Цель: Определение качеств личности, которые отличает взрослого и ребёнка.
Оборудование: доска с определениями понятия "взрослость".
1. Вводная часть.
Приветствие.
- Добрый день. Я рада, что все мы здесь сегодня собрались на очередное воспитательское занятие. Я предлагаю вам представиться и пусть каждый из вас называя своё имя постарается ответить на вопрос: чем каждый из вас отличается друг от друга? (педагог начинает с себя, благодарит каждого ответившего)
- Ответы были разные, каждый человек индивидуален. Но я не ответила, чем я от вас отличаюсь, а как вы думаете? (ответы детей)
Обозначение темы
- Хотелось бы порассуждать вместе с вами на одну тему - "что такое взрослость". Она кажется мне важной, потому что когда-нибудь коснётся каждого из вас. Всем придётся становиться взрослыми. А как вы думаете, когда же человек может назвать себя взрослым?
Продолжите фразу:
- на мой взгляд, человек становится взрослым, когда:.(педагог начинает, после ответа всех вывод: что каждый из присутствующих имеет своё мнение по этой теме)
2. Основная часть.
- Я предлагаю вашему вниманию небольшой этюд. Моими помощниками в проигрываемой ситуации будут Вера (роль воспитателя) и Стас (роль ребёнка), (дети заранее подготовлены). Поднимайтесь ребята, пройдём в так называемую комнату.
Ребёнок (карточка): Ты ничего не хочешь делать по дому. У тебя беспорядок в комнате, в шкафу и ты не собираешься за собой убирать Сейчас ты сидишь в свое комнате и вокруг тебя беспорядок. Ты ничего не собираешься делать, но вдруг заходит воспитатель...
Воспитатель (карточка): Вы заходите в группу и видите, что вокруг беспорядок: вещи разбросаны. Перепутаны. Шкафы открыты. А ребёнок спокойно сидит в свое комнате, слушает музыку и ничего не собирается делать.
Дети проигрывают ситуацию:
- Стас, ты почему сидишь, у тебя беспорядок в шкафу? (Стас отворачивается, педагог продолжает)
- А, здесь что такое? Игрушки? (грубо) Приберись! Немедленно!
- Щас! (демонстративно бросает что то на пол)
Ход занятия
- Спасибо помощникам, присядем на стулья и постараемся проанализировать данную ситуацию. Хотелось бы вначале задать вопросы артистам:
- Как вы себя чувствовали во время этой сцены? (артисты отвечают)
Вопросы детям:
- Как вы думаете, я надеюсь вы уже догадались, кто здесь взрослый и почему? Как повёл себя ребёнок (в первой ситуации, во второй, в третьей)? Дети отвечают на вопросы.
- Молодцы, мы разобрались в данной ситуации. Давайте постараемся ответить на вопрос : "Что такое взрослость?" Кстати, есть ли среди вас хоть один взрослый? Подвиньте, пожалуйста, доску, я не могу просить об этом детей (доска стоит невдалеке, на ней несколько определений слова "взрослось", ребята должны подвинуть доску, развернуть её).
- Спасибо! Перед вами множество определений, каждое из них имеет смысл. Выберите то, которое вам больше всего подходит, больше всего нравиться. (Дети посмотрели, ознакомились, зачитывают понравившиеся определения)
- Каждый из вас выбрал своё и он вправе это сделать. Здесь нет правильных или неправильных определений, они все правомерны. Но, чтобы работать дальше, нам необходимо остановиться на одном из них. Например (самое первое): "Взрослость - это принятие человеком собственных самостоятельных решений".
3. Физминутка: " Дотянись до солнца"
После физминутки продолжаем.
- Давайте порассуждаем над этим высказыванием, как вы его понимаете. Разберём по отдельности несколько слов.
- Что такое собственные? (дети: мои)
- Что такое самостоятельные? (дети: я сам)
- Вы принимаете самостоятельные решения? (дети: да)
- Как часто вы принимаете самостоятельные решения? (дети: иногда)
- Какие правильные самостоятельные решения вы принимаете? (педагог начинает, дети продолжают отвечать по кругу: мою волосы через день, т.к:.; стираю вещи, т.к:.; убираю территорию, т.к:;).
! Иллюстрация высказывания: уронить ручку нечаянно и посмотреть поднимут воспитанники или нет.
Педагог: "сейчас вы проявили свою взрослость - приняли самостоятельное решение поднять ручку и сделали это (или не сделали)".
- Всегда ли ваши решения бывают верными? (дети: не всегда)
- Какие неверные решения вы принимаете или принимали, и почему эти решения неверные? (педагог начинает, ребята по кругу продолжают)
Итак : вы самостоятельно принимаете как верные. Так и неверные решения. Но нужно не только уметь принять это решение, нужно ещё уметь ответить за его последствия.
- А кто сейчас отвечает за ваши неправильные поступки? (дети: взрослые)
- Поэтому мы вас сейчас называем? (дети: детьми)
- Правильно, т.к. вас считают детьми и поэтому пытаются оградить от трудностей, сделать всё за вас. Многие. Кстати. Привыкают к этому и остаются детьми на всю жизнь, постоянно перекладывая свои проблемы на плечи других и считая их ответственными за свои неудачи. Таких людей мы называем инфантильными.
Сделаем вывод:
Вы ещё не всегда принимаете самостоятельные решения, инее всегда отвечаете за их последствия. Но вы должны быть готовы становиться взрослыми и принимать правильные самостоятельные решения. Чтобы сильно не оскорблять ваши нежные детские сердца, я вам скажу, что вы находитесь на стадии взросления.., вы уже не дети, но ещё и не взрослые. А теперь вернёмся к нашей ситуации и попробуем её изменить. Давайте прочитаем ещё раз определение взрослости и попытаемся проиграть эту ситуацию так, чтобы подросток в ней был взрослым.
Вариант 1.
Воспитатель заходит в комнату и просит воспитанника убрать разбросанные вещи.
Ребёнок всё убирает.
Вариант 2.
Воспитатель заходит в комнату, где всё уже убрано.
Вопрос к детям:
- Какой из предложенных вариантов наиболее соответствует качествам взрослости (дети отвечают: второй вариант, т.к. ребёнок самостоятельно принял решение всё прибрать).
- Спасибо за ответ. Присаживайтесь.
4. Релаксация.
Звучит спокойная музыка.
- Сядьте прямо, расслабьтесь, наклоните голову. Подумайте, вспомните всё о чём мы с вами сегодня говорили.
5. Рефлексия.
- Следующая часть нашего занятия - итоговая. Я предлагаю вам продолжить фразу (педагог начинает, дети продолжают по кругу):
1). Я считаю себя взрослым, потому что:
2). Я не считаю себя взрослым, потому что:
3). Я ещё ребёнок, потому что:
4). Я на стадии взросления, потому что:.
6. Итог.
- Наше занятие подошло к концу. Я благодарю всех за работу и прошу уходя, попрощаться. Как это делают взрослые.
Знайте:
В мире взрослых принято кивать, благодарить друг друга и обычно первыми идут :мужчины, они прокладывают дорогу дамам. Всем спасибо.