Цели: закрепление знаний о глаголе, знакомство с глаголами настоящего времени, умение находить их в тексте и образовывать от других форм глагола; воспитание любви и уважения к родному краю, интереса к русским традициям, применяя простые элементы поисковой деятельности учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, диск с презентацией; записи на доске; карточки со словами для составления предложения, карточки – помощники.
Ход урока
I. Орг. момент.
– У нас сегодня урок необычный, урок-праздник, много гостей. Издавна русский народ славится своим гостеприимством. На уроке у нас будут ещё гости.
Вот один из них. Отгадайте загадку:
В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода.
(самовар)
(Выслушать все ответы учащихся)
– Почему не чайник или кофейник?
II. Работа со словами из словаря.
1. – Как обычно урок начинаем с орфографической работы.
Посмотрим на слова, записанные на доске.
– Что объединяет все эти слова? (Из словаря)
– Когда мы используем все предметы? (Во время приёма гостей)
– Что можно сказать о части речи?
– Какие общие грамматические признаки? (Сущ., нариц., неодуш., в ед.ч., м. и ж.р.)
– Какое слово лишнее? (Пирог – съедобн., начинается с «п», остальные с «с»)
– На какие 2 группы можно разделить эти слова? (м.р. и ж.р.; 2 слога и 3 слога)
(Записать эти слова по группам, в столбик. У доски ученик вставляет буквы, затем проверяем.)
2. Самовар – лишнее слово, т.к. 2 корня.
Сообщение о самоваре.
– Мы знаем, что наша Тульская область славится не только родиной Л.Н.Толстого, но и самоварами.
Тула – исконно русский город, город умельцев – оружейников.
Историю появления самоваров на Руси нам расскажет Капустин Александр. Он предложит вашему вниманию свой мини – проект.
(рассказ ученика с показом слайдов)
Самовары делали из красной и зелёной меди, мельхиора, серебра. Основной металл был и остается – латунь. Первый самовар был изготовлен в 1778 году в Заречье, на Штыковой улице Назаром Лисицыным.
Тула – единственный город в стране, выпускающий жаровые самовары, а с 1956 года – электрические. С 1990 года освоена художественная роспись самоваров. Сегодня изготовляют самовары на заводе «Штамп». Наши самовары получили награды на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Филадельфии.
– А словарь Сергея Ивановича Ожегова нам говорит, что
САМОВАР – это металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
(Это о первых самоварах, а в электрических спираль, нагреваемая от эл. тока)
– В Туле есть музей самоваров, в котором собрана коллекция очень разных самоваров: больших и маленьких, расписных, угольных, электрических и др.
– Как вы понимаете слово коллекция? Что можно коллекционировать?
– Давайте обратимся к нашему словарю, что говорит нам он.
КОЛЛЕКЦИЯ – это систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
3. Составление предложения из слов, используя слова, самовар и коллекция, запись его и разобрать по членам предложения.
– У вас на столах слова – составьте предложение.
Кто затрудняется, может воспользоваться подсказкой на желтых листочках; кому и после этого трудно, можно обратиться к подсказке на зелёном листочке.
– У доски сост. предложение…
(Проверка)
– Молодцы! Хорошо поработали!
III. Новая тема.
1. – Встречайте нового очень необычного гостя.
Отгадайте загадку:
Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
(Глагол)
(Рассмотреть несколько вариантов, если затрудняются, подсказать – часть речи)
– Этот гость так спешил, к нам, что растерял свою одежду. Давайте поможем ему. Что мы знаем о глаголе? (Часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначает действие предметов. Имеет неопр., нач. ф.. Изменяется по временам: наст., прош., буд., по числам и по родам в пр. вр.)
(Во время рассказа детей человечек одевается)
– Мы ещё не всё знаем о глаголе, в 3 и 4 классе мы продолжим изучение и оденем нашего гостя в красивую рубашку с расписными рукавами, а волшебные лепестки цветочков научат нас правильно писать глагольные окончания.
А сегодня мы более подробно будем изучать глаголы настоящего времени, будем находить их в тексте и учиться образовывать от других форм глаголов.
2. А сейчас посмотрим, найдёте ли вы глаголы в стихотворении? (высвечивается на слайде)
Давно на белом свете
Живёт, годами стар,
Поэтами воспетый –
Пузатый самовар!
Сиянье излучает
Морозным днём,
Он сердце согревает
Особенным теплом.
– Найти и выписать глаголы:
I в. – записать, деля на слоги
II в. – для переноса (любым способом)
– Какие общие грамматические признаки этих глаголов? (настоящее время, единственное число)
– На какой вопрос отвечают глаголы в настоящем времени?
3. – Наши предки придумали пословицу: «Чай пьём – деревню берём»
Давайте посмотрим, какой смысл вкладывали в эти слова.
Своими исследованиями поделится Фалько Вера. (Слайд с карт. чаепития и словами: без чашки чая не обсуждался ни один серьёзный вопрос)
Туляки чаёвничали с большим удовольствием, с чувством, с толком, с расстановкой. Чаепитие с самоваром, пряниками, ароматным вареньем было не просто утолением жажды. За чаем решали семейные дела, заключали сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждался ни один серьёзный вопрос.
– А откуда чай к нам пришел нам расскажет Канунов Виталий:
Это китайское слово. В европейские языки проникло двумя путями: народы Запада вывезли его из Южного Китая, где это растение именуется te (отсюда немецкое tee, английское tea)
Мы русские торговали с китайцами Северных провинций, где чай именовался ча. Отсюда наше русское чай.
Появление чая овеяно легендами. Вот одна из них, – а может, кто знает, – быль.
В провинции Юньнань Юго-Западного Китая пастухи заметили: после того, как овцы или козы поедят листики какого-то вечнозеленого деревца, становятся резвыми, бойкими. Решили испытать действие листьев на себе. Высушили, заварили в кипятке, как поступали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой. Так была открыта «божественная трава» – чай.
4. – В XIX веке было распространено такое явление как вечерний чай в домах богатых людей. Вся семья собиралась у самоваров, пили чай. С тех пор эта традиция пришла к нам. В чьей семье сохранилась эта традиция до сих пор?
– У каждой хозяйки был свой секрет чая, передавался из поколения в поколение. Считалось, что чай от семи бед помогает.
Восстанавливая это стихотворение, давайте посмотрим, как же он помогает:
– А какое задание вы можете предложить?
– Давайте по памяти запишем только глаголы, которые сообщают нам о чудодейственных свойствах чая.
– А как вы понимаете смысл этих глаголов?
– А как заваривали чай, нам расскажет Редькина Юлия:
При заваривании чая наши предки использовали универсальную меру: перст.
Под «перстом» подразумевалась щепотка, которая помещалась между большим и указательным пальцами. У каждого человека, в зависимости от возраста и телосложения, была своя индивидуальная мера, которая приносила ему максимальную пользу. (Показать, как брали чай щепоткой – физминутка)
Пили чай часто, 6-7 раз в сутки, и медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от вредных мыслей, болезней и забот.
– Наш земляк, великий писатель Л.Н. Толстой писал: «Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души»
(Найти глаголы настоящего времени)
5. – В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар или чайник, и хозяева, по обычаю, пили с ним чай.
Стол накрывали красивой скатертью, подавали угощения. Среди них и такие названия, которые образованы от глаголов: (давайте отгадаем их).
- сушить – (сушки)
- варить – (варенье)
- лепить – (лепёшки)
- печь – (печенье)
- леденить – (леденцы)
– А ещё об одном лакомстве нам расскажет Дагаева Оксана:
Особенной любовью у наших предков пользовалось чисто тульское лакомство «жамки». Их, дешёвые и очень вкусные, делали из остатков пряничного теста, которое собирали, отжимали (отсюда и название) и выпекали. Жамки были круглыми, мятными или медовыми, всегда без начинки.
– Вот такими гостеприимными были наши предки. Но, чтобы в своём хозяйстве иметь всё это, они много трудились и детей своих учили быть трудолюбивыми, передавали им свои знания.
6. – Давайте и мы потрудимся, закрепим то новое, что узнали на уроке и выполним упр. 395 на стр. 77 (I в. – 1 строчка, II в. – 2 строчка)
В упр. надо образовать настоящее время глагола, кому ещё трудно это делать, можете воспользоваться подсказкой на розовом листочке.
IV. Подведение итогов.
– Что мы нового узнали сегодня на уроке? А из русского языка? (Какая же тема урока?)
– Сегодня на уроке хорошо работали, получили оценки.
V. Домашнее задание.
Выучить правило на стр. 73.