Цели урока:
– Познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенными в нее.
– Формировать представления о Земле как общечеловеческом доме.
– Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры.
– Развивать речь, внимание и память детей.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация (см. приложение)
Ход занятия
1. Организационный момент (слайд 1)
2. Вводная часть занятия. Чтение стихотворения учащимися.
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
(Л. Савчук.)
Клип “Живет повсюду красота” (слайд 2)
Чтение стихотворения учащимися
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
3. Основная часть занятия.
Учитель: – Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем (слайд 3).
Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.(слайд 4)
Слова учащихся: (слайд 5)
Охраняется книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
(Слайд 6)
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга – Красная!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!
(Слайд 7)
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаем все океаны
Исчерпаем все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Учитель: Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности. Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
Слова учащихся:
Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.( слайд 8)
Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.(слайд 9)
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.(слайд 10)
На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.(сл. 11)
Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.(слайд 12)
На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.(слайд 13)
(Слайд 14 с музыкальным сопровождением)
А еще убивал ради наживы и ради забавы.
Судьба незавидная животного ждет,
Если человек с ружьем навстречу идет.
Насытить себя никак не может он,
Поэтому тарпан и тур
С лица Земли был истреблен.
Участь та же постигла животных других:
Гагарки, коровы морской, больших голубей,
И еще много-много иных,
Для того, чтобы тешить бездушье людей.
Р. Рождественский
(Слайд 15 (картинки из “Черной книги” с продолжением музыкального сопровождения)).
Учитель: (слайд 16)Создания Международной Красной книги оказалось недостаточно.
И тогда в разных странах стали выпускать свои национальные Красные книги. Так в 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она была однотомная. Однако она не смогла вместить все виды растений и животных, страдающих от деятельности человека, поэтому в 1984 г. Вышла Красная книга СССР в 2-х томах. Природа по-прежнему в опасности.
Послушайте призыв к разуму и совести каждого живущего на планете.
Слова учащихся: (слайд 17)
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по-царски.
Я последний из львов,
Но пускай за меня говорят –
Лань в объятиях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинья семья,
За которой неделю подряд
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф,
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
(Слайд 18)
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты – хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас ты представь!
Разве будет землею земля?
Но без нас – ты пойми!
Разве море останется морем?
(Слайд 19)
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут…
Мы – пушистые глыбы тепла
Мы – живое зверье.
Все твое на планете, а нашего – ничего!
Может правда,
Что день ото дня мир становится злее?
Учитель: (слайд 20)В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запреты охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Красную книгу называют Документом совести человека.
Слова учащихся: (слайд 21)
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий.
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит природа в опасности.
Учитель: Природа в опасности. Каковы же причины сокращения численности редких видов животных? Давайте назовем некоторые из них (слайды 22, 23 “Причины гибели животных”).
Все мы должны помнить слова русского писателя М.Пришвина, который сказал: “Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!” (слайд 24)
Слова учащихся: (слайд 25)
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
Чтоб могли леса цвести, сады и реки.
Все живое береги ты на этом свете!
Ты природу полюби, каждую травинку.
Мусор, друг, не оставляй в лесу, на поляне.
Реки ты не засоряй, бой объявим склянкам.
Не неси ежа домой, бабочку не трогай,
Школьник! Помни ты всегда – их не так уж много!
Клип “Красная книга” (слайд 26)
Слова учащихся: (слайд 27)
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Берегите эту Землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
4. Подведение итогов.
(Слайд 28 “Хорошо или плохо?”)
Заключительные слова учителя: Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека. (Слайд 29 “Береги землю!”)