Цель урока: актуализация опорных знаний по электрическим явлениям, знакомство учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Продолжить работу по формированию умения систематизации и обобщения знаний;
- Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
2. Развивающие:
- Научить учащихся применять знания в новой ситуации;
- Развить умение объяснить окружающие явления.
3. Воспитательные: Продолжить знакомство учащихся с взаимосвязанностью явлений окружающего мира.
Тип данного урока комбинированный, проектный метод обучения интерактивного характера подачи информации, основанный на диалоговом режиме работы с компьютером, в ходе которого учащийся и учитель управляют последовательностью и глубиной подачи учебного материала, а также использует средства автоматизированного контроля. Данный урок позволяет моделировать процессы и явления природы, приобщает учащихся к исследовательской деятельности. На уроке созданы условия для становления эмоциональных ситуаций как средство реализации индивидуально-ориентированного обучения физики по уровню развития познавательного интереса, любопытства и любознательности при актуализации знаний и усвоении материала, его осмыслении, используя игровые ситуации, ребусы, стихи, опыты. А также созданы условия, чтобы ребята думали, искали и добывали знания вместе с учителем, что дает учащимся пополнять свой интеллектуальный багаж.
Урок с использованием компьютерной технологии позволяет менять виды деятельности учащихся, эффективно использовать время, избегать переутомления ребят и значительно снижает нагрузку на них, формируется целостное представление об изучаемом: зрительный образ, словесное определение, слуховое и визуальное восприятие урока. Использование «экранных» опытов в обучении физике обусловлено реализацией функции источника знаний, метода обучения и вида наглядности. На уроке применяется язык аудиовизуального сообщения, который позволяет создать в сознании школьников образы, обеспечивающие переход от чувственного уровня познания объекта к теоретическому, содействующие формированию целостного представления об изучаемом явлении. Проведенные демонстрационные эксперименты наглядные, четкие и простые, осознанные опытом, не сложные и сопровождаются точным исчерпывающим объяснением. При этом формируются умения и навыки самостоятельного исследования, использование мультипликации, возможность индивидуального просмотра, простота управления аппаратурой. Учебный материал, который успел сохраниться в памяти ученика, закрепляется и подтверждается логикой изложения.
На уроке каждый ученик наблюдает и описывает электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, теплового действия тока, объяснение этих явлений. Рассматривается практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами, предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натурном эксперименте и трудно воспринимается на рисунках. Урок положительно сказывается на общем развитии учащихся и более прочном усвоении ими знаний.
Развивающее обучение, которое занимает одно из приоритетных мест среди инновационных технологий, осуществляю на основе деятельностного подхода. На уроке больше внимания уделяю развитию интеллектуального уровня учащихся, учу детей получать удовольствие от умения объяснять явления окружающей жизни. Именно анализ реальных жизненных ситуаций способствует развитию творческих, исследовательских способностей и успешности обучения.
На уроке показаны межпредметные связи физики со школьными предметами химия, биология, география и д.р. Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала. Для подготовки учащихся к непрерывному образованию, т.е. умению самостоятельно получать знания из книг, журналов, из Интернета предлагаю им тематику рефератов, сообщений по вопросам изучения темы.
В последние годы особое внимание уделяется изучению региональных компонентов образования и энергосберегающей технологии. Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни. На уроке использованы видеофрагменты, сделанные учащимися при проведении экскурсии на объекты связанные с тематикой урока, где рассматривается вопрос профориентации учащихся и наставления специалистов.
При актуализации опорных знаний и изучении новой темы не ставится удовлетворительная оценка при условии, что к следующему уроку будут устранены пробелы.
Достигнута цель обучения физике - развитие личности учащихся, формирование логического мышления, обучение школьников определенным видам деятельности с дальнейшим применением их на практике, развитие умений самостоятельно приобретать новые знания и умения.
Подготовленный урок содержательно и интересно, дает возможность сделать образовательный процесс ярким, привлечь внимание ребят, заинтересовать их в получении знаний и приобретении навыков.
Практика проведения таких уроков показывает о формировании гуманистического мировоззрения, экологического мышления. Урок значительно повышает интерес к изучаемому предмету, побуждает к творческому поиску, развивает речевые и ораторские навыки учащихся, чувства сопричастности к современным событиям, ответственности за будущее. Такие уроки запоминаются надолго всем, урок подготовлен усилиями самих учащихся на уроках информационные технологии в предметах: физика.