Программа элективного курса "Физика в твоей будущей профессии"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Элективный курс “Физика в твоей будущей профессии” рассчитан на 17 часов. Выбор темы обусловлен важностью и востребованностью вопроса: в связи с переходом школ на профильное обучение учащиеся уже в основной школе должны сделать выбор профиля или вида будущей профессиональной деятельности; обучение в профильной школе требует всесторонней подготовки. Однако программные знания недостаточны для ориентации учеников в мире современных профессий, дают лишь поверхностные представления об использовании предметных знаний в различных профессиях, а также о способах деятельности соответствующих специалистов.

Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, обусловленные выбором темы, призваны стимулировать развитие познавательных интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретенных знанй и умений по всем разделам физики.

В связи с вышесказанным определяются цели данного курса:

– способствовать осознанному и успешному выбору профиля или вида будущей профессиональной деятельности;
– развить систему ранее приобретенных программных знаний и умений, дополнить ее для успешного изучения физики в профильной школе.

Задачами курса являются:

– реализация учениками интереса к выбранному предмету;
– поддержание мотивации к профильному изучению предмета;
– уточнение готовности и способности ученика осваивать предмет на повышенном уровне;
– создание основы для последующего обучения в профильном классе;
– развитие мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе в значительной мере средств современных информационных технологий.

При выборе форм и методов работы приоритеты методики таковы: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах, тренинги, метод проектов); обучение на основе опыта и сотрудничества.

Планируемые результаты: сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения; развитие системы программных знаний и умений по физике; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ученика на основе опыта приобретенных новых знаний, анализа и оценки новой информации; получение представления о широком использовании предметных знаний в деятельности специалистов данного профиля и способах их деятельности; приобретение опыта поиска информации по выбранной теме и представление ее в виде проекта.

Измерители достижения планируемых результатов: степень активности учащихся на занятиях; качество сообщений учащихся, выполнение тестовых заданий, практических и лабораторных работ; качество представленных проектов как формы презентации личных достижений; уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности сделать осознанный выбор будущего профиля (выявляется в процессе бесед с учениками, их родителями, коллегами-педагогами).

Программа элективного курса

  1. ФИЗИКА И ФИЗИКИ (1 ч). Основные этапы истории физики и их представители. Физики – Нобелевские лауреаты. О выпускниках школ села, чья профессия – физик.
  2. ФИЗИКА И ПРИРОДА (4 ч)
  1. Физика и живая природа (1 ч). Электрические явления в живой природе, электрические рыбы, живые ткани. Проявление законов механики и тепловой физики в поведении животных.
  2. Особенности зрения в живой природе (2 ч). Различия в строении органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных. Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, зрительные иллюзии. Дефекты зрения и их коррекция оптическими приборами. Гигиена глаз. Глазная гимнастика.
  3. Физика и погода (1 ч). Погода и значение ее прогноза для человека. Приборы для определения параметров атмосферы. Особенности работы метеорологов и синоптиков. Капризы природы.
  1. ФИЗИКА И ТЕХНИКА (6 ч)
  1. Физика – космонавтике (1 ч). Физические основы космонавтики. Освоение космоса: основные этапы и первые успехи СССР. Современные достижения космонавтики.
  2. Физика и электротехника (2 ч). Познание природы электрических явлений – величайшее достижение человечества. Творцы электродинамики. Основной количественный закон для электрических цепей, его применение для решения экспериментальных и практических задач.
  3. Физика и военное дело (1 ч). Зарождение военной техники, изобретения Архимеда. Использование законов физики в военном деле – в артиллерии, авиации, морском флоте.
  4. Физика и автомобиль (1 ч). Автомобиль – чудо техники. Физические явления, используемые при движении автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания в автомобилях. Безопасность участников движения и пешеходов.
  5. Физика и сельское хозяйство (1 ч). Физика – основа развития сельскохозяйственной техники. Использование законов физики в доильных установках, автопоилках для птиц, гидравлических подъемниках.
  1. ФИЗИКА И МЕДИЦИНА (1 ч). Современные способы диагностики и лечения заболеваний, основанные на использовании физических законов. Измерение давления, электрокардиография. Использование в медицине оптических, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, ультразвука.
  2. ФИЗИКА И МУЗЫКА (1 ч). Музыкальные звуки и шумы. Основные характеристики звука. Благозвучие и диссонанс. Электромузыкальные инструменты, компьютерная музыка.
  3. ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ (2 ч). Охрана природы – глобальная проблема современности. Земля – наш общий дом. Экологические проблемы и научно-техническая революция. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экология жилища. Использование мобильных и радиотелефонов, микроволновых печей, других бытовых приборов и экология быта.
  4. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (2 ч)

Литература

  1. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
  2. Глазунов А.Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: просвещение, 2000.