Тема учебного проекта
Общая учебная тема: “Жизнь и творчество А.П. Чехова”
Проблемный вопрос:
Всё ли мы знаем о А. П. Чехове?
Дидактические цели проекта:
– вызвать интерес к жизни писателя;
– формировать собственное отношение к личности А. П. Чехова;
– учить вглядываться в человека, открывать неизвестное в известном;
– формирование гуманистического видения мира, формирование понимания необходимости литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира;
– формирование способности к критическому мышлению;
– формирование способности к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне;
– активизация речевой деятельности (устной и письменной).
Какие компетентности формирует проект?
– Формирование общекультурной литературной, ценностно – мировоззренческой, читательской и речевой компетенций.
Кроме того, формируются компетенции:
1) в сфере самостоятельной деятельности;
2) основанные на усвоении способов
приобретения знаний из различных источников
информации;
3) в сфере гражданско-общественной
деятельности;
4) в сфере культурно – досуговой деятельности.
Каковы методические цели проекта?
1. Овладение целостной системой знаний о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова: знакомство с ранними рассказами Чехова, их текстуальное изучение; обзор рассказов среднего и позднего периода, текстуальное изучение некоторых из них; изучение драматургии Чехова (основное внимание уделяется пьесе “Вишнёвый сад”);
2. Формирование навыков исследовательской деятельности;
3. Формирование умений представлять результаты своей самостоятельной работы для аудитории.
Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
– Общая характеристика жизни и творчества А. П. Чехова.
1. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля.
2. “Мелочи жизни” в изображении писателя. Мастерство писателя: внимание к детали, “импрессионизм”,. Способы создания комического эффекта(ранние рассказы) “Биография настроений” как одно из важнейших достоинств рассказов Чехова. Своеобразие чеховского психологизма (“Футлярная” трилогия, “Ионыч”)
3. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие(общий обзор пьес Чехова, пьеса “Вишнёвый сад”) Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст в пьесах Чехова и его роль. Ремарки. “Вишневый сад” как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Раневская Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
4. Очерки “Остров Сахалин”
5. Значение творчества А. П. Чехова.
Предметные области:
Литература, информационные технологии, русский язык, изобразительное искусство, история, музыка, театр, краеведение.
Возраст учащихся:
8–10-й класс – 13-16 лет.
Оформление результатов проекта:
Мультимедийные презентации, публикации, текстовые документы, устные сообщения.
На какое время запланирован проект (приблизительно)?
1 полугодие 2009 – 2010 учебного года.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:
Техническое обеспечение:
1. Компьютер(ы).
2. CD-проигрыватель.
3. Принтер.
4. Сканер.
5. Видеокамера.
6. DVD – проигрыватель.
7. Телевизор.
8. Видеомагнитофон.
9. Цифровая камера.
10. Фотоаппарат.
11. Интернет.
Учебно-методическое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:
– Материалы на печатной основе: журналы, газеты, книги (по выбору участников проекта).
– Методическая копилка учителя.
– Интернет-ресурсы.
Ожидаемый результат:
Ученики должны увидеть разные грани личности А.П. Чехова, создать свой образ писателя.
Оформление результата:
Эссе, презентация, коллаж, портрет.
Приложение:
– презентация проекта, выполненная автором проекта. Приложение 1.
– видеоролик “Чеховское Мелихово. Литературные маршруты”. Приложение 2.
– презентация “Таганрог – родина Чехова”. Приложение 3.