Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно- коммуникационная, групповая работа (КСО), ИКТ.
Цели урока:
- Расширение и углубление знаний учащихся о физико-географических закономерностях на примере уникальной природы Дальнего Востока; изучение особенностей природы Дальнего Востока.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать географическое мышление.
- Закрепить умения и навыки работы с картами различного содержания, поиска и обработки необходимой информации из различных источников.
- Воспитывать чувство любви к родной природе, развивать коммуникативные навыки учащихся.
Форма проведения: групповая, исследовательская
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, интерактивная карта России, географические атласы для 8 класса, ресурсы Интернет, ЦОРы из коллекции: Карты различного содержания, контурная карта, технические средства обучения.
Ход урока
Организационный момент
Введение в тему
- Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете:
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
- А что же такое природа?
Фёдор Иванович Тютчев нам бы ответил так:
Не то, что мните вы, природа!
Не слепок, небездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
- У природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, потому что каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. Вот и вам предлагается сегодня приоткрыть занавес тайны и ещё раз удивиться тому единству и той гармонии, которые встречаются в жизни минералов, климата, почв, растений и животных. Изумиться тому совершенству, имя которому – Природа!
- Сегодня на уроке мы докажем, что в природе всё взаимосвязано.
- Для этого мы с вами отправимся в самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белых медведей и тигров, тундры и широколиственные леса с бархатным деревом и лианами, тяжелые морские льды и лазурные берега теплого моря. Нас ждет Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям. Земля вечной мерзлоты и огнедышащих гор. Земля благодатная, заповедная, необычная. И эта Земля называется Дальний Восток.
- А сейчас я предлагаю вам открыть учебник на стр. 8-9 и выбрать из перечисленного в рубрике «Что вы знаете о России» то, что относится к Дальнему Востоку.
Ребята выбирают и зачитывают.
- Какой вывод можно сделать?
- Около трети информации относится к изучаемому нами району, что подтверждает мнение о необычности региона.
- В этом крае, действительно, много такого, чего нет больше нигде в России. (Слайды)
- Где еще можно увидеть обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку?
- Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная?
- Где еще по снегу бродят тигры?
- Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев?
- Где можно любоваться таким увлекательным зрелищем, как медвежья рыбалка на Камчатке?
- Где можно увидеть огнедышащие горы – вулканы и гейзеры – фонтанирующие источники?
- Где, как в сказке о Коньке – горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное?
- Как вы думаете, эти особенности природы характерны для всей территории региона или для ее отдельных частей.
- Природа Дальнего Востока не только необычна, но и очень разнообразна. И сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с этим удивительным уголком нашей Российской природы.
Объяснение нового материала.
- Дальний Восток – это край контрастов.
-Какую особенность географического положения подчеркивает название этого региона?
- Где зарождается новый день?
- Как называется это место?
- Что такое «линия перемены дат» и где она проходит?
- Дайте характеристику географического положения Дальнего Востока?
- Дальний Восток занимает почти 1/6 часть России. Его территория протянулась вдоль побережья Тихого океана на 4 500 км.
Задание № 1. По физической карте найдите следующие объекты:
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское
Заливы: Анадырский, Шелихова
Острова: Командорские, Курильские, Сахалин, Врангеля, Ратманова
Полуострова: Камчатка, Чукотка
Один ученик у доски показывает на Интерактивной карте, остальные находят у себя в атласах
На компьютерах выполнить задания на контурной карте (Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями) – 3 человека.
- По физической карте установите, какие формы рельефа преобладают на Дальнем Востоке.
-По тектонической карте определите особенности геологического строения материковой и островной части Дальнего Востока. Почему здесь преобладает горный рельеф?
- Дальний Восток находится в зоне взаимодействия крупных литосферных плит: Тихоокеанской и Евразийской. Тихоокеанская плита подныривает под континентальную Евроазиатскую. Осадочные породы сминаются в складки, образуя горные сооружения Дальнего Востока, которые протягиваются параллельно побережью Тихого океана.
- Объясните проявления вулканической деятельности данного района.
- В результате движения плит образуются не только горы, но и островные дуги, Курильские острова и глубоководные желоба, Курило-Камчатский.
- Определите геологический возраст территории.
- Кайнозойская и мезозойская эры.
- Найдите на карте и подпишите следующие объекты.
Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Толбачик
Хребты: Срединный, Джугджур, Сихотэ – Алинь
Нагорья: Чукотское, Корякское, Колымское, Анадырское.
- Определите какой тип климата на Дальнем Востоке?
- Под действием каких климатообразующих факторов происходит его формирование?
- Объясните неравномерность выпадения осадков.
- Климат всего Дальнего Востока — муссонный, определяется взаимодействием континентальных и морских воздушных масс умеренных широт. Зимой со стороны мощного Азиатского максимума устремляются потоки холодного воздуха. Поэтому зима на Дальнем Востоке очень суровая и сухая. На северо-востоке по окраине Алеутского минимума холодный континентальный воздух Восточной Сибири вступает во взаимодействие с относительно теплым морским воздухом. В результате здесь часто возникают циклоны, с которыми связано большое количество осадков. Летом воздушные потоки устремляются со стороны Тихого океана. Морские воздушные массы взаимодействуют с континентальными, и на всем Дальнем Востоке идут муссонные дожди.
- Используя физическую карту, найдите реки Дальнего Востока: Амур, Зея, Бурея, Уссури, Анадырь; озера – Ханка, Кроноцкое.
- Чем река Амур отличается от реки Урал? Объясните черты различий.
- Как уникальна природа Дальнего Востока. Ее уникальность подчеркивает легенда: когда Бог заселял Землю и пролетал над Дальним Востоком, у него порвался мешок с животными. И на эту далекую территорию выпали звери и семена растений, которые были предназначены как для юга, так и для севера. И потому здесь соседствуют амурский виноград с кедром, уссурийский тигр с северным оленем. Только в этих лесах обитает такое чудо-юдо, как амурский лесной кот. Даурский журавль гнездится тоже только на приамурских болотах. А утка-мандаринка - самая красивая из всего семейства утиных.
- А как вы объясните уникальность растительного и животного мира ДВ?
- За такое короткое время узнать все об удивительном мире Дальнего Востока невозможно. На прошлом уроке мы отправили в экспедицию весь класс для более детального изучения Чукотки, Сахалина, Камчатки, Приморского края. И на этом уроке мы заслушаем отчеты о проведенных вами исследованиях.
-Сейчас поработаем в группах. Определите направление и расстояние до своего объекта исследования с помощью масштаба, указанного на карте и градусной сетки: Анадырь, Командорские острова, Петропавловск-Камчатский, Охотск, Южно-Сахалинск, Владивосток.
- Вы ехали в поезде из Оренбурга во Владивосток. Что вы увидели из окна поезда?
-Надо ли было переводить стрелку часов и в каком направлении, прибыв в ваши пункты назначения?
- Исследование Дальнего Востока началось в 17 веке. Давайте вспомним, кто до вас занимался исследованием этого региона.
Тест
- Русский казак, открыл проход из Ледовитого океана в Тихий; в его честь названа крайняя восточная точка России. (С.Дежнев)
- В честь какого исследователя названы Командорские острова? Почему они так названы? Какие еще географические объекты носят имя этого исследователя? (Беринг Витус)
- Исследователь Камчатки, составил первое достоверное описание полуострова. (В. Атласов)
- Исследователь р. Амур и Приамурья. Его имя носят один из крупнейших городов Дальнего Востока и железнодорожная станция. (Е.П. Хабаров)
- Морской офицер, доказал, что Сахалин – остров. ( Г.И. Невельской)
- Знаменитый путешественник Центральной Азии. Первое путешествие совершил в Уссурийский край. ( Н.М. Пржевальский)
- Этот край исследовал и знаменитый ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930 гг.), известный русский географ, этнограф, писатель.
- Что узнали вы об этом исследователи к нашему уроку?
- С 1900 по 1930 год Арсеньев исследовал природу Дальнего Востока, побывал почти во всех его уголках, автор более 50-ти трудов, среди которых всемирно известные: "По Уссурийскому краю", "Дерсу Узала", "В горах Сихотэ-Алиня" и другие, повествующие нам об экспедиции автора в 1906-1907 гг., где он красочно и подробно описал окружающий его за время путешествия животный и растительный мир Уссурийского края. Большую часть своих исследований В.К. Арсеньев посвятил Сихотэ-Алиню и прилегающим к нему территориям. (Выставка книг В.К. Арсеньева)
Он дорог не начинал с вокзала,
Не баюкало его в пути купе.
Шел он со своим Дерсу Узала
По лесной извилистой тропе…
- Дерсу́ Узала́ (1849—1908) — охотник, нанаец (гольд), «который всю свою жизнь прожил в тайге. У него никогда не было дома, он вечно жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из корья или бересты».
Молодой ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев и «лесной люди» Дерсу прошли (1902—1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. Путешествуя с другом, Дерсу открывает ему секреты уссурийской тайги, рассказывает о повадках животных, о традициях и верованиях коренного населения.
После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырех стенах.
Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошел пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури. Его нашли убитым близ станции Корфовская, совсем недалеко от Хабаровска. Сумерки застали его в пути. Дерсу развел костер у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Это был его последний костер. Грабители не нашли у Дерсу ценных вещей, а память и любовь к этому душевно красивому человеку похитить было невозможно.
Сейчас в поселке Корфовский, недалеко от места гибели Дерсу, в память о нем поставлена огромная гранитная глыба и школьники посадили вокруг нее сосны.
- А кто был у вас проводником в ваших экспедициях?
- А теперь поговорим подробнее о каждом природном комплексе отдельно.
- Каждая группа поделится тем, что они узнали в своих экспедициях.
Физико-географическая характеристика объектов по группам:
- Чукотка;
- Камчатка;
- Командорские острова;
- Джугджур;
- Сихотэ-Алинь;
- Сахалин и Курильские острова.
(Холодная, малоснежная с ветрами зима, прохладная весна, дождливое и туманное лето, солнечная сухая осень. Суровый край, удивительный край уникальных животных и растений. Только здесь можно встретить амурского тигра, красного волка, леопарда и соболя. Это родина и особенных растений, таких как лотос, женьшень, маньчжурский абрикос, диоскорея…
ТАИНСТВЕННАЯ ЛИАНА
Во все времена, наиболее редкие и полезные растения, произрастали в труднодоступных местах. И как подтверждением этому именно в Приморском крае растет чудо-растение - Диоскорея.
Есть несколько легенд о происхождении названия этого растения-лианы. Греческая легенда гласит, что так называли влюбленную девушку, гибкую, как лиана, и обладающую исцеляющей силой. По другой версии родовое название Диоскореи было дано по имени греческого врача Диоскорида.
Уссурийская тайга и все ее обитатели - это огромный, неисчерпаемый источник новых знаний и загадок. Разгадывать их никогда не перестаешь и всегда удивляешься совершенству природы и всего живого в ней.)
- Мы сегодня еще раз убедились в том, как удивительна природа Дальнего Востока, как богата она ресурсами – от подземного тепла до редчайших лекарственных растений, эндемичных животных. Что же объединяет всю эту столь разнообразную природу в один крупный природный район?
-Это географическое положение.
-Это положение на стыке литосферных плит.
-Это приморское положение.
- Это богатство природными ресурсами.
- Скажите, почему на Дальнем Востоке так много заповедников?
- Антропогенное влияние на природу Дальнего Востока отразилось во всех его регионах. В связи с освоением природных ресурсов произошли значительные изменения в составе растений и животных. Поэтому многие из них стали редкими, их численность катастрофически сокращается. В частности, на примере Приморья, освоение территории и частые пожары, виной которым чаще всего является человек (брошенная сигарета, непотушенный костер и т.д.), изменили природные ландшафты. Вырубки леса затронули большую часть края и привели к сокращению ареалов многих редких растений и животных: уссурийского тигра (можно встретить только в заповедниках), красного волка, пятнистого оленя, черного аиста. Из растений пострадал тис дальневосточный (занесен в Красную книгу). Хвойные породы после пожаров восстанавливаются очень долго — 180-200 лет, ельники уже нельзя встретить во многих местах Приморья. Уже в начале XX века Арсеньев в своих произведениях часто обращал внимание на гибель родной природы: «Дерсу вспоминал дни своего детства, когда кроме гольдов и удэгейцев никто здесь не жил. Но вот пришли русские и китайцы, леса стали гореть, соболь отдалился, и всякого другого зверя стало меньше…» Значит, одной из важнейших проблем ДВ является рациональное использование, охрана, сохранение и возобновление природных богатств этого удивительного края.
Подведение итогов
- Мы совершили путешествие по Дальнему Востоку, побывали в самых разных его уголках. Познакомились с основными особенностями природных комплексов края. Все это позволило составить образ Дальнего Востока, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
- Сейчас вам предстоит обобщить ваши знания и проверить их на прочность, написав географический цифровой диктант. Желаю вам успехов!
Географический цифровой диктант
Задание: расставить цифры к природным комплексам, если признак соответствует комплексу
Комплексы: Чукотка, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Уссурийская тайга, Курильские острова.
Признаки:
- Здесь растут: амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград…
- Открыл эту территорию Дальнего Востока В.Атласов.
- Они названы в честь великого исследователя.
- Это самая холодная часть Дальнего Востока.
- В Восточном хребте множество действующих вулканов.
- Происхождение гряды вулканическое.
- Район богат нефтью, газом, углем…
- «ЗДЕСЬ ВСЕ НЕ КАК У НАС. Все тоже, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые.»
- Высшая вершина Дальнего Востока – Ключевская Сопка.
- Здесь говорят «12 месяцев зима, а остальное время – лето».
- Находится Долина гейзеров
- Эта территория занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков.
- Самый большой остров России.
- Естественный питомник морских котиков.
- Здесь расположен вулкан Тятя.
- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы - таким образом, мы кратко повторим изученный материал.
- Как образовались Курильские острова? (У Курильских островов вулканическое происхождение)
- Охарактеризуйте лето в Приамурье (Влажное, часты туманы, в июле - августе - жаркое)
- Самая длинная река Камчатки? (Река Камчатка - 770 км )
- Где сейчас обитает уссурийский тигр? (В заповедниках Приморья - в Лазовском и Сихотэ-Алиньском)
- Полезные ископаемые Приморья (каменный и бурый уголь, олово, ртуть, свинцово-цинковые и железные руды, марганец, графит)
- Климат Чукотки (арктический и субарктический)
- Какое питание у рек о. Сахалин? (дождевое)
- В какой реке водится кета? (Амур)
- Местообитание тихоокеанского моржа (побережье п-ва Чукотка)
- Хотели бы вы побывать на Дальнем Востоке?
- На камне в горах Тибета есть надпись «Научились ли вы радоваться препятствиям?». А можно я этот вопрос переадресую вам? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Домашнее задание.
Параграфы 44, 45.
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает
Мы все равно читаем в ней
Но кто, читая, понимает
Д.В.Веневитинов