Родительское собрание "Моя семья"

Разделы: Классное руководство


Цель урока: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

Задачи урока:

  1. Актуализировать проблему формирования личности ребёнка в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми.
  2. Расширить представления родителей о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
  3. Выявление дополнительных возможностей влияния семейных устоев, традиций понимания ребёнком роли семьи в перспективе жизни человека.

Форма проведения: круглый стол.

Этапы подготовки:

  • Оформление художественной выставки работ учащихся на тему: “Моя семья”.
  • Анкетирование детей по теме собрания.
  • Плакат “Семейная академия”.
  • Видеоматериал “Подарок мамам и папам”.
  • Проведение теста “Семейные проблемы глазами детей”.

В процессе подготовки к собранию учитель предлагает детям раскрасить фигурки, лежащие у них на столе, в один из цветов – синий или красный. Квадрат относится к родителям, треугольник – к братьям и сёстрам. Если, по мнению детей, проблем в отношениях нет, они закрашивают фигурки в синий цвет, если проблемы возникают – в красный. По завершении работы учитель просит детей наклеить фигурки на лист бумаги и подписать его. Затем, в течение нескольких дней учитель резюмирует результат для предъявления родителям. Листок вкладывается в конверт, таким образом, информация “открыта” только для соответствующих родителей.

Цитаты на доску:

  • “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л. Н. Толстой).
  • “Храни огонь родного очага
    И не позарься на костры чужие.
    Таким законом наши предки жили
    И завещали нам через века:
    Храни огонь родного очага!” (О. Фокина)

ХОД СОБРАНИЯ

Учитель: Чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, детей и школы, наша совместная и согласованная работа. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы.

А.С. Макаренко писал: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми. Воспитание в семье – это основа основ. Всё остальное – детский сад, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник не грани, а бриллианта не будет, будет заготовка.”

Я приглашаю вас в семейную академию, и предлагаю открыть “простые истины”, на которых держится семья и создать модель счастливой семьи.

Семья – красивое слово, но задумайтесь, что такое СЕМЬЯ? Это два вола в одной упряжке, это команда, это ячейка общества. Значимость слова “семья” очень велика. Но бывает, что есть в семье он и она, есть дети, есть крыша над головой, одна фамилия, документы о родстве, а потребности в общении при этом нет. И каждый стремится уйти из дома поскорее, потому что где – то его больше понимают и принимают. Что это? Семья? Наверное, нет. Что – то наподобие пансионата, где можно поесть, постираться, отдохнуть, то есть обиталище внутренне чужих людей. Выходит, что семья – это, прежде всего, внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. Не зря в народе говорят: “Семья в куче – не страшна и туча”

Я предлагаю заложить первый кирпичик “счастливой семьи” под названием совесть.

Вопрос: Как вы думаете, имеет ли совесть отношение к семье?

– Если понаблюдать за ребятами из нашего класса, то часто бывает так: несколько дней нет учебных принадлежностей, карандаши не поточены, нет ручки. В учебник никто не заглядывает, касс нет у многих и сейчас, закладок нет, учебники не обёрнуты. Ребята могут не прийти в школу, не имея на это веской причины. Они первоклассники, и вина за несоблюдение школьных правил лежит на вас, уважаемые мамы и папы. Всем этим вы подвергаете своего любимого, родного ребёнка переживаниям, стрессам. Ребёнок вынужден отвечать за ваши промахи и просчёты. Очень часто можно услышать фразу: “ Я делал, а мама в портфель не положила” Потом это входит в привычку и образ жизни.

В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни посадить дерево, построить дом и воспитать ребёнка. Вырастить дерево – значит любить его и ухаживать за ним. Построить дом – не у всех сегодня есть средства на строительство собственного жилья. А вот выстроить храм души, не загубив его алчностью, эгоизмом, завистью, пьянством, равнодушием, дать ему небесную чистоту может каждый, если постараться. Вырастить ребёнка – не просто вырастить тело, а сотворить дух, подобный себе. Вот тогда весть о тебе будет доброй и совесть твоя будет чиста.

Следующие два кирпичика это – любовь и мудрость.

– Я уверена, что вы все любите своих детей. А.Сухомлинский писал: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей”.

Есть много разновидностей такой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотичная, любовь откупа.

Любовь умиления самое печальное, что представить в отношении родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия “можно”, “нельзя”, “надо”. Вот с такой установкой – можно всё – дети приходят в школу. Им можно всё: кричать, бегать, перебивать учителя и товарищей, плохо вести себя в столовой и на перемене. Принцип воспитания многих родителей – делай что хочешь, мне не мешай. А ведь родители в ответе за поступки своих детей, они должны предъявлять к детям необходимые требования и учить тому, что можно, а что нельзя, и не оставлять без внимания ни один поступок. Недаром народная мудрость гласит: “Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит, разреши делать всё, что он хочет”

Любовь деспотичная – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке. Он перестаёт верить в человека, ребёнок ожесточается. Родительская власть должна не подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Любовь откупа при такой любви родители считают, что их роль заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. В такой семье растут дети, которые не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие, сочувствие. Дети начинают драться, обижать других детей из-за мелочей, пустяка. Дети, выросшие в таких семьях, никогда е посочувствуют своему товарищу, не помогут, а вот смеяться над неудачами других умеют лучше всех.

Дорогие мамы и папы! Играйте с детьми, любите их, будьте всегда с ними, независимо от возраста!

– В народе есть такая пословица: “Без труда не вытянешь и рыбку из пруда”. А уж человека вырастить без труда ещё никому не удавалось. Следующий кирпичик – это труд.

Вот и вам сейчас нужно будет потрудиться. Продолжите фразу:

  • Семейное счастье – это…”
  • “Самое трудное в семейной жизни – это…
  • “У нас в семье под запретом…”
  • “Если мы ссоримся, то…”
  • “Если у ребёнка что-то стряслось…”
  • “Радость в моей жизни – это…”
  • “Главное в счастливой семье…”

А теперь ситуация: Бабушка рассказывает: “Моей внучке 7 лет. Когда я начинаю что – нибудь делать, она хочет делать то же и конечно мешает мне. Расплёскивает воду по полу, обливается. Какой помощник из неё в 7 лет? Пусть играет со своими игрушками”

Вопрос: Права ли бабушка? (Родители высказывают своё мнение)

Учитель: Если ребёнок привыкает к тому, что всё даётся легко и просто, усилия и старания не нужны, тогда может произойти так, что у ребёнка не будет сформировано серьёзное отношение к занятиям. Он не научится правильно держать ручку, будет не усидчив, не будет терпения и настойчивости, так необходимых в учебной деятельности.

Важно следить, чтобы ребёнок всегда доводил начатое дело до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение к делам ребёнка, ваша требовательность. Если он видит, что вы серьёзно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить и поощрять нужно за определённую работу, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребёнка помогает ему проявить усилие, вырабатывает правильное отношение к любому делу.

Следующие два кирпичика – это лад и праздник.

Вопрос: Как вы думаете, как влияет положительное отношение в семье на внутреннее состояние ребёнка? А может, никак не влияет?

Смотря на ваших детей, наблюдая за моими первоклассниками, по их поведению я всегда могу сказать, как обстоят дела в его семье. Если в семье любовь, мудрость, лад – то ребёнок спокоен, уравновешен, раскован, жизнерадостен. И наоборот: ребёнок плачет, нервничает, ничего не слышит – это первый сигнал к тому, что дома непорядок.

Нужны ли семье праздники?

– Говорят, что чем старше мы становимся и чем труднее мы живём, тем нужнее праздники. А ещё говорят, что если из семьи уходят шутки, юмор, игра, тогда семья становится ущербной. Уважаемые, родители! Праздник – это детство, и если оно закрыто от нас годами и неточностью воспоминаний, значит, мы далеки от ребёнка, семью объединяют и увлечения, совместные хобби. Хобби, особенно семейное, расширяет кругозор и, возможно, открывает самому человеку доселе скрытые таланты.

Ну, и последний кирпичик – это пример.

Здесь я вам много говорить не буду. А перескажу вам рассказ Л. Н. Толстого “Старый дед и внучек”.

“В одной семье жил старый дедушка: глаза его слезились, руки дрожали, изо рта постоянно бежала слюна. Однажды он уронил тарелку с едой, и ковёр замарался, тарелка разбилась. Сноха заругалась: “ Теперь буду кормить тебя из свинячьей лоханки”. Сказала и сделала. В комнате теперь было чисто. Прошло много времени с тех пор. И однажды родители заметили увлечение сына: он что – то мастерил из дерева вот уже ни один день.

– Что делаешь, родименький? – спросила сына мать.

– Делаю лоханку, чтобы вас потом из неё кормить.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом
Чтобы не каяться потом.

Учитель: Не секрет, что семейные узы – самые крепкие, самые постоянные и самые надёжные. В заключении я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях, особенно в тех, где один ребёнок, появились ещё дети и принять “Кодекс истинного родителя”

Кодекс истинного родителя

  • Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам)
  • Если родители требуют от ребёнка проявлений трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего возраста к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители е могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.

Напутствие классного руководителя

Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: “В чем смысл жизни?” Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли…

А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, к брату. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, – одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими счастливыми. Да, всё начинается с семьи, дома – и ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, ДОБРА!

Я несу тебе в ладошках
Сердце, смятое в лепёшку,
Но пока ещё живое,
Трепетно вздохнёт порою,
Капнет капелькой алой,
И сожмётся вновь устало.
Нет уже в нём силы прежней,
Обращались с ним небрежно.
Грели, мяли, целовали,
А потом как мяч пинали.
Сколько вмятин от ударов,
Сколько ран позаростало?
Ты возьми в свою ладошку
И согрей его немножко,
Может вновь оно забьётся
И сквозь слёзы улыбнётся.