Занятие для педагогов. Время проведения 30 минут. Участники перед началом занятия делятся на четыре группы.
Ведущий: Нам предстоит с вами работа в творческой мастерской. А творить можно только в хорошем настроении. Давайте его себе создадим. Необычным способом поприветствуем друг друга.
1.Встаньте те, кто родился зимой.
Зимой ночи темные, темные. А звезды на небе яркие, яркие.
Скажем хором: “Звездные вы наши!”
2.Встаньте те, кто родился весной.
Весной все расцветает, благоухает, красота.
Скажем хором: “Прекрасные вы наши!”
3.Встаньте те, кто родился летом.
Лето-это каникулы, солнце, пляж.
Скажем хором: “Теплые вы наши!”
4.Встаньте те, кто родился осенью.
Осень – время романтиков. Шуршат под ногами опавшие листья, золотой лес манит своей красотой. Скажем хором: “Романтичные вы наши!”
– Как тепло, звездно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.
– А тему мы сегодня обсуждаем серьезную.
“Современный урок как средство развития личности”. Конечно, за 30 минут сказать обо всем не возможно, но взглянуть на урок по-новому, получить импульс к творчеству, мы с вами успеем.
Главная форма работы – групповая. Посмотрим, как группы к ней готовы.
Древняя кельтская легенда гласит: “Когда-то все люди жили одним большим племенем. Но потом им стало скучно и тесно друг с другом, они стали ссориться. И решили люди разойтись на четыре стороны.
Самые целеустремленные пошли на Север. Эти люди умели ставить цели, добиваться их, и не боялись ничего.
Другая группа пошла на Запад. Это были люди серьезные и основательные. Они все тщательно продумывали, жили по плану.
Самые инициативные ушли на Восток. Эти люди все время что-то придумывали, новые идеи, замыслы захлестывали их. Правда не всегда они доводили дело до конца.
Последняя группа ушла на юг. Эти люди больше всего ценили комфорт, спокойную, доброжелательную атмосферу”.
Вы сами выбрали, за какой стол вам сесть. Придумайте девиз вашей группы, который подчеркивал бы важность для учителя вашего качества.
Работа в группах.
1.Проблема. Сегодня часто появляются высказывания о том, что урок – это устаревшая форма организации учебного процесса. Он не позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, ограничивает возможности работать с учеником, имеющим высокие интеллектуальные способности. Учитель ориентируется на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности. Идут поиски альтернатив уроку.
- Что бы вы могли сказать в защиту современного урока?
- Познакомьтесь с мнением В.Я. Синенко (фрагмент статьи “Слово об уроке”).
- Совпали ли ваши мнения?
2. “Когда я стану маленьким…”
Познакомьтесь с отрывком из книги В.С. Ротенберга и С.М. Бондаренко “Мозг. Обучение. Здоровье”. Ответьте на вопросы.
- Почему ученик устал?
- Что надо изменить в преподавании?
- Какие условия надо создать для учителя, чтобы он мог работать по-новому?
3. “А зачем нам это нужно?”
Прочитайте отрывок из повести Тендрякова “Ночь после выпуска”
- Согласны ли вы с действующими лицами повести?
- Как вы расцениваете с этих позиций другие школьные предметы?
- Что делать?
4. Требования к уроку.
В методической литературе приводятся многочисленные требования к современному уроку. Порой учитель не знает, каким из них следовать. А возможно ли все их выполнить?
Составьте памятку для учителя “Требования к современному уроку”, которой он мог пользоваться постоянно. Пишите кратко, четко и самое главное. Учтите, педагоги очень занятые люди.
Подведение итогов работы групп.
– Говорят, у хорошего музыканта всегда есть рояль в кустах, а у хорошего учителя блюдо с изюмом! Это только в кино да в “Ералаше” урок начинается словами “Сидоров к доске”, и заканчивается звонком, прерывающим монотонный ответ скучающего у доски ученика. На настоящем уроке все должно быть по– другому.
– Важно только найти свою изюминку! Но где набраться “изюма” почти на тысячу уроков в год? Давайте поделимся своими “изюминками” друг с другом. Интересные приемы, слова, находки, которые вы использовали в работе, напишите на импровизированных “изюминках”. Мы их сложим в нашу вазу, и у нас будет то, что должно быть у каждого учителя.
Итоги
Когда оценивают работу летчика, то говорят о том, сколько часов он налетал. Чем больше часов, тем выше класс летчика. Почему бы квалификацию учителя не оценивать так же?
Упражнение “Энергизатор”
Назовите ваше имя и скажите определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем заседании лаборатории.
Например, Ольга – оригинальные люди собрались у нас.
Тексты для обсуждения в группах
1. В.Я. Синенко “Слово об уроке” (фрагменты). Методология и практика школьного образования. Новосибирск.2008.
“Вероятно, настанет время, когда урок в его современной форме отомрет. Но этот постепенный, эволюционный процесс, который займет очень много времени. Переход от урока к иной форме – не самоцель, а воплощение меняющегося времени. Сегодня же, будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность. В любой системе такие ключевые элементы не могут меняться кардинально в короткие сроки, резко, иначе наступает катастрофа и, по существу, система разрушается. Урок является “ядерным”, основополагающим элементом образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Даже внеурочные организационные формы часто служат дополнению, углублению, расширению содержания урока или готовят основу для урочной учебной деятельности.
Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя, что необходимы другие организационные формы, которые должны его вытеснить. В этом отношении большие надежды возлагаются на систему дистанционного обучения. Но даже эта современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение школьников с учителем и друг другом”.
2. “Когда я стану маленьким…”
“Когда я снова стану маленьким…” Конечно, так не бывает. Это просто литературный прием, использованный Янушем Корчаком. Но представим себе, что какое-нибудь волшебство возвращает кого-либо из нас в школьный возраст и он снова садится за парту как самый обыкновенный школьник, но при этом ведет дневник. Вот что в нем может быть написано.
“Первый урок – География. Учительница вызывает Володю Семенова. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нами всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепления материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.
Второй урок – литература. Сначала три человека подряд отвечают наизусть стихотворение “Смерть поэта”. Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывала, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основный мотивы лирики Лермонтова, но я уже плохо слушал: устал.
Третий урок – математика. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы “на соображение”. Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что-то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь Николай Иванович не будет ждать долго! Он посмотрел на них, спросил: “Кто еще?” Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Иванов решал задачу на доске, а мы все – в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.
На истории меня вызвали. Я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить получше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравится говорить по-своему, но это труднее кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, Нина Петровна досказывала за меня. В общем-то, она поставила мне четверку, но все таки обидно: не удалось все рассказать самому.
По дороге домой я думал, почему я так устал в школе: ведь на уроках почти ничего не делал. Может быть все-таки лучше снова стать взрослым? Взрослые думают и все делают сами”.
3. “А зачем нам это нужно?”
“Не припомните ли вы, Иван Игнатьевич, в каком году родился Николай Васильевич Гоголь?
-…М-м… Умер в пятьдесят втором году, а родился, представьте, не помню.
– А в каком году Лев Толстой закончил свой капитальный роман “Война и мир”?
– Право, не скажу точно. Если прикинуть приблизительно…
– Нет, мне сейчас нужны точные ответы. А может, вы процитируете наизусть знаменитое место из статьи Добролюбова, где говориться, что Катерина – луч света в темном царстве?
– Да боже упаси, – вяло отмахнулся директор.
И Ольга Олеговна с прежней решительностью снова обратилась к Зое Владимировне.
– Мы с Иваном Игнатьевичем забыли дату рождения Гоголя, почему она должна быть в памяти наших учеников? А ведь из таких сведений на восемьдесят, если не на все девяносто девять процентов состоят те знания, которые вы, Зоя Владимировна, усиленно вбиваете… Вы и многие из нас… Эти сведения не каждый день нужный в жизни, а порой и совсем не нужны, потому и забываются. Девяносто девять процентов из того, что вы преподаете! Не кажется ли вам, что это гарантия будущего невежества?”.