Цель: вдохновить детей на создание иллюстраций по сказкам Пушкина в рамках участия в конкурсе детского рисунка.
Задачи:
- познакомить детей с произведениями в различных областях искусств, созданных по мотивам сказки А.С. Пушкина (в музыке, кино, живописи, ДПИ, книжной графике, декорациями и костюмами к спектаклям);
- расширить кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес;
- воспитывать чувство гордости и любви к родной литературе.
Ход урока
№ этапа/ слайда | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1 | Учитель объявляет тему урока. | |
2 | Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в небогатой дворянской семье. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» была написана в 1831году. За 180 лет много людей прочитали эту сказку. Но она является не источником радости и читательского удовольствия, но и источником вдохновения. Кого и на что вдохновила эта сказка? |
Дети высказывают свои предположения. |
3 | Вдохновение в музыке. Выберите на своем листке произведение о котором мы будем сейчас говорить. Предположите, кто автор оперы? | Вырезают из индивидуального листка название оперы и приклеивают в тетрадь по литературе. |
4 | РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1844–1908), русский композитор. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности. Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. По окончании Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание на судне «Алмаз». В возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Римский-Корсаков создал 15 опер. В его творчестве преобладала русская тема. |
Вырезают информацию о Римском-Корсакове. |
5-8 | Просмотр слайдов, чтение стихов наизусть, слушание музыкального фрагмента «Полет шмеля». | Чтение и слушание стихов, слушание музыки. |
9 | Вдохновение в живописи. О чем мы будем говорить? Выберите произведение на своем листке. | Вырезают информацию о М.А. Врубеле, название картины, слушают стихи, подготовленные к уроку. |
10-11 | Михаил Александрович Врубель получил два высших образования – юридическое, соблюдая семейные традиции, а второе – Академия художеств. Свободно владел 4 – мя языками. Он был образованнейшим человеком своего времени. С середины 90-х годов стал работать в Частной Русской опере С.И. Мамонтова как мастер-декоратор. В театре была востребована феноменальная память Врубеля – не обращаясь к справочникам, он мог моментально набросать эскизы костюмов, занавеса, декорации любой исторической эпохи и страны. Талант Врубеля был многогранен – он реставрировал и расписывал церкви, иллюстрировал литературные произведения, увлекался керамикой, создавал эскизы для витражей, вышивок, росписей интерьеров. В театре Мамонтова Врубель познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой, которая стала его женой. В опере «Сказка о царе Салтане» Надежда Ивановна исполняла партию царевны-лебедь. Вдохновленный спектаклем и произведением Пушкина, Врубель написал бессмертную картину «Царевна-лебедь». |
|
12 | Сказка Пушкина в книжной графике. О чем будем говорить? | Вырезают информацию о И.Я. Билибине, слушают стихи, подготовленные к уроку. Соотносят изображение с предложенным названием работы. |
13 | Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И.Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в Рисовальной школе' при ОПХ. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, а также к сказкам А.С. Пушкина. Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название "билибинский. А так же работал в журнале и в театре. Несколько лет он жил в Париже, где работал театральным художником – наибольшую известность приобрела опера "Сказка о царе Салтане" (1929) Н.А. Римского-Корсакова, а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. В 1936 г. Билибин вернулся на родину. Тогда же художник оформил спектакль "Сказка о царе Салтане" (1937). В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода. |
|
14-16 | По ходу просмотра учитель обращает внимание детей на то, что на каждом слайде есть не только иллюстрация но и еще что-то. На сл.14 два изображения царя Салтана – чем они отличаются? Как вы думаете, чем кроме иллюстраций книг прославил себя Билибин? |
|
17 | Вдохновение в кинематографе. Какие слова из вашего листка нам сейчас пригодятся? Знакомим детей со новым словом ЭКРАНИЗАЦИЯ. | Дети вырезают слова, относящиеся к кино. |
18 | В нашей стране это произведение было экранизировано трижды. Соотнесите кадры с датой выпуска. Что вам помогло? Как вы думаете, люди каких профессий были вдохновлены сказкой Пушкина? (режиссер, художник-мультипликатор, художник по костюмам, артист, композитор, гример, сценарист, кинооператор,…) | Соотносят картинку и дату выхода фильма, объясняют свой выбор. |
19-21 | Учитель предлагает просмотреть кадры. Кто заинтересуется – может дома посмотреть полную версию | |
22 | Вдохновение в ДПИ – что это такое? Создание художественных изделий, предназначенных главным образом, для быта (БСЭ). |
Дети высказывают предположения. Находят в своем листке слова, наклеивают в тетрадь. |
23 | Федоскинская миниатюра. Как вы понимаете это слово? Давайте его найдем на листке и приклеим в тетрадь. Предположим, какое изделие могло быть украшено. | Вырезают и приклеивают в тетрадь слова, относящиеся к ДПИ. |
24 | В нашей стране несколько центров, в которых создаются лаковые миниатюры. На предыдущем слайде представлены изделия из села Федоскино, а на этом из села Палех. Какие предметы украшают миниатюры? | |
25 |
Какое из этих изделий изготовлено в технике БАТИК, что это такое? | |
26-28 | Просмотр слайдов, обсуждение: на что вдохновила сказка Пушкина других мастеров? | |
29 | Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке? Кого и на что вдохновила сказка Пушкина? Работа с анимированным слайдом: дети повторяют то, о чем шел разговор на уроке. После появления слайда с фотографиями учителей – задается вопрос: на что вдохновила сказка Пушкина нас? ( на создание этого урока). После этого появляется фотография детей: «А вас мы хотели бы вдохновить на создание художественных работ для участия в конкурсе «Пушкин глазами детей». |
Работа с анимированным слайдом. |
Итог урока и домашнее задание | Это только одна из сказок Пушкина, а если бы мы выбрали другую сказку, за ней бы потянулся такой культурный шлейф? Домашнее задание: найти другие произведения искусства, создатели которых вдохновились произведениями Пушкина. |