Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; работать над стихотворениями поэта; прививать любовь к природе. (Слайд 3)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая гимнастика. (Слайд 4)
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
– Прочитайте “жужжащим” чтением.
– Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)
– Прочитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.
– Прочитайте скороговоркой.
– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
III. Проверка домашнего задания.
– Вам надо было сочинить стишки про осень, прочитайте их.
IV. Введение в тему. Актуализация знаний
1. Предварительная беседа.
– Мы с вами закончили раздел Поэтическая тетрадь I. А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Прочитайте его название на странице 81.
– Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.) (Слайды 5,6,7)
– Посмотрите по содержанию: только ли творчество этих писателей мы будем изучать? (Учащиеся смотрят по содержанию на странице 222 и находят произведения И.А. Крылова.) (Слайд 8)
– Кто из писателей стоит на первом месте в содержании?
2. Слово учителя об А.С. Пушкине.
– Откройте страницы 82-83. Посмотрите на этот разворот. Что вы помните об этом писателе? (Дети вспоминают.)
– Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) (Слайд 9)
(Рассказ учителя сопровождается показом Слайдов 10 – 14)
Он родился в Москве, и еще мальчиком, во время учебы в Лицее в Петербурге (школе для дворянских детей), писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.
В марте 1820 г. Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков. А замечательный русский поэт В.А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя...”. В то же время по Петербургу ходили в списках ненапечатанные вольнолюбивые стихи поэта: “Вольность”, “Деревня”, многочисленные острые эпиграммы, порочащие царское правительство. И оно привлекло вольнодумца к ответу. Состоялось следствие. Пушкина хотели сослать в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, выслали на юг России. Затем новая ссылка– в село Михайловское под Псковом.
Шесть лет провел поэт в ссылке. Это время он не терял даром, а много и плодотворно работал.
После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы. Но жизнь его остается бесприютной, неустроенной. Поэт много времени проводит в дороге. И хотя официально он был свободен, но уезжать куда-либо он должен был только с разрешения полиции.
В ноябре 1836 г. Пушкин получил анонимное письмо, в котором говорилось об измене его жены. Поэт догадался, кто был автором этого послания. Он счел своим долгом защитить свое доброе имя и честь своей семьи, которую очень любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И Пушкин вызывает одного из обидчиков – француза Дантеса, служившего в русской армии.
Дуэль между ними состоялась зимой 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Как страшное несчастье оплакивала вся передовая Россия эту смерть, повторяя слова писателя В.Ф. Одоевского: “Солнце русской поэзии закатилось!”
Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие ученые читали и перечитывали Пушкина, учились у него.
3. Знакомство с портретами А.С. Пушкина. (Слайд 15)
– На развороте мы видим портрет Пушкина, который был выполнен в 1827 году выдающимся русским живописцем, современником поэта В. Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет А. Пушкина, предельно точно передающий его облик: открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду.
– Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные сами поэтом. Свои рисунки он часто делал прямо в рукописях, на тех местах, где были записаны его стихи. Мы видим, каким талантливым был этот человек.
4. Чтение текста о Пушкине на страницах 84-85. (Читают хорошо читающие ученики.)
5. Вопросы после чтения.
– Когда и где родился А.С. Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 г.)
– Что значит предложение: “Пушкин вошел в жизнь празднично”? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)
– На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке.)
– Когда А. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
– Кто учил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)
– Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита.)
– Прочитайте стихотворение “За весной, красой природы...”.
V. Физкультминутка
VI. Изучение новой темы
1. “Уж небо осенью дышало”. Чтение стихотворения учителем. После чтения:
– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)
– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче, “ложился на поля туман” – ноябрь – самый туманный месяц, гуси улетают.)
– Как понимаете слово “караван”?
(Караван – движущаяся вереница – друг за другом.) (Слайд 16)
– Найдите значение слова “сень”.
СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь. (Слайд 17)
– Как можно озаглавить этот отрывок? (“Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора” и др.)
– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся.)
2. Работа над отрывками из романа “Евгений Онегин”.
– Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок? (Этот отрывок из романа “Евгении Онегин”.)
– Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.
– Прочитайте следующий отрывок “В тот год осенняя погода...” самостоятельно.
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)
– Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит:
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа... Слово “ждала” даже повторяется два раза!)
– Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)
– Какие слова и выражения вам непонятны?
НА ТРЕТЬЕ В НОЧЬ – ночью на 3 января;
КУРТИНЫ – цветочные грядки, клумбы. (Слайд 18)
– О чем говорит поэт: “Деревья в зимнем серебре”? (Он говорит об инее.)
– А “Зимы блистательный ковер”? (Здесь говорится о снеге.)
– Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.) (Слайд 19)
– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся.)
– Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение учащихся.)
VII. Итог урока
(Слайд 20)– Какой раздел мы начали изучать?
– Что нового узнали на уроке?
VIII. Домашнее задание:
– выучить понравившийся отрывок. (Слайд 21)