Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. В последние годы особую тревогу и боль вызывает резкое падение роли семьи в воспитании детей, авторитета родителей, снижение их педагогических функций. Молодежь, в большинстве своем, считает, что “Родину придумали сентиментальные люди”, что “жить везде хорошо, где хорошо живется”.
В последнее время широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди не желают принимать участие в жизни общества и государства. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находит лучшие условия для самореализации. Другая часть молодежи пополняет криминальные структуры и экстремистские организации. Существующая проблема принятия молодежью чужого образа жизни, образа мыслей ставит задачу по поиску средств и методов воздействия на молодежь с целью воспитания гражданина своей страны – патриота Отечества.
Особую роль в системе патриотического воспитания молодежи играют учебные дисциплины филологического, исторического, социального, экономического, культурологического профиля.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, колледжей и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,– профессия защитника Отечества.
Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и внеклассных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.
Важно, чтобы мероприятия, направленные на воспитание у подростков гражданственности и патриотизма готовились и проводились с учетом интересов обучающихся, вовлекая их в процесс подготовки к выступлению перед своими сверстниками.
Невозможно уделить достаточно времени на уроке для достижения поставленных целей в воспитании. В нашем учебном заведении весь день построен так, что имеется возможность проведения внеклассных мероприятий во время, так называемого, воспитательно-оздоровительного блока, который делит учебный день на две части и включает в себя: подвижные игры, занятия по строевой подготовке, обеденный перерыв и проведение классных часов и внутриучилищных мероприятий в актовом зале.
Скучный заученный текст о событиях Великой Отечественной войны уже не вызывает интереса у подростков, поэтому и введены в работу такие мероприятия, как инсценированная песня, литературно-музыкальная композиция, уроки мужества, сопровождаемые презентациями, в которых, благодаря документальным кадрам, фотографиям, передается историческая эпоха, о которой идет речь.
Наш город-это город, овеянный славой, город-памятник русским солдатам, погибшим на Сталинградской земле. Мы, педагоги, не имеем права спустя рукава относиться к мероприятиям, отражающим события страшной войны.
Главное в любом мероприятии – дать возможность ребенку раскрыться, самореализовать свои возможности и талант.
В качестве примера одного из мероприятий по патриотическому воспитанию подростков хочется поделиться сценарием внеклассного мероприятия – литературно-музыкальной композицией по теме: “На гранитную плиту, положи свою конфету” ( детям – узникам фашистских концлагерей посвящается).
Сценарий литературно-музыкальной композиции:
“На гранитную плиту положи свою конфету” (детям, узникам концлагеря посвящается)
Звучит песня “Бухенвальдский набат” в исполнении Муслима Магомаева На сцене участники композиции в количестве 9 человек. Они исполняют танец Памяти жертвам концлагерей. Танец заканчивается выносом свечей и установкой их на краю сцены. Свечи горят все представление. На сцене появляется Земля. |
||
Земля: |
||
1 | 2 |
3 |
Изнемогаю я, тоскую, От крови захлебнулась я, О, человек, мое дитя, Что ты творишь на свете белом, Одним движеньем очумелым, Уничтожаешь сам себя!!! |
О, варвары, да разве ж я, |
Рассудок помутился мой, |
На сцене появляется фашист. |
||
Фашист: |
||
1 | 2 |
3 |
Я есть хозяин всей земли, Вы все рабы и на коленях, Я буду жить с семьей своей, А ваше уничтожу племя! |
Мне русский человек смешон, Хоть и боюсь его ужасно, Ведь он силен, душой силен, Мы ж уничтожим род его, Сотрем с лица земли и баста!!! |
Куда он без семьи, детей?! Подрубим мы его под корень, Откроем много лагерей: Освенцим, Бухенвальд и там, Навеки русских похороним!!! |
На сцене появляется Женщина-мать |
||
Женщина: |
Фашист: |
Женщина: |
1 | 2 | 3 |
Я – женщина, я – мать, я – жизнь, я – свет, Я жизнь дарю, я – радость и надежда, Как пережить детей и братьев смерть, Как в этом ужасе остаться человеком?! |
О, русский мутер, что стоишь в слезах, О чем рыдаешь ты над пепелищем?... |
Оплакиваю я безвинных жертв, Убитых вами женщин, ребятишек!!! |
Фашист: | Фашист: | Женщина: |
4 | 5 | 6 |
Идет война, победа так близка, Мы победим народ непобедимый, А вас заест, замучает тоска, Ведь вы наивны и сильны, пока любимы. |
А мы убьем любовь, посеем смерть, Разрушим ваше счастье и свободу, Мы превратим в концлагерь целый свет, Но… избавимся от русского народа!!! |
Будь проклята та мать, что родила тебя, Поила молоком и пеленала, Пускай уходит из-под ног твоих земля, Пусть будут для тебя врата открыты ада!!! |
Барак в концлагере . В бараке 5 мальчишек. | ||
Мальчик 1: |
Мальчик 2 : |
Мальчик 3 : |
1 |
2 |
3 |
Я долго прятался в лесу, |
Лагерь смерти, отсюда не
выйти живым, |
Ты слышал, из соседнего
барака |
Мальчик 4: |
Мальчик 5: |
Мальчик 1: |
4 |
5 |
6 |
В живых их видно нет, |
Я слышал, там кормежка и
тепло, |
Неплохо, да, ведь каждому
свое, |
Мальчик 5: |
||
7 |
Ребята уснули. На сцене появляется Фашист и Мать |
|
Здесь голодно и сыро, там еда, |
||
Фашист: |
Фашист: |
Мать: |
1 |
2 |
3 |
Нашим солдатам пришлось
нелегко, |
Кровь от рабов их поднимет с
постели, |
Мальчишкам снится сон, он сил
предаст, |
Ребята просыпаются |
||
Мальчик 1: |
Мать |
Мальчик 1: |
1 |
2 |
3 |
Мне сон приснился, Будто мама склонилась тихо надо мной, Сказала: |
“Сильным будь сын мой, Какая бы судьба тебя не ожидала Ты русский, ты не встанешь на колени, Тебя не обвинят в предательстве, измене. И поведешь, ты, слабых за собой, Не бойся, сын, я рядышком, с тобой”. |
Рассвет, сейчас и к нам придут, Осталось жить не долго, жизнь не вечна. Эй, пацаны, последний жизни миг, Нам не годится встретить на коленях!!! |
Все: |
Мальчик 1: |
|
А что же делать, нет оружия, |
А руки, кулаки, умеешь
драться?! |
Заходит фашист. |
Звучит песня “Саласпилс”. Идут слайды про концлагеря, обязательно документальные. На последнем куплете, после слов “положи свою конфету”, ребята в зале разносят всем конфеты. Фашист поднимает голову: |
||
Фашист: |
Фашист: |
Земля : |
Поистине нам не понять, |
Нет, мы не победили их, |
О, слезы русских матерей, |
Во время монолога Земли ребята на сцене делают живой памятник, возле которого стоит склонившись Мать. Земля снимает венок со своей головы и возлагает к памятнику |