Вид урока: урок введения новых знаний.
Цель урока:
Задачи:
Образовательные:
- учить детей наблюдать и выделять характерные признаки весны;
- определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать детям смену состояний природы, времен года;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
- развивать эмоциональное восприятие природы человеком.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней.
- формировать умение проявлять внимание, заботу к природе.
Оборудование:
- карточки для работы;
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, проектор.
Литература:
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг").
- Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Самоопределение к деятельности (3 мин)
Определение темы урока
Прикрепляем табличку "ВЕСНА" |
Подготовка к уроку: учебник, тетрадь,
карандаш
(слайд № 2) Сегодня наш урок не зря (слайд № 3) Тает снежок, - Верно. Молодцы. - Тема нашего урока: "Весна-пробуждение природы" (слайд № 4) - Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа; - мы будем говорить о весне, о пробуждении природы; - будем учиться выделять признаки весны. |
Весной |
II. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности (5 мин) Прикрепляем табличку "тает снег, проталины, ледоход
Работа в группах (учебник с.39)
Физминутка (3 мин) (работа в тетради с. 51 № 1) Практическая работа Прикрепляем табличку "Набухание почек" "Появление листочков" |
- Посмотрите в учебник стр.38 и на экран (слайд
5) Внимательно рассмотрите картину Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели" - Как вы думаете? Какое время года изобразил художник? - Сколько разных вариантов ответов! Наша задача выбрать наиболее характерные признаки весны. (слайд 6 ) - Почему же с наступлением весны тает снег, ледоход, листья? - Какой вывод вы можете сделать? (слайд 7 ) - Вывод: весной становится тепло, поэтому снег тает и река освобождается ото льда. На деревьях и кустарниках распускаются листья. Учебник с.39 Сравните наш вывод с авторским. - Сейчас я проверю, сумеете ли вы определить какое время года изображено на каждом рисунке? слайды 8 ) Каждая группа получает задание (картина природы) - Какое время года? - По каким признакам вы это определили? - Расположите рисунки так, чтобы мы поняли, как наступает весна. (слайд 9) Игра "Холодно, тепло, жарко". -Поработаем в тетради. (слайд 10,11) Итог: - Молодцы! Справились с заданием. Мы с вами узнавали, почему наступает весна, как она наступает. А что происходит в природе с наступлением весны? Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас поделимся результатами проделанной практической работы. (слайд 12, 13) - Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (слайд14) |
Весна
Варианты ответов Тает снег, появились проталины, ледоход на реке
1.Зима 2.Весна-тает снег 3.Весна-ледоход 4.Весна-распустились листья
Группа учеников демонстрирует результаты опыта (показ веточек с набухшими почками и листочками) |
Физминутка (3 мин) |
(Звучит аудиозапись П.Чайковского.
"Подснежник") (слайд 15) - Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. - Как вы думаете, о каком времени года она рассказывает звуками? - Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке? - Сейчас присядьте все к полу, вы подснежники. - А теперь лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, голубые цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись. - Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе. - Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники. |
Дети присели. Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко. |
Получение новых знаний 1.Первоцветы. Прикрепляем табличку "Первоцветы" 2. Прилет птиц. Прикрепляем табличку "Прилет птиц" |
Ребята, как вы думаете, почему
подснежник получил такое название? - Есть еще цветы, которые появляются самыми первыми. Посмотрите в учебник на стр.40 (вверху) (слайд16)
Их называют первоцветами. (слайд17) - С приходом весны набухают почки на деревьях, появляются листочки, первоцветы и лес наполняются птичьими голосами. - Послушайте голоса птиц. (слайды 18, 19, 20, 21, 22) - С наступлением весны с юга в родные края возвращаются птицы. (слайд 23) |
Появился первым из-под снега |
5 мин Итог работы. Резерв )
Рефлексия |
Пришла весна, настроение радостное.
Давайте поиграем в игру "Доскажи словечко"
- Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте подведем итог. - Сегодня мы с вами говорили о весне, о признаках пробуждения природы. Опираясь на нашу схему, назовем их: |
Весна. Грачи Тепло Весна Потеплело Тает снег Проталины Ледоход Набухание почек Появление листочков Распускаются первоцветы Прилетают птицы |
- Молодцы, вы отлично работали на уроке,
справились со всеми заданиями. (слайды 24) - И заслужили награду. - Нащупайте её под крышкой парты. - Вам присваивается звание "Знаток природы". (слайды 25) - Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение. Выходя из класса, прикрепите яркий стикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению - было легко и интересно работать, - испытывал затруднения, - было очень сложно |
(варианты ответов)
Рефлексия с помощью цветных стикеров. |