Цели:
- Познакомить учеников со звуками [в], [в `] и буквами В,в; упражнять в выделении звуков в словах и обозначать их буквой в;
- Развивать навык записи звуковых моделей слов; обогащать словарный запас учеников; развивать интерес к чтению и желание читать;
- Воспитывать аккуратность в письме; чувство взаимопомощи друг другу; любовь к своей Родине.
Оборудование:
- Учебник «Моя любимая Азбука»;
- Пропись «Мои волшебные пальчики», часть 4.
- Сигнальные карточки для учеников;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Предметные и слоговые карточки;
- Компьютерная презентация в формате Power Point
Ход урока
I. Организационный момент
Прежде чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы. У вас на столе учебник, тетрадь, цветные карандаши, ручка, простой карандаш. Что же ещё нам пригодится на уроке? Какие качества нужны? (ожидаемые ответы детей – аккуратность, внимание, знание, сообразительность, ум). Итак, мы продолжаем наше путешествие по стране Азбуковедения. (Слайд1)
II. Психологический настрой
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один, умею слушать мнение других.
III. Повторение изученного
Все вы знаете, что прежде чем приступить к изучению чего-то нового, необходимо повторить изученный материал.
1. Грамматическая разминка. Игра «Лети, лети, лепесток» (Слайды 2-9)
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие группы делятся звуки и буквы?
- Назовите необычные буквы алфавита. Почему они необычные?
- Сколько гласных букв в алфавите? Назовите их.
- Перечислите твёрдых командиров среди гласных букв.
- Назовите мягкого командира.
2. Работа в парах. «Собери буквы»
На ваших партах лежат элементы изученных букв. Соберите буквы из данных элементов.
- На какие группы разделены буквы? По какому признаку вы узнали? (по цвету)
- Дайте характеристику гласным и согласным звукам.
- Составьте из полученных букв слова.
(на доску прикрепляются карточки с составленными словами: ДОМ СИЛА)
3. Звуко-буквенный анализ полученных слов
Звук [д]– согласный, звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой д;
Звук [ о ]– гласный, ударный, рисуем красную точку, на письме обозначаем буквой о;
Звук [м]– согласный, звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой м;
В слове дом 1 слог, 3 звука, 3 буквы.
Звук [с`]– согласный, глухой, мягкий, рисуем зелёную точку, на письме обозначаем буквой с;
Звук [и]– гласный, ударный, рисуем красную точку, на письме обозначаем буквой и;
Звук [л]– согласный, звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой л;
Звук [а] – гласный, безударный, рисуем красную точку, на письме обозначаем буквой а;
В слове сила 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
4. Индивидуальная работа
а) завершить «схему–человечка» звуков [п], [р], [о] ( 2 ученика выполняют на листочках).
б) игра «Помоги буквам найти свои головные уборы- звоночек или чёрную шляпу» (Работу выполняют 2 ученика у доски) Буквы: м, р, к, н, т, с, з, д, л, ш, ж, г, п
в) игра «Не ошибись» (учитель называет слова, начинающие со звонкого и глухого звука. Дети показывают соответствующие «сигналы» – звоночек или чёрную шляпу. Работа ведётся с остальными учениками)
Слова: машина, лимон, топор, ручка, город, подарок, солдат, жук, танк, шар, поляна, соловей, кот.
IV. Работа над новым материалом
1 . Выделение звуков [в], [в`]. Игра «Кто внимательнее?» (Слайд 10)
- Я буду вам показывать картинки, вы - называть, что там изображено, а затем скажите, какой одинаковый звук услышали в словах?
Василёк, велосипед, журавль, волк, телевизор.
- Какой звук услышали во всех словах? (Звук [в],[в`])
- Дайте характеристику этим звукам. (Ученики работают в прописи, завершают «схему-человечек», учитель показывает на доске, работа ведётся коллективно)
- В каких словах звук [в] - мягкий? (телевизор, велосипед)
2. Обозначение буквой
- На письме звуки [в], [в`] обозначаются буквами В, в. (Вывешивается карточка с печатной буквой) (Слайд 11)
3. Игра «Моя Вообразилия»
- На что похожа буква в?
а) Словно букву В Алёна держит трубку телефона. (Слайд 12)
б) Палочка, рядом две ровные дужки – вот и готовы очки… для лягушки. (Слайд 13)
в) Вот буква В видна вдали – красивая, витая,
Как будто крендель испекли, приезжих поджидая. (Слайд 14)
4. Расположение звуков в словах
- Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» (Слайд 15). Вы будете договаривать слова, называть новый звук и говорить, где он находится в слове.
а) Окраской - сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Это … (ворона) ( Звук [в ]находится в начале слова)
б) Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …. (сова) (Звук [в ] расположен в середине слова)
5. Звуко-буквенный анализ слова сова
Звук [с ]– согласный, глухой, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой с;
Звук [о ]– гласный, безударный, рисуем красную точку, на письме обозначаем буквой о;
Звук [в ]– согласный, звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой в;
Звук [а] – гласный, ударный, рисуем красную точку, на письме обозначаем буквой а;
В слове сова 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
6. Работа по учебнику (стр. 98-99)
а) чтение слогов и слов вполголоса
б) чтение слов и слогов по цепочке
в) словарная работа: вал - земляная насыпь
- вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах
- воск – вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для постройки сот
- волокно – тонкая непряденая нить
- головастик – детёныш лягушки
- Прочитайте последний столбик слов: государство страна город
- Как называется наша страна? (Россия)
(На доску вывешивается надпись со словом Россия )
- Как можем ещё назвать Россию? (Родина, государство)
(На доску вывешивается надписи со словами Родина государство )
- Что же такое Родина? Государство? (Страна, в которой мы живём – Россия)
(На доску вывешивается надпись со словом родина)
- А почему это слово написано с маленькой буквы? (Это наша маленькая родина, т.е. место, где родились. Это может быть ваша деревня, ваше село, ваш город)
Вывод: Когда мы говорим о маленькой родине, будем писать с маленькой буквы. Когда речь идёт о нашем государстве, общей Родине, то писать нужно с большой буквы.
г) - Много стихов сложено о Родине. Сейчас ученики прочитают стихотворение С. Васильева, а вы постарайтесь понять, о какой родине говорится.
1 ученик:
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
2 ученик:
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих равнин.
3 ученик:
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
4 ученик:
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».
9. Чтение с доски
ива корова сова
ивушка коровушка совушка
- Чем интересны эти пары слов? (однокоренные слова)
- Какая роль выделенной части слов? (Слова с –ушк- называет предмет ласково, делает слово ласковым)
- Эта часть слова называется суффиксом.
10. Работа в прописи
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Слайд 16)
а) графический анализ и показ буквы впри письме
- С середины рабочей строки по крючковой наклонной идём в дополнительную строку, в средней части разворачиваем ручку, делаем узелок, опускаемся по наклонной линии, задерживаемся на строке, поднимаемся до верхней линеечки и плавно закрываем букву влево.
б) письмо строчной буквы в, слогов и слов с данной буквой
V. Закрепление
1. Игра- соревнование «Кто больше придумает слов со звуком [в]?» (по рядам)
2. Игра «Не ошибись» (Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук [в])
Слова: малина, вертолёт, корова, тётя, домино, врач, вода, стол, сверчок, диван
3. Отгадывание загадок
а) Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
б) По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
в) В раздевалке я служу, на весу пальто держу. (Вешалка)
г) Грязнулю всегда выручает она. (Вода)
4. Разгадывание ребусов.(Слайд 17)
(Вода, восемь, волк, ворон, ворота)
VI. Итог урока (Слайд 18)
Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
Что нового и полезного узнали на уроке?
Какие задания показались интересными?
С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?