Значимость данной темы для современной школы, в последнее время, попала в поле пристального внимания педагогов, социальных педагогов, психологов-консультантов. Но проблема делинквентности и формы работы с такими подростками в образовательных учреждениях разработаны недостаточно. Что же такое делинквентное поведение?
Деликвент (от лат. delinquens – совершающий проступок), правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением. В статье педагога-психолога Алексея Гадаева “Особенности деликта подростков и пути их коррекции” приводится высказывание Моники Геретхаузер, автора книги “Коррекция поведения детей и подростков”, которая пишет, что к делинквентному поведению подростков относятся – драки, вандализм, нецензурные выражения в общественных мессах и др., т.е. все мелкие хулиганские проступки. Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.).
Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте. [5. с.319-320]
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство или подростковое бунтарство. [4.с.223-224].
Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы и социального педагога, который информирует о социальных нормах поведения, так как несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода.
Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения, в которой фиксируются следующие данные:
– информация о семье, в которой воспитывается ребенок;
– описание проблем, возникающих у ребенка со слов родителей, педагогов, психологов;
– основные черты характера.
За данной категорией детей ведется более пристальное наблюдение.
Если обучающийся совершает противоправное действие, то на него заводится личное дело, которое включает в себя:
– информацию о совершении противоправного действия;
– комплексную программу индивидуального сопровождения ребенка, разработанную социально-психологической службой школы с учетом правонарушения;
– дневник наблюдений за прохождением программы, поведением обучающегося, за его участием в школьной жизни. Таким образом, данная работа происходит поэтапно:
1 этап – привлечение ребенка к школе.
2 этап – адаптация ребенка к правилам и
распорядку в школе (не курить, находиться в
помещении без верхней одежды, переобуваться,
находиться в трезвом виде, не грубить).
3 этап – привлечение ребенка к обучению (умение
находиться на уроке в течение 40 минут, приносить
школьные принадлежности, не стесняться их
доставать на уроке).
4 этап – привлечение ребенка к общественной
жизни школы (организация и проведение
мероприятий, участие в кружках и ДО).
5 этап – удержание ребенка длительное время в
рабочем состоянии.
6 этап – поддержание успешности личности
ребенка.
Для решения данного вида деятельности основными функциями СПС является работа с педагогами и непедагогическими работниками школы по информированию и обучению и выработке стиля поведения с данной категорией детей.
Одной из форм работы психолога по профилактике делинквентного поведения среди школьников является информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.
Психологическое консультирование осуществляется по трем видам:
Индивидуальное психологическое консультирование.
Групповое психологическое консультирование (подбор по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);
Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов.
Перед началом применения психологических мер воздействия к обучающемуся необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи, взаимоотношения внутри семьи, место данного субъекта в группе сверстников (лидер, отверженный, “козел отпущения” и т.д.).
Психологическая диагностика включает в себя исследование познавательной сферы учащихся, личностные опросники, с помощью которых определяется акцентуация характера, темперамент, направленность личности; самооценка, определение ценностных ориентаций, оценка эффективности процесса воспитания, изучение ведущей линии поведения; характеристику положительных качеств, на которые можно опереться; восприимчивость или сопротивляемость воспитательным влияниям (причины, характер сопротивления, испорченность отношений).
Одновременно изучаются воспитательные влияния в зоне ближайшего окружения: положительные воздействия и условия, которые надо использовать; отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо устранить или нейтрализовать, авторитетные личности, которые могут участвовать в перевоспитании.
Так же в ходе диагностики и наблюдения определяется вид делинквентного поведения (прогулы занятий, кражи, драки, и т.п. Важно распознать факторы, провоцирующие у делинквента данный тип реагирования;
– выявить цель (что именно субъект хочет достичь при помощи данного поведения);
– выявить, идентифицировать, раскрыть суть дисфункциональной системы убеждений;
– выяснить: “Действительно ли “Это” надо? Может на самом деле надо нечто иное?”
– определить, как можно этого достичь иначе (другим, социально одобряемым и более приятным для данного индивида способом). [1]
Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций таких как “День здоровья”, “День борьбы с курением”, желательно реализовывать профилактические программы, имеющие цель – развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.
При подборе необходимых форм психокоррекционных занятий должны учитываться мнение подростков и их личный опыт. Практически невозможно достичь успеха в профилактике делинквентного поведения в том случае, если дети не обладают и определенными личностными качествами и социальными навыками, иначе они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие.
Неотъемлемой частью психокоррекционных занятий подростков являются упражнения, направленные в первую очередь на отработку коммуникативных навыков ( работа с голосом, выстраивание речи и т.п.), повышение самооценки, навыков уверенного отказа. Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально-бытовых навыков, тренинги подготовки к семейной жизни и т.п.). Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения);
Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Причем изучение отклонений и поиски путей положительного развития духовной и нравственной сферы воспитанника должны осуществляться одновременно. Индивидуальное и групповое консультирование необходимо сочетать с психологической и социальной работой с семьей.
Очень грустно понимать, что далеко не всегда можно изменить реальность, даже имея большое желание помочь, поддержать, изменить, перевоспитать, предупредить. Даже самый лучший педагог – не всесилен. Он не провидец и не волшебник. И самое большее, что он может сделать – это стать тем самым авторитетным “значимым взрослым” для трудного подростка, который способен терпеливо общаться, уважая в этом общении – и себя самого, и подростка. Думать, анализировать и искать вместе с подростком его способности и сильные стороны. И быть готовым к тому, что серьезные перемены требуют времени. Возможно, трудный подросток уже окончит школу, и полностью сменится “контекст”, в котором он существует – и только тогда станет понятно, что именно тогда, несколько лет назад была заложена основа для изменений к лучшему.
Но порой бывает так, что обстоятельства жизни подростка влияют на него гораздо сильнее, чем может повлиять самый лучший и грамотный педагог или психолог. Но даже в этих случаях нужно не отчаиваться и не отворачиваться, а продолжать верить и делать свою работу.
Список литературы
А.Гадаев “Особенности деликта подростков и пути их коррекции” http://www.proza.ru/2010/10/21/1425
Гидденс Э. Социология. “Эдиториал” УРСС .М. 1999.
Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. ч.2. М.: “Академия”, 2005.5.Райс 5. Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. “Питер”. М. 2010.