Цели:
- Сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии;
- Познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений;
- Раскрыть сущность процесса фотосинтеза;
- Доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ;
ЗАДАЧИ:
Образовательные: доказать, что листья являются органом воздушного питания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, умение самостоятельно работать с материалом учебника, умение работать с программными продуктами.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, ЦОР – электронное приложение к учебнику “Биология. Живой организм” линия УМК “Сферы”, издательство “Просвещение”, 2007г. (тема “Фотосинтез”; разделы: медиаобъекты, виртуальная лаборатория, тренажер, контроль), учебник, лабораторный лист.
Планируемые результаты:
– учащиеся в ходе урока должны: называть условия и результаты процесса фотосинтеза, давать его определение;
– уметь обосновывать с помощью эксперимента роль света в процессе фотосинтеза;
– описывать процесс фотосинтеза; приводить доказательства о поглощении растениями углекислого газа и выделения кислорода;
– делать выводы о космической роли зеленых растений;
– пользоваться различными источниками информации и ЦОР;
работать в группе.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Листья растений – своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.
Определение.
Процесс образования органического вещества из воды и углекислого газа с помощью солнечной энергии называется фотосинтез. (фото – свет, синтез-образование)
Это определение было дано еще в 70-е годы прошлого столетия К.А.Тимирязевым. С точки зрения современной науки процесс фотосинтеза – это совокупность процессов поглощения, превращения и использования энергии световых квантов в различных реакциях с затратой энергии. Это определение показывает, насколько на самом деле сложен данный процесс. Наша с вами задача сегодня – разобраться какие условия необходимы для успешного протекания фотосинтеза.
Для начала давайте узнаем, как был открыт фотосинтез.
(Работа по рис.1 (опыт Д. Пристли))
1. История открытия фотосинтеза.
Фотосинтез был открыт в конце XVIII столетия. В 1771 г. английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключал мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибала. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она оставалась живой (рис. 1). Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т. е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался. Голландец Ингенхуз (1779 г.) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света.
Рис.1
2. Доказательства наличия процесса фотосинтеза
Для того чтобы проникнуть в тайны процесса фотосинтеза я предлагаю провести маленькие биологические исследования, а для этого отправимся в виртуальную лабораторию.