Цели урока:
- формирование навыков и умений для решений задач на растворы;
- познакомить учащихся со свойствами воды;
- развивать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизации, сознательного восприятия учебного материала;
- способствовать развитию математической речи, творческой деятельности учащихся;
- воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, уверенности в себе, бережное отношение к водным ресурсам.
Методы: беседа, экспериментальная работа учащихся, оформление результатов эксперимента, демонстрационные опыты, выполнение расчетных заданий, игровая деятельность.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, стакан с водой, стеклянная палочка, мензурка, колба, сульфат натрия, хлорид кальция, хлорид натрия, уксусная кислота, лимонная кислота, яблоки, горшок с цветком, игрушка слоненок, бокал, футболка, стаканчики с наклейками результатов решений задач в группах.
Приложение: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Организационный момент.(1-2 мин)
Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой, которую нашел на улице. Он просит учителя химии помочь ему определить, что за вещество в бутылке, не опасна ли она для окружающей среды. Учитель предлагает классу помочь первокласснику определить, что за вещество в бутылке.
Учитель химии.
Лабораторная работа. “ Свойства веществ, которые мы измеряем”. Слайд№2
На стол каждой группы ставится мензурка с веществом из бутылки.
Необходимо заполнить таблицу:
№ | Свойства вещества |
Проба образца |
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Форма | ||
Запах | ||
Прозрачность |
Проверка лабораторной работы (Слайд №3)
Учитель математики. Проводит устную работу. Слайд №4
Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это самое необыкновенная жидкость на свете.
1.Упростить выражения:
2. Решить уравнение -5х=125 и угадать название жидкости.
3. Представить в виде процентов: . Слайд № 5.
10 % | 113% | 170% | 25% | 4% | 45% | 20% | 75% | 50% | 125% |
Н | Т | С | Р | О | Ж | А | В | Ы | И |
Учитель химии. Слайд № 6
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…
Переход к теме урока. Вся практическая деятельность и жизнедеятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Слайд № 7
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ?
Учитель математики. Слайд № 8-12
Разбираем решение одной из задач с химическим содержанием. Вспоминаем три этапа математического моделирования, составляем модель задачи и решаем ее в тетради.
Задача.
Для лучшей сохранности свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария ВаСl2 с массовой долей 0,04. Приготовьте 50 г такого раствора.
(Обсуждение с классом как построить модель задачи)
Математическое моделирование:
I этап – составление математической модели;
II этап – работа с математической моделью;
III этап – ответ на вопрос задачи.
I этап:
Пусть х г – масса хлорида бария (ВаСl2), тогда (50-х)г – масса воды в растворе. Так как процентное содержание хлорида бария составляет 4%, а весь раствор – 100% получаем:
II этап:
III этап:
2г – хлорида бария (ВаСl2), 50-2=48 г – масса воды
Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г хлорида бария (ВаСl2) и 48 г воды.
Задачи для работы в группах. Проводится работа обучающего характера с последующей проверкой. На основе результатов задач готовятся растворы (из набора предложенного химического оборудования), имеющие практическую значимость в повседневной жизни человека.
1.Решение задач. Слайд № 13-24
Лаборатория “Юный натуралист”
1.Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 0,02, или 2 %. Приготовьте 60 г такого раствора.
Лаборатория “Дары лета”
2. Существует такой способ хранения яблок: перед укладкой на зимнее хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида кальция CaCl2 с массовой долей 0,002, или 0,2 %. Приготовьте 70 г такого раствора соли.
Лаборатория “ Зоопарк”
3. Больному слоненку в зоопарке выписали физиологический раствор. Приготовьте 10 г 1% раствора хлорида натрия. Пусть слоненок будет здоровым!
Лаборатория “Химия на кухне”
4. Для мытья посуды и зеркал применяется раствор с 4 % содержанием уксуса. Сколько грамм воды и уксуса необходимо взять, чтобы приготовить 250 г раствора.
Лаборатория “Химчистка”
5. Если на вашей футболке появилось пятно от фруктов – вам поможет 0,8% раствор лимонной кислоты. Приготовьте 250г такого раствора.
6*.(дополнительная задача для тех, кто первым справится с заданием) Какова будет масса смеси и ее концентрация, если смешать 30 граммов 40 %– го раствора сахара и 10 граммов 4%– го раствора сахара?
2.Приготовление растворов по результатам работы.
№ лаборатории |
Масса раствора (г) |
Процентное содержание (%) |
Масса вещества (г) |
Масса воды (г) |
1 | 60 |
2 |
1,2 |
58,8 |
2 | 70 |
0,2 |
0,14 |
69,86 |
3 | 10 |
1 |
0,1 |
9,9 |
4 | 250 |
4 |
10 |
240 |
5 | 250 |
0,8 |
2 |
248 |
Учитель химии. Вы видите, что вода участвует в различных процессах.
Ответ на вопрос урока
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ? Слайд № 25-26
Без воды – грязь, без воды – болезни.
В.В.Маяковский
Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, открывает… еще большие, неограниченные возможности.
И.В. Петрянов – Соколов
Учитель математики. Слайд № 27
Музыка может возвышать и умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей.
Морис Клайн
Домашнее задание. Слайд № 28
- Найти примеры применения водных растворов.
- Найти рецепт приготовления раствора, используемого в быту, составить по рецепту задачу и решить ее.