Пояснительная записка
Элективный курс “Физика в твоей будущей профессии” рассчитан на 17 часов. Выбор темы обусловлен важностью и востребованностью вопроса: в связи с переходом школ на профильное обучение учащиеся уже в основной школе должны сделать выбор профиля или вида будущей профессиональной деятельности; обучение в профильной школе требует всесторонней подготовки. Однако программные знания недостаточны для ориентации учеников в мире современных профессий, дают лишь поверхностные представления об использовании предметных знаний в различных профессиях, а также о способах деятельности соответствующих специалистов.
Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, обусловленные выбором темы, призваны стимулировать развитие познавательных интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретенных знанй и умений по всем разделам физики.
В связи с вышесказанным определяются цели данного курса:
– способствовать осознанному и
успешному выбору профиля или вида будущей
профессиональной деятельности;
– развить систему ранее приобретенных
программных знаний и умений, дополнить ее для
успешного изучения физики в профильной школе.
Задачами курса являются:
– реализация учениками интереса к
выбранному предмету;
– поддержание мотивации к профильному изучению
предмета;
– уточнение готовности и способности ученика
осваивать предмет на повышенном уровне;
– создание основы для последующего обучения в
профильном классе;
– развитие мышления, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся в процессе
приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации,
в том числе в значительной мере средств
современных информационных технологий.
При выборе форм и методов работы приоритеты методики таковы: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах, тренинги, метод проектов); обучение на основе опыта и сотрудничества.
Планируемые результаты: сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения; развитие системы программных знаний и умений по физике; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ученика на основе опыта приобретенных новых знаний, анализа и оценки новой информации; получение представления о широком использовании предметных знаний в деятельности специалистов данного профиля и способах их деятельности; приобретение опыта поиска информации по выбранной теме и представление ее в виде проекта.
Измерители достижения планируемых результатов: степень активности учащихся на занятиях; качество сообщений учащихся, выполнение тестовых заданий, практических и лабораторных работ; качество представленных проектов как формы презентации личных достижений; уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности сделать осознанный выбор будущего профиля (выявляется в процессе бесед с учениками, их родителями, коллегами-педагогами).
Программа элективного курса
- Физика и живая природа (1 ч). Электрические явления в живой природе, электрические рыбы, живые ткани. Проявление законов механики и тепловой физики в поведении животных.
- Особенности зрения в живой природе (2 ч). Различия в строении органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных. Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, зрительные иллюзии. Дефекты зрения и их коррекция оптическими приборами. Гигиена глаз. Глазная гимнастика.
- Физика и погода (1 ч). Погода и значение ее прогноза для человека. Приборы для определения параметров атмосферы. Особенности работы метеорологов и синоптиков. Капризы природы.
- Физика – космонавтике (1 ч). Физические основы космонавтики. Освоение космоса: основные этапы и первые успехи СССР. Современные достижения космонавтики.
- Физика и электротехника (2 ч). Познание природы электрических явлений – величайшее достижение человечества. Творцы электродинамики. Основной количественный закон для электрических цепей, его применение для решения экспериментальных и практических задач.
- Физика и военное дело (1 ч). Зарождение военной техники, изобретения Архимеда. Использование законов физики в военном деле – в артиллерии, авиации, морском флоте.
- Физика и автомобиль (1 ч). Автомобиль – чудо техники. Физические явления, используемые при движении автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания в автомобилях. Безопасность участников движения и пешеходов.
- Физика и сельское хозяйство (1 ч). Физика – основа развития сельскохозяйственной техники. Использование законов физики в доильных установках, автопоилках для птиц, гидравлических подъемниках.
Литература