Классный час "Как отказаться от вредных привычек?" Деловой практикум с элементами тренинга

Разделы: Классное руководство


Цели урока:

  • сформировать у детей понятие “хорошие” и “плохие” поступки.
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • знакомство учащихся с правилами отказа от вредных привычек
  • Дополнительно: выявление группы риска.
  • Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; наркомания не прощает ничего, никому, никогда.
  • В начале урока следует провести тест “Моя семья”, позволяющий выявить взаимоотношения в семье и характер отношения к детям (занимаются ли родители воспитанием, интересуются ли внутренним миром ребенка). Это позволит учителю выявить группу риска (психологически безнадзорные, с последствиями родовой травмы, девиантным поведением). (Приложение №1). (Дома дети нарисовали рисунок своей семьи.)
  • В рисунке также важно отметить цветовую гамму, размеры действующих лиц, дистанцию между членами семьи.
  • Наличие в рисунке мрачных тонов свидетельствует о психологическом напряжении ребенка, неудовлетворенности, одиночестве. Светлые тона – о благополучии, удовлетворении, спокойствии.
  • Приготовить картинки с изображением разных поступков.

 Ход урока

Беседа по вопросам:

1. Вопросы:

  • Какие поступки бывают?
  • Хорошие и плохие.
  • Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие.
  • Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие.

Вывод: Поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим. За плохие поступки родители могут и должны наказывать, обязательно разъясняя, за что.

2. Вопрос: для чего люди совершают ошибки?

Учитель: Но мы можем сказать им что-то такое, после чего они будут лучше себя чувствовать, несмотря на допущенную ошибку. То же самое мы можем делать по отношению к себе, если допускаем какие-нибудь промахи. Ниже приводятся хорошие слова, которые мы можем говорить другим и самим себе.

Себе:

  • В следующий раз я сделаю это лучше.
  • У всех бывают дни, когда не везет, и у меня сегодня был такой неудачный день.
  • Все хорошо, я лишь допустил ошибку.
  • Я не такой уж плохой человек.
  • Я кое-чему научился, и это уже хорошо.
  • Я сделал все, что мог.
  • Идеальных людей нет.
  • Это на меня совсем не похоже.
  • Я все равно нравлюсь людям, хотя допускаю ошибки.

Другим:

  • Ну что ж, всякое бывает.
  • Не расстраивайся, в следующий раз будет лучше.
  • Такое бывало и со мной. Я знаю, как сейчас тебе приходится.
  • Почему бы тебе еще раз не попробовать?
  • Это не так уж плохо.
  • Все ошибаются.
  • Давай чем-нибудь займемся, чтобы перестать думать об этом.
  • Я пока еще твой друг, и конец света еще не настал. (Эти листы остаются у учащихся в личном пользовании.)

Выработка правила отказа “Умей сказать "Нет"”

Учитель задает вопрос учащимся:

– Трудно ли вам отказать кому-либо, если вас просят о чем-то? Послушайте выдержку из газетной статьи о наркомании: “Рустам более 2 лет назад познакомился с Таней и безумно влюбился в нее. Она очень хороша собой и обладает безупречным характером. Но мягкий характер сыграл с ней и Рустамом злую шутку. Однажды знакомые предложили им уколоться героином. Отказаться было неудобно!

Таню и Рустама друзья "угощали" героином часто, видимо, зная о высоких доходах Рустама и надеясь урвать кусочек от них, его целенаправленно "сажали" на иглу. Когда пара уже не могла прожить без героина и дня, "лекарство" им начали продавать”.

Учитель:

Вам предлагают попробовать наркотик, причем в очень вежливой форме так, как будто вам хотят сделать одолжение. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред. (Записано на доске)

Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:

  • Право делать то, что ему лучше.
  • Право принять решение.
  • Право передумать, поменять решение.

Учитель задает вопрос учащимся:

– Кто умеет правильно отказать?

Можно разыграть сценку. Два персонажа: один уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться. Затем происходит обсуждение ситуации, учащиеся предлагают свои варианты отказа. После этого учащимся предлагается записать в тетради правила отказа или делается запись на классной доске:

  • Никогда не колебаться, а решительно и твердо сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.
  • Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: “Я тебя понимаю, но...”
  • Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестко: “Послушай, почему ты мне навязываешь это?”
  • Отказаться вообще говорить на эту тему.
  • Можно предложить компромисс: “Давай сейчас оставим этот разговор и вернемся к нему в другой раз”.

Помните! Каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека. Его наказывают за плохие поступки?

3. Вопрос: Почему (для чего) награждают за хорошие поступки?

(Очень важно, чтобы ребенок с детства был приучен достигать приятного хорошими поступками (трудом, полезными делами, помощью одноклассникам и т.д.), а не приемом каких-то веществ.)

  • В то же время за плохой поступок можно попросить прощения.

4. Вопрос: что такое прощение? — Оно неразрывно связано с понятием раскаяние.

  • Раскаяние – переживания по поводу своего поступка. Ребенок, совершивший плохой поступок, понял, что поступил плохо, и сожалеет об этом. Воспоминание о своем поступке ему неприятно, и у него возникает желание больше никогда так не поступать. Когда родители видят, что ребенок раскаялся, они его одобряют за это раскаяние и впоследствии об этом поступке уже не напоминают. Это и есть прощение.

5. Вопрос: что значит “человека простили”?

Это значит, что ему больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него.

Физминутка. Игры на снятие эмоционального напряжения.

(Приложение №2)

6. Вопрос: как быть, если у ребенка постоянно возникает желание совершать плохие поступки?

Это значит, что человек стал “рабом” стремления к плохим поступкам. Каждый случай потребления наркотических веществ – тоже плохой поступок. Человек, желающий потреблять наркотические вещества, становится “рабом” своего желания.

Вопрос: а можно попросить прощения у своего собственного желания?

– Нет, это невозможно, потому что желание вновь и вновь напоминает о себе. Оно не дает человеку возможности забыть о своем поступке и заставляет его совершать такие поступки вновь и вновь.

Вопрос: почему употребление наркотиков – это плохой поступок? Какие поступки считаются плохими? (Можно поговорить с учащимися по прочитанным главам или прочитать другие произведения аналогичного содержания).

Заключение.

Можно ли за употребление наркотиков попросить прощение?

– Нет! Нет! И еще раз нет! Потому что все равно это не поможет. Но очень важно, если человек твердо решит: больше никогда не буду употреблять наркотики! К сожалению, не каждому это удается. И поэтому лучше не пробовать наркотик ни разу.

В итоге делового практикума учитель проводит собеседование с учащимися:

  • Как можно улучшить свое состояние, если вы совершили ошибку?
  • Кто нуждается в поддержке?
  • Почему важно вовремя ее оказать?
  • На чью поддержку вы можете рассчитывать всегда, в любую минуту?
  • О каких своих правах нужно помнить и пользоваться ими, если вам пытаются навязать нежелательные поступки?

Затем учитель вновь акцентирует внимание учащихся на здоровом образе жизни и вреде наркомании, умении с детских лет отказываться от вредных привычек, табака, наркотиков и алкоголя.