Цели урока:
обучающие:
- введение понятия о графике и её видах;
- обобщение и систематизация знаний обучающихся об инструментах графического редактора Paint;
- стимулирование интереса воспитанников к учебным предметам ИЗО и информатике через межпредметные связи;
- формирование умения обучающихся кратко и чётко формулировать свои мысли;
- формирование навыка переноса рисунка с листа на компьютер;
развивающие:
- развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитывающие:
- воспитание патриотизма;
- формирование чувства сопричастности к истории Отечества и эстетического вкуса.
Основные понятия:
- графика (станковая, печатная, книжная, компьютерная);
- выразительные средства графики;
- инструменты графического редактора Paint.
План урока:
- Постановка целей(2 минуты).
- Объяснение нового материала (3 минуты).
- Презентация исторических событий(10минут).
- Закрепление материала (выполнение проектов) (10 минут).
- Практическая работа (15 минут).
- Итог урока и домашнее задание (5 минут).
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Постановка целей. Актуализация знаний (2 минуты) | ||
Учитель информатики Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём необычный урок, на котором встретимся и с изобразительным искусством, и с информатикой. Посвятим его 65-летию Великой Победы. Тема урока: «Салют Победы». |
Ставят цели. На экране 1 слайд. |
Слушают. |
Цель урока: сделать поздравительные открытки ко Дню Победы в технике компьютерной графики. Мы познакомимся с видами графики, повторим её выразительные средства, инструменты графического редактора Paint и создадим открытку. |
На экране 2 слайд. |
|
2. Объяснение нового материала (3 минуты) | ||
Учитель ИЗО Рассмотрите открытки, лежащие у вас на столах. |
Рассказывает. |
Слушают, рассматривают открытки. |
– Как вы думаете, относятся ли открытки к какому-либо виду изобразительного искусства? | Отвечают: – Относятся. |
|
– К какому виду ИЗО они относятся? | – К графике. | |
– Что такое графика? | – Это рисунок на плоскости, выполненный графическими материалами. | |
– Какими материалами? Перечислите. | – Карандашами, ручками, мелками, фломастерами... | |
Графика бывает станковая, печатная, компьютерная. | 3 слайд презентации | Слушают и рассматривают слайды |
Станковая – это рисунки. Она может быть чёрно-белой и цветной. | 4 слайд | |
Печатная графика делится на книжную (оформление книг, иллюстрации, шрифты), плакат. А ещё печатная графика бывает прикладной. Это конверты, этикетки, фишки, фантики, вкладыши, марки и открытки. |
5 слайд | |
Учитель информатики: А ещё существует компьютерная графика. Компьютерная графика – это изображения (рисунки, чертежи, мультипликация), которые создаются с помощью компьютера. На этом уроке вы выполните в технике «компьютерная графика» открытку, которая будет посвящена великому празднику – Дню Победы. |
6 слайд |
|
3. Презентация исторических событий (10 минут) | ||
22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Литературная часть [1]: |
7 слайд | |
1 ученик: Советская Россия, родная наша мать! Каким высоким словом мне подвиг твой назвать? Какой великой славой венчать твои дела? Какой измерить мерой, что ты перенесла? |
8 слайд | Читают стихи |
2 ученик: Ты шла в огонь и в воду, в стальной кромешный ад, Ложилася под танки со связками гранат; В горящем самолёте бросалась с облаков На пыльные дороги, на головы врагов; |
9 слайд | |
3 ученик: Наваливалась грудью на вражий пулемёт, Чтобы твои солдаты могли идти вперёд… Тебя морили морем и жгли тебя огнём, Землёю засыпали на кладбище живьём; |
10 слайд | |
4 ученик: Ты всё перетерпела, познала всё сполна, Поднять такую тяжесть могла лишь ты одна! И, в бой благословляя своих богатырей, Ты знала: будет праздник на улице твоей!... |
11 слайд | |
5 ученик: И все народы мира, что с нами шли в борьбе, Поклоном благодарным поклонятся тебе; Поклонятся всем сердцем за все твои дела, За подвиг твой бессмертный, за всё, что ты снесла; |
12 слайд | |
6 ученик: За то, что жизнь и правду сумела отстоять Советская Россия, родная наша мать! (Михаил Исаковский) |
13 слайд | |
Миллионы людей встали на защиту Родины. Среди них были и наши родственники. Некоторые ребята на этот урок принесли фотографии своих родных. Расскажите нам, пожалуйста, немного о них. |
14 слайд Рассказывает |
|
Неволин Дима: Мой двоюродный прадедушка – Дуденков Иван Фёдорович. Родился в городе Горьком. Воевал на Ленинградском фронте, был капитаном. Умер в декабре 1985 года. Томилов Коля: Мой прадед – Дураков Иван Васильевич – родом из Сибири. В 1941 году под Смоленском попал в окружение и был угнан в плен в Польшу. В течение 5 лет считался погибшим. В 1945 году мой прадед был освобождён из плена и попал в войска по ликвидации отрядов Степана Бандеры. За годы войны дедушка несколько раз был тяжело ранен. Получил много наград. |
Рассказывают о своих родственниках | |
Учитель ИЗО: В моей семье тоже есть участники Великой Отечественной войны. Это мой прадедушка – Патраков Фёдор Владимирович, прошедший четыре войны: гражданскую, первую мировую, финскую и Великую Отечественную. Дошёл до Берлина, о чём свидетельствует фотография у стен Рейхстага. После войны работал председателем колхоза. Второй участник войны – мой дедушка Ботвин Василий Трофимович, который был в плену в концлагере Бухенвальд и бежал оттуда со своими товарищами. В послевоенное время работал в колхозе трактористом. Учитель информатики: В моей семье в 1942 году война унесла жизнь моего дедушки – Леонова Бориса Васильевича, сражавшегося в Карелии. Второй дедушка – Беляев Сергей Матвеевич – вернулся с войны калекой (без ноги). Дожил до глубоких седин, работая в колхозе. |
15 слайд | |
Почти 4 года шла жестокая кровопролитная война. Но, несмотря на все тяготы и ужасы той войны, российский народ выстоял и 9 мая 1945 года встретил Победу пышным праздничным салютом. | 16 слайд | |
4. Закрепление материала (10 минут) | ||
Учитель ИЗО: – Давайте посмотрим, как изображают салют художники. Перед вами две работы Ф. Когана [2] и П. Оссовского [3]. |
17 слайд | |
– Какие выразительные средства использовали художники в своих картинах для изображения салюта? – Где расположен салют на картине? Композиция – это тоже выразительное средство. Посмотрите на выставку детских рисунков, на которых учащиеся нашей школы изобразили праздничный салют. Попробуйте и вы изобразить свой салют, используя различные графические выразительные средства. |
18 слайд |
– Штрихи, линии, пятна. – Салют расположен на фоне всего неба. |
Для того чтобы нарисовать салют, можно использовать различные графические знаки. | 19 слайд | |
Давайте попробуем выполнить упражнение фломастерами на альбомных листах, а 3 ученика выйдут к доске и нарисуют салют с помощью маркеров на доске. | Выполняют упражнение на местах и у доски. | |
Хорошо. С работой графическими материалами вы справились. | Проводит анализ выполненных работ. | |
Учитель информатики: Для того чтобы нарисовать салют с помощью компьютера, мы воспользуемся графическим редактором. |
||
– Какой графический редактор мы с вами изучили? А теперь давайте вспомним все инструменты графического редактора Paint. |
20 слайд |
– Paint. Выходит ребёнок и показывает инструменты. |
Учитель ИЗО: Ваша задача на уроке – нарисовать салют Победы в технике компьютерной графики. У каждого из вас задана композиция открытки, на которой изображён пейзаж города Североморска. Вам необходимо дополнить композицию праздничным салютом. |
21 слайд 22 слайд |
|
Но сначала посмотрим на предложенные варианты открыток и найдём ошибки. | Показ вариантов 23 слайд |
|
1 открытка (салют расположен очень низко) 2 открытка (салют расположен с правой стороны) – Как правильно составить композицию? |
Называют ошибки в композиции. – Расположить салют по всему небу. |
|
3 открытка (салют изображён тихими цветами) – Как правильно подобрать цвета? |
24 слайд | Называют ошибку. – Необходимо сочетание тёплого, светлого салюта с тёмным, холодным небом. |
Учитель информатики: Давайте подумаем, с помощью каких инструментов графического редактора мы сможем это сделать? |
Запускает программу Paint. | Ребята по одному выходят к экрану, показывают на панели инструментов инструмент для рисования салюта, рассказывают о его видах и делают рисунок салюта с помощью выбранного инструмента. |
5. Практическая работа (15 минут) | ||
Учитель информатики: А теперь вам предоставляется возможность самостоятельно выполнить творческую работу. На ваших компьютерах в графическом редакторе Paint открыта заготовка для вашей открытки. Украсьте пейзаж города Североморска праздничным салютом. На эту работу вам отводится 15 минут. |
Контролируют работу. | Работают на компьютере. |
6. Итог урока и домашнее задание (5 минут) | ||
Учитель ИЗО: Итак, вы сделали работу. У вас получились замечательные открытки. Уважаемые гости смогут оценить их на перемене. Некоторые открытки посмотрим на экране. – Нравится ли вам открытка? – Правильно ли расположен салют? – Какие подобраны цвета? |
Некоторые работы детей выводят на экран и проводят рефлексию, выслушивают ответы | Отвечают на вопросы. |
А теперь подведём итог. – Что сегодня нового вы узнали о графике? – Какая бывает графика? |
25 слайд | – Она бывает печатной, книжной, компьютерной. |
– Назовите выразительные средства графики? |
– Штрихи, линии, точки. | |
Учитель информатики: – Какие инструменты графического редактора Paint можно использовать для изображения салюта? Поздравление: Ребята, уважаемые гости. Мы поздравляем Вас с наступающим праздником – Днём Великой Победы. Учитель ИЗО: Желаем Вам здоровья, только мирного неба над головой и чтобы страшное слово «война» не звучало ни в одной семье. Домашнее задание: понаблюдать красоту, выразительность праздничного салюта 9 Мая, обратить внимание на контрасты цветов праздничного неба. Спасибо за работу. До свидания! |
– Многоугольник, кривая, распылитель, эллипс |
Источники:
- Исаковский М. Слово о России //Памятник советскому Воину – освободителю в Трептов – парке. Прошлое и настоящее. – Штаатсферлаг Германской Демократической Республики: Берлин, 1981. – 109 с.
- Коган Ф. Салют на Красной площади. Сайт «60 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Картинная галерея». Репродукция. – Электронный ресурс: pobeda1945-art.ru/gal1/1_1_1-19.htm
- Оссовский П. Салют Победы. Сайт «60 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Картинная галерея». Репродукция. – Электронный ресурс: pobeda1945-art.ru/gal1/1_1_1-8.htm