Литературно-музыкальная композиция как одна из форм воспитательной работы по патриотическому воспитанию подростков

Разделы: Внеклассная работа


Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. В последние годы особую тревогу и боль вызывает резкое падение роли семьи в воспитании детей, авторитета родителей, снижение их педагогических функций. Молодежь, в большинстве своем, считает, что “Родину придумали сентиментальные люди”, что “жить везде хорошо, где хорошо живется”.

В последнее время широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди не желают принимать участие в жизни общества и государства. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находит лучшие условия для самореализации. Другая часть молодежи пополняет криминальные структуры и экстремистские организации. Существующая проблема принятия молодежью чужого образа жизни, образа мыслей ставит задачу по поиску средств и методов воздействия на молодежь с целью воспитания гражданина своей страны – патриота Отечества.

Особую роль в системе патриотического воспитания молодежи играют учебные дисциплины филологического, исторического, социального, экономического, культурологического профиля.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, колледжей и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,– профессия защитника Отечества.

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и внеклассных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Важно, чтобы мероприятия, направленные на воспитание у подростков гражданственности и патриотизма готовились и проводились с учетом интересов обучающихся, вовлекая их в процесс подготовки к выступлению перед своими сверстниками.

Невозможно уделить достаточно времени на уроке для достижения поставленных целей в воспитании. В нашем учебном заведении весь день построен так, что имеется возможность проведения внеклассных мероприятий во время, так называемого, воспитательно-оздоровительного блока, который делит учебный день на две части и включает в себя: подвижные игры, занятия по строевой подготовке, обеденный перерыв и проведение классных часов и внутриучилищных мероприятий в актовом зале.

Скучный заученный текст о событиях Великой Отечественной войны уже не вызывает интереса у подростков, поэтому и введены в работу такие мероприятия, как инсценированная песня, литературно-музыкальная композиция, уроки мужества, сопровождаемые презентациями, в которых, благодаря документальным кадрам, фотографиям, передается историческая эпоха, о которой идет речь.

Наш город-это город, овеянный славой, город-памятник русским солдатам, погибшим на Сталинградской земле. Мы, педагоги, не имеем права спустя рукава относиться к мероприятиям, отражающим события страшной войны.

Главное в любом мероприятии – дать возможность ребенку раскрыться, самореализовать свои возможности и талант.

В качестве примера одного из мероприятий по патриотическому воспитанию подростков хочется поделиться сценарием внеклассного мероприятия – литературно-музыкальной композицией по теме: “На гранитную плиту, положи свою конфету” ( детям – узникам фашистских концлагерей посвящается).

Сценарий литературно-музыкальной композиции:

“На гранитную плиту положи свою конфету” (детям, узникам концлагеря посвящается)

Звучит песня “Бухенвальдский набат” в исполнении Муслима Магомаева

На сцене участники композиции в количестве 9 человек. Они исполняют танец Памяти жертвам концлагерей. Танец заканчивается выносом свечей и установкой их на краю сцены. Свечи горят все представление.

На сцене появляется Земля.

Земля:

1

2

3

Изнемогаю я, тоскую,
От крови захлебнулась я,
О, человек, мое дитя,
Что ты творишь на свете белом,
Одним движеньем очумелым,
Уничтожаешь сам себя!!!

О, варвары, да разве ж я,
Растила вас и поднимала,
Что б вы – безвинное дитя,
В печи концлагеря сжигали?!

Рассудок помутился мой,
Не ведаете, что творите,
Я слышу стон, и он, как звон,
О, я молю, остановитесь!!!

На сцене появляется фашист.

Фашист:

1

2

3

Я есть хозяин всей земли,
Вы все рабы и на коленях,
Я буду жить с семьей своей,
А ваше уничтожу племя!
Мне русский человек смешон,
Хоть и боюсь его ужасно,
Ведь он силен, душой силен,
Мы ж уничтожим род его,
Сотрем с лица земли и баста!!!
Куда он без семьи, детей?!
Подрубим мы его под корень,
Откроем много лагерей:
Освенцим, Бухенвальд и там,
Навеки русских похороним!!!

На сцене появляется Женщина-мать

Женщина:

Фашист:

Женщина:
1 2 3
Я – женщина, я – мать,
я – жизнь, я – свет,
Я жизнь дарю,
я – радость и надежда,
Как пережить детей и братьев смерть,
Как в этом ужасе остаться человеком?!
О, русский мутер,
что стоишь в слезах,
О чем рыдаешь ты над пепелищем?...
Оплакиваю я безвинных жертв,
Убитых вами женщин, ребятишек!!!
Фашист: Фашист: Женщина:
4 5 6
Идет война, победа так близка,
Мы победим народ непобедимый,
А вас заест, замучает тоска,
Ведь вы наивны и сильны, пока любимы.
А мы убьем любовь, посеем смерть,
Разрушим ваше счастье и свободу,
Мы превратим в концлагерь целый свет,
Но… избавимся от русского народа!!!
Будь проклята та мать, что родила тебя,
Поила молоком и пеленала,
Пускай уходит из-под ног твоих земля,
Пусть будут для тебя врата открыты ада!!!
Барак в концлагере . В бараке 5 мальчишек.

Мальчик 1:

Мальчик 2 :

Мальчик 3 :

1

2

3

Я долго прятался в лесу,
От пьяных озверевших фрицев,
Они лелеяли мечту,
Угнать нас в рабство за границу.
И я б не сдался никогда,
Да только с матерью беда,
Пообещали хату сжечь,
А там и братья и сестра,
Ну будь, что будет, что ж пора!!!

Лагерь смерти, отсюда не выйти живым,
Мне не видеть родных, не увидеть мне дома
Мне не падать в траву, не дарить мне цветы,
Здесь присутствует страх, унижение, злоба.

Ты слышал, из соседнего барака
Сегодня утром увели двоих,
Пришел хмельной майор и, как собака,
Прорявкал их фамилии…

Мальчик 4:

Мальчик 5:

Мальчик 1:

4

5

6

В живых их видно нет,
Их увели в барак
С таинственными окнами – зрачками,
Оттуда не вернулись никогда
Ребята с нашего барака, нет их с нами.

Я слышал, там кормежка и тепло,
Там есть игрушки,
Может там неплохо

Неплохо, да, ведь каждому свое,
Но лучше нам туда не попадать до срока.

Мальчик 5:

   

7

Ребята уснули.

На сцене появляется Фашист и Мать

Здесь голодно и сыро, там еда,
Здесь крысам нет еды, а там конфеты,
Я попрошусь, наверное, туда,
Вот только бы дождаться до рассвета…

Фашист:

Фашист:

Мать:

1

2

3

Нашим солдатам пришлось нелегко,
Госпитали переполнены,
Им умирать предстоит тяжело,
Им не увидеть Родины.

Кровь от рабов их поднимет с постели,
Детская кровь, драгоценная кровь,
Капля по капле и нет тебя в теле!!!

Мальчишкам снится сон, он сил предаст,
И в трудную минуту им поможет,
Пускай поспят, им завтра умирать,
Им сил предай и их помилуй, боже!!!

Ребята просыпаются

Мальчик 1:

Мать

Мальчик 1:

1

2

3

Мне сон приснился,
Будто мама склонилась тихо надо мной,
Сказала:
“Сильным будь сын мой,
Какая бы судьба тебя не ожидала
Ты русский, ты не встанешь на колени,
Тебя не обвинят в предательстве, измене.
И поведешь, ты, слабых за собой,
Не бойся, сын, я рядышком, с тобой”.
Рассвет, сейчас и к нам придут,
Осталось жить не долго, жизнь не вечна.
Эй, пацаны, последний жизни миг,
Нам не годится встретить на коленях!!!

Все:

Мальчик 1:

 

А что же делать, нет оружия,

А руки, кулаки, умеешь драться?!
Уж лучше умереть, поверь, от пули,
Чем донором для фрицев оставаться.
Ни капли крови, ни минуты жизни
Не отдадим фашистам – палачам,
Поможем нашим братьям и отцам,
В последний раз послужим мы Отчизне!!!

Заходит фашист.
Ребята набрасываются на него,
Сбивают с ног,
Убегают, за сценой слышатся автоматные очереди.

Звучит песня “Саласпилс”. Идут слайды про концлагеря, обязательно документальные. На последнем куплете, после слов “положи свою конфету”, ребята в зале разносят всем конфеты.

Фашист поднимает голову:

Фашист:

Фашист:

Земля :

Поистине нам не понять,
Не победить такую силу,
Они готовы жизнь отдать,
Готовы глотку грызть, кричать,
Хотя стоят уж у могилы,

Нет, мы не победили их,
И страх и смерть их не изменит,
И как же надо жизнь любить,
Чтоб умереть за жизнь других,
Врагу не сдаться и не преклонить свои колени

О, слезы русских матерей,
Они образовали море,
Глаза погубленных детей,
Да разве есть сильнее горе.
Да разве можно пережить
Ту боль разлуки и потери,
Но вы живете, надо жить,
Во имя памяти детей,
За всех погибших сыновей,
Что так пожить и не успели.

Во время монолога Земли ребята на сцене делают живой памятник, возле которого стоит склонившись Мать. Земля снимает венок со своей головы и возлагает к памятнику