Цели урока:
- познакомить учащихся с фразеологизмами;
- учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
- учить находить фразеологизмы в тексте.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Индивидуальные задания на компьютере(6человек)
3. Фронтальный опрос
- Какая наука изучает словарный состав языка?
- Что такое лексическое значение слова?
- Сколько значений может иметь слово? Как они называются ,приведите пример.
- Какие слова называются омонимами?
- Какие слова называются синонимами?
- На какие группы делятся слова русского языка?
- Назовите группы необщеупотребительных слов?
- Какой путь проходит неологизм? Приведите пример.
4. Объяснение новой темы. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение лексикологии. Тема нашего урока: "Фразеология".
(Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь) Презентация, слайд №1, 2
- Что такое фразеологизмы? (слайд №3, 4)
Фразеологизм-это устойчивое неделимое сочетание слов,которое можно заменить синонимом,одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.Фразеологизм - это средство выразительности языка,они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.
- Какое значение имеет фразеологизм? (слайд №5, 6, 7)
- Море по колено - ничто не страшно.
- Мухи не обидит - кроткий человек.
- Как две капли воды - очень похожи друг на друга.
- Тянуть кота за хвост - надолго затягивать какое-либо решение или дело.
- Витать в облаках - мечтать.
- Не разлей вода - дружные ребята.
- Плясать под чужую дудку - беспрекословно выполнять волю.
- Водить за нос - обманывать.
- Сесть на шею - быть обузой для другого человека.
- Где мы можем найти значение фразеологизмов? (слайд №8 - зачитывают учащиеся).
5. Работа сучебником. Найдите в толковом словаре учебника фразеологизмы,выпишите их и дайте его лексическое значение. (У доски работает 1 человек, с фразеологическим словарем 2 человека)
6.Словарь просит выполнить задания. "Помоги иностранцу" (слайд 9,10). - объясни значение фразеологизмов.
- Крокодиловы слезы.
- Взять быка за рога.
- Сесть в калошу.
- Заметать следы.
- Лезть в бутылку.
- Опять завис.
- Вверх ногами.
6. Следующее задание словаря: на место пропусков в тексте вставить фразеологизмы и подчеркнуть каким членом предложения является. (слайд №11)
Вывод:(формулируют учащиеся) Для чего в речи мы употребляем фразеологизмы? (слайд №12)
7. Продолжи предложение. (слайд №13)
- Самому надо отвечать за свои поступки, а не прятаться за:
- На садовом участке ребята работали дружно, старались:
- Бросились искать приезжего, а его и след :
- У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой :
- Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи:
- Мы его расспршиваем, а он словно воды:
Обиделся Петя на замечания товарищей,надулся как:
8. Составь предложения с фразеологизмами. (слайд №14).
9. Исправь ошибку (слайд №15).
10. Откуда берутся фразеологизмы и сфера их употребления (слайд №16,17)
11. Распределительный диктант (устно).
1 Разговорный;
2 Книжный;
3 Публицистический.(слайд №18)
12. Сегодня вы хорошо поработали, посмотрим как вы усвоили сегодняшнюю тему. Работа в группах.
1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения,дайте названия группам (что для них является общим), определите значение фразеологизмов.
Вне себя.Выйти из себя. Довести до белого каления. И бровью не шевельнул. Как с гуся вода. Махнуть рукой. Моя хата с краю. Хоть бы что.Рвать и метать.
2 группа. Запишите фразеологизмы по группам:
а) выражающие радость, счастье;
б) выражающие недоумение.
Вон оно что!.Воспрянуть духом. Вот так штука! Глазам своим не верю. Как баран на новые ворота. Наверху блаженства. Не укладывается в голове. Подумать только. Развести руками. Ума не приложу. Хорошенькое дело! Скажи на милость Вот так номер.
3 группа.К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.
Рукой подать.Спервого взгляда.С горем пополам. С первых слов. Засучив рукава. Затаив дыхание. На каждом шагу. Остаться сносом. Опустить руки. Так себе. Черным по белому.Два сапога пара.Мороз по коже.
13. Итог урока
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего служат в речи?
- Кто больше?(слайд №22)
Выставление оценок (слайд №23)
Домашнее задание (слайд №"24).