Цели урока:
- сформировать у детей понятие “хорошие” и “плохие” поступки.
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- знакомство учащихся с правилами отказа от вредных привычек
- Дополнительно: выявление группы риска.
- Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; наркомания не прощает ничего, никому, никогда.
- В начале урока следует провести тест “Моя семья”, позволяющий выявить взаимоотношения в семье и характер отношения к детям (занимаются ли родители воспитанием, интересуются ли внутренним миром ребенка). Это позволит учителю выявить группу риска (психологически безнадзорные, с последствиями родовой травмы, девиантным поведением). (Приложение №1). (Дома дети нарисовали рисунок своей семьи.)
- В рисунке также важно отметить цветовую гамму, размеры действующих лиц, дистанцию между членами семьи.
- Наличие в рисунке мрачных тонов свидетельствует о психологическом напряжении ребенка, неудовлетворенности, одиночестве. Светлые тона – о благополучии, удовлетворении, спокойствии.
- Приготовить картинки с изображением разных поступков.
Ход урока
Беседа по вопросам:
1. Вопросы:
- Какие поступки бывают?
- Хорошие и плохие.
- Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие.
- Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие.
Вывод: Поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим. За плохие поступки родители могут и должны наказывать, обязательно разъясняя, за что.
2. Вопрос: для чего люди совершают ошибки?
Учитель: Но мы можем сказать им что-то такое, после чего они будут лучше себя чувствовать, несмотря на допущенную ошибку. То же самое мы можем делать по отношению к себе, если допускаем какие-нибудь промахи. Ниже приводятся хорошие слова, которые мы можем говорить другим и самим себе.
Себе:
- В следующий раз я сделаю это лучше.
- У всех бывают дни, когда не везет, и у меня сегодня был такой неудачный день.
- Все хорошо, я лишь допустил ошибку.
- Я не такой уж плохой человек.
- Я кое-чему научился, и это уже хорошо.
- Я сделал все, что мог.
- Идеальных людей нет.
- Это на меня совсем не похоже.
- Я все равно нравлюсь людям, хотя допускаю ошибки.
Другим:
- Ну что ж, всякое бывает.
- Не расстраивайся, в следующий раз будет лучше.
- Такое бывало и со мной. Я знаю, как сейчас тебе приходится.
- Почему бы тебе еще раз не попробовать?
- Это не так уж плохо.
- Все ошибаются.
- Давай чем-нибудь займемся, чтобы перестать думать об этом.
- Я пока еще твой друг, и конец света еще не настал. (Эти листы остаются у учащихся в личном пользовании.)
Выработка правила отказа “Умей сказать "Нет"”
Учитель задает вопрос учащимся:
– Трудно ли вам отказать кому-либо, если вас просят о чем-то? Послушайте выдержку из газетной статьи о наркомании: “Рустам более 2 лет назад познакомился с Таней и безумно влюбился в нее. Она очень хороша собой и обладает безупречным характером. Но мягкий характер сыграл с ней и Рустамом злую шутку. Однажды знакомые предложили им уколоться героином. Отказаться было неудобно!
Таню и Рустама друзья "угощали" героином часто, видимо, зная о высоких доходах Рустама и надеясь урвать кусочек от них, его целенаправленно "сажали" на иглу. Когда пара уже не могла прожить без героина и дня, "лекарство" им начали продавать”.
Учитель:
Вам предлагают попробовать наркотик, причем в очень вежливой форме так, как будто вам хотят сделать одолжение. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред. (Записано на доске)
Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:
- Право делать то, что ему лучше.
- Право принять решение.
- Право передумать, поменять решение.
Учитель задает вопрос учащимся:
– Кто умеет правильно отказать?
Можно разыграть сценку. Два персонажа: один уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться. Затем происходит обсуждение ситуации, учащиеся предлагают свои варианты отказа. После этого учащимся предлагается записать в тетради правила отказа или делается запись на классной доске:
- Никогда не колебаться, а решительно и твердо сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.
- Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: “Я тебя понимаю, но...”
- Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестко: “Послушай, почему ты мне навязываешь это?”
- Отказаться вообще говорить на эту тему.
- Можно предложить компромисс: “Давай сейчас оставим этот разговор и вернемся к нему в другой раз”.
Помните! Каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека. Его наказывают за плохие поступки?
3. Вопрос: Почему (для чего) награждают за хорошие поступки?
(Очень важно, чтобы ребенок с детства был приучен достигать приятного хорошими поступками (трудом, полезными делами, помощью одноклассникам и т.д.), а не приемом каких-то веществ.)
- В то же время за плохой поступок можно попросить прощения.
4. Вопрос: что такое прощение? — Оно неразрывно связано с понятием раскаяние.
- Раскаяние – переживания по поводу своего поступка. Ребенок, совершивший плохой поступок, понял, что поступил плохо, и сожалеет об этом. Воспоминание о своем поступке ему неприятно, и у него возникает желание больше никогда так не поступать. Когда родители видят, что ребенок раскаялся, они его одобряют за это раскаяние и впоследствии об этом поступке уже не напоминают. Это и есть прощение.
5. Вопрос: что значит “человека простили”?
Это значит, что ему больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него.
Физминутка. Игры на снятие эмоционального напряжения.
6. Вопрос: как быть, если у ребенка постоянно возникает желание совершать плохие поступки?
Это значит, что человек стал “рабом” стремления к плохим поступкам. Каждый случай потребления наркотических веществ – тоже плохой поступок. Человек, желающий потреблять наркотические вещества, становится “рабом” своего желания.
Вопрос: а можно попросить прощения у своего собственного желания?
– Нет, это невозможно, потому что желание вновь и вновь напоминает о себе. Оно не дает человеку возможности забыть о своем поступке и заставляет его совершать такие поступки вновь и вновь.
Вопрос: почему употребление наркотиков – это плохой поступок? Какие поступки считаются плохими? (Можно поговорить с учащимися по прочитанным главам или прочитать другие произведения аналогичного содержания).
Заключение.
Можно ли за употребление наркотиков попросить прощение?
– Нет! Нет! И еще раз нет! Потому что все равно это не поможет. Но очень важно, если человек твердо решит: больше никогда не буду употреблять наркотики! К сожалению, не каждому это удается. И поэтому лучше не пробовать наркотик ни разу.
В итоге делового практикума учитель проводит собеседование с учащимися:
- Как можно улучшить свое состояние, если вы совершили ошибку?
- Кто нуждается в поддержке?
- Почему важно вовремя ее оказать?
- На чью поддержку вы можете рассчитывать всегда, в любую минуту?
- О каких своих правах нужно помнить и пользоваться ими, если вам пытаются навязать нежелательные поступки?
Затем учитель вновь акцентирует внимание учащихся на здоровом образе жизни и вреде наркомании, умении с детских лет отказываться от вредных привычек, табака, наркотиков и алкоголя.