конфликтных ситуаций. Дети зачитывают на листках “конфликтную ситуацию”. Должны придумать, чем может закончиться ссора, какой выход необходим из данного конфликта (работа может происходить в парах).
– Какова цель разрешения любой ссоры?
– Как нужно вести себя, чтобы ссора закончилась, мирно разрешилась? (Ответы детей).
– Скажите, в своих ссорах вы действуете также? Тяжело или легко принимать такие решения? Вспомните последнюю ссору в классе, как она разрешилась.
5. Игра “Разожми кулак”.
– Мы уже обсуждали с вами на занятии, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Бывает очень трудно сдерживать себя. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра проходит в парах. Один игрок сжимает руку в кулак, другой старается “разжать” этот кулак. Условие: нельзя дотрагиваться, до игрока, причинять боль. Затем партнеры меняются в парах.
– Объясните, как вы пытались разжать кулак партнера в паре. С помощью чего вам это удалось? (Уговоры, просьбы, хитрость).
– Могли ли вы поссориться в данный момент? Что испытывали при этом? Какое было состояние у вас? А в жизни бывают такие ситуации?
6. Закрепление.
Работа с пословицами.
– Люди всегда ссорились с давних времен. И также искали способы, чтобы решать ссоры мирно. Что же говорит о ссорах народная мудрость – пословица?
Игра “Собери пословицу”: из слов необходимо “собрать” выражение – пословицу, объяснить ее смысл.
Пословицы “появляются” на доске:
Худой мир лучше доброй драки.
В мире жить – с миром жить.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Тайное всегда становится явным.
От одного слова – да на век без мира ссора.
При счастье бранятся, при беде мирятся.
– Какое слово повторяется чаще всех? (Мир).
III. Итог занятия.
– Ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили на тему “Почему люди ссорятся?” что вы для себя запомнили?
– Посмотрите на слово ССОРА (слово написано на доске). Какое другое слово в нем спряталось? (Сор).
– Что такое сор? Это мусор. А что мы делаем с мусором? (Выбрасываем, потому что он нам не нужен).
– Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни. Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится. Спасибо за занятие.