Общение в жизни человека

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель урока: познакомить обучающихся с понятием “общение” и его значении в жизни человека.

Материалы: ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

Ход занятия

I. Вступительное слово.

– Добрый день ребята. Сегодня на классном часе мы познакомимся с понятием “общение” и его ролью в жизни человека.

– Кто может попытаться объяснить понятие “общение”?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний опыта обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. (Я – тебе свое Я, а ты – мне свое Я.)

– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

– Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно?

Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком. Общение играет в жизни человека важную роль. Общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. И в доказательство этого к вашему вниманию прилагаю послушать притчу.

В одном монастыре жили два брата. Один был очень умен, а второй был глуп и одноглаз. В этом монастыре было правило, принимать путников на ночь только в том случае, если они выигрывали диспут.

И вот однажды вечером к ним постучался странствующий монах. Старший брат был очень занят и отправил младшего и сказал ему:

– Сядешь напротив и молчи.

Младший ушел.

Прошло время. Вдруг вошел странствующий монах и поклонившись сказал:

Я преклоняюсь перед великой мудростью Вашего брата и вынужден уйти.

– Хорошо, но как прошла ваша беседа?– спросил старший брат.

– Мы сели напротив друг друга и долго молчали. Потом я показал Вашему брату один палец, имея ввиду, что Будда великий учитель. На что мне Ваш брат показал два пальца, имея ввиду, что велик Будда и его учение. Тогда я показал Вашему брату три пальца, имея ввиду, что велик Будда, его учение и мир, который нас окружает. И тут Ваш мудрый брат превзошел меня – он показал мне кулак, имея ввиду, что Все едино, – и монах ушел.

Через какое-то время вернулся младший брат очень сердитый и старший его спросил:

– Почему ты сердит?

– Я чуть не избил этого странствующего монаха.

– Но почему? Как прошла ваша беседа?

– Как ты и сказал, я сел и долго молчал. Потом он мне показал один палец, имея ввиду, что у меня один глаз. Тогда я, как гостеприимный хозяин показал ему два пальца, имея ввиду, что у него-то их два. Но он продолжал дразнить меня и показал три пальца, имея ввиду, что на двоих у нас всего три глаза. И тогда я показал ему кулак, предупреждая его о том, что если он будет продолжать в том же духе, то я с ним буду драться.

II. Работа по теме.

1) – Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.

– Задумывались ли вы, почему это происходит?

– Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.

– В ссорах люди чаще всего обвиняют других. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности, откровенно и сразу.

2) Тест “Коэффициент моей общительности” В.Ф. Ряховского

Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов — “да”, “иногда” и “нет”.

Инструкция: вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: “да”, “нет”, “иногда”.

Тест опросника:

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или ином мероприятии?
  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо ко миссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: — “да” — 2 очка; “иногда” —1 очко; “нет” — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста:

30—31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19—24 очка. Вы, в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает,

вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4—8 очков. Вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнения ми. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа — не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

3) Тест – игра “С тобой приятно общаться”.

– Умеем ли мы общаться, лучше всего знают, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении, как мы знаем друг друга.

Для этого я вам раздам листочки, на которых вы напишете фамилии и имя учеников из класса, и напротив соответствующие значения для каждого ученика. Расшифровка значений написана на доске.

+2 – с тобой очень приятно общаться

+1 – ты не самый общительный человек

0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 – с тобой иногда не приятно общаться

-2 – с тобой очень тяжело общаться

Далее запись разрезаете на каждую отдельный листок, где написано только одна фамилия и имя, складываете и отдаете адресату. Адресат подсчитывает баллы. Если результаты не нравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомнить, что все зависит от тебя самого.

Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой.

Напишите на одном листочке “Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно”, а на другом листочке напишите “Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно”. Сдайте тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения. Далее сообщается какое общение выбрали большинство участников.

Кроме этого, не забывайте, что существуют простые правила общения:

  • Будьте вежливы, и у вас будет много друзей, все окружающие люди будут уважать вас.
  • Будьте внимательны; не забывай приветствовать людей при встрече, благодарить и прощаться.
  • Называйте друзей по имени, и они будут к вам обращаться так же.
  • К взрослым людям обращайтесь уважительно, на “вы”.
  • Умейте внимательно слушать других, и вы узнаете много нового.
  • Умейте поставить себя на место другого, и вы сможете понять его.

Соблюдая эти правила, вы будете получать от общения только положительные эмоции.

III. Подведение итога занятия.

В заключении, поделились своими впечатлениями от классного часа.

– Что понравилось? Что не понравилось?

– Оцените наше занятие таким образом: выкиньте на счет три столько пальцев (по 5 бальной шкале), на сколько оцениваете наше сегодняшнее занятие.