Цель: раскрытие взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и изобразительного искусства.
Задачи.
Воспитательные:
- формировать положительные стороны характера;
- обогатить духовный мир учащихся.
Обучающие:
- ознакомить с творчеством русских и башкирских художников и композиторов;
- отразить посильными для данного возраста средствами художественной выразительности своего видения окружающего мира;
- обобщить знания о композиции;
- повторить знания о законах лилейной и воздушной перспективы;
- передать настроение с помощью цвета.
Развивающие:
- развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;
- развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
- учить вокально-хоровому пению.
Оборудование
- фортепиано;
- магнитофон;
- магнитная доска;
- металлофон;
- треугольник;
- П.И. Чайковский “Времена года”, произведения башкирских композиторов;
- таблицы: схематическое изображение разных вариантов композиции, ритма, цветоведения, палитра - 4 времени года;
- репродукции:
И.И.Левитан “Осенний день. Сокольники”, “Март”, “Весна. Большая вода”
И.Бродский “Опавшие листья”
А.А.Рылов “Зелёный шум”
К.Юон “Вид Троицкой лавры”, “Мартовское солнце”
Ф.Васильев “Мокрый луг”
М.Н.Арсланов “Весна”
А.Э.Тюлькин “На родине Нестерова”
А.Д.Бурзянцев “Старый уральский городок”
М.Н.Нестеров “Родина Аксакова”
В.П. Пустарнаков “Пастбище”.
Оформление доски:
- тема, эпиграф;
- портрет композитора П.И. Чайковского;
- портрет художника И.И.Чайковского;
- репродукции работ художников;
- экспозиция детских рисунков.
Ход урока
Условные обозначения:
М.: - учитель музыки;
И.: - учитель изобразительного искусства;
У.: - ученики.
Урок I
(Перед началом урока звучит фрагмент из фортепианного цикла П.И.Чайковского “Времена года”. Ребята настраиваются на урок).
М.: Здравствуйте, ребята!
И.: Здравствуйте, дорогие гости!
М.: Эпиграфом к уроку мы взяли слова И.Ф. Шинкеля “Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой”.
На сегодняшнем уроке мы окунёмся в прекрасный и неизведанный таинственный и всем интересный мир искусства, а именно мир музыки и изобразительного искусства.
И.: Сегодня мы не просто будем слушать музыку, но и попытаемся выразить свои впечатления от музыки в рисунках.
М.: Каждое искусство будь то музыка, литература или изобразительное искусство самоценно, говорит с нами на своём собственном языке. Музыка – звуками, поэзия – словом, а изобразительное искусство – линией, цветом.
Но бывает так, что хочется сказать “живописная музыка” или “музыкальная живопись”. Так обычно мы называем музыку, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы мысленно начинаем видеть эти картины.
Вопрос. Ребята, знакомо ли вам произведение, прозвучавшее в начале урока?
У.: Да, с этим произведением мы знакомы.
М.: Как композитор передаёт осенний пейзаж?
У.: (ответ учащихся)
М.: Музыка П.И. Чайковского настолько ярка и выразительна, что невольно вспоминаются строки из стихотворения А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
В этом произведении композитор стремится передать не просто прекрасный облик увядающей природы, он вносит в звучание своей пьесы щемящую человеческую ноту. Стихотворение А.Толстого подчёркивает этот мотив боли и сожаления: “Осень, осыпает весь наш бедный сад…”. “Бедный сад” - это ведь не просто пейзаж, это человеческая грусть, сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.
Улетели листья с тополей,
Совершилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность.
Так почти сто лет назад написал об осени замечательный русский поэт Николай Рубцов.
Вашему вниманию я предлагаю прослушать ещё одну часть из фортепианного цикла “Времена года” П.И.Чайковского. Вы внимательно прослушайте и подумайте: о чём эта музыка, какое время года изобразил композитор.
(Cлушание фрагмента “Апрель. Подснежник”)
У.: Весну, пробуждение природы.
М.: Молодцы, ребята! Эта мелодия похожа на вальс. То она стремится вверх, растёт, то ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружиться в вальсе, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт нам свои впечатления от весенней природы? (Беседа о средствах музыкальной выразительности: о композиции, мелодическом рисунке музыкальных красках и оттенках).
Да, живописная музыкальная картина получается у П.И. Чайковского.
Сейчас я прочту четырёхстишье, а вы постарайтесь угадать, о чём говорится в нём, как называется произведение автора.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил: я вижу погода тепла и ясна
Скажите, ведь, правда, что это весна?
У.: Зелёная ножка – это подснежник.
И.: Ребята, вы знаете, что те средства художественной выразительности, которые встречаются в музыке, присутствуют и в изобразительном искусстве. Термин “композиция” (от лат. composition) означает сочинение, составление, сопоставление, расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определённом порядке.
Что – то очень понравилось, ярко запомнилось, захотелось передать свои впечатления в рисунке или в музыке, потом показать свои работы друзьям. Так возникает тема. В изобразительном искусстве, как и в музыке, используются средства художественной выразительности: композиция, рисунок и цвет.
Поскольку под словом “композиция” понимается процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом. Характер композиции зависит от идейного замысла художника. А так же очень важно умение удачно найти точку и уровень зрения рисующего, т.е. организовать картинную плоскость. Правильное расположение картинной плоскости (кадра) - горизонтальное или вертикальное – помогает уместить и лучше скомпоновать на ней изображение, избежать искажения размеров и пустот на основе. Правильно скомпоновать картинную плоскость помогает схематическое изображение разных вариантов композиции. При выполнении подобных схем обычно используются самые простые, легко узнаваемые фигуры, соответствующие конфигурации изображаемой натуры.
(Демонстрация схематического изображения композиции)
Следующее средство художественной выразительности - рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Работая над задуманной темой, художник выполняет большое количество эскизов, этюдов, зарисовок с натуры, набросков.
Цвет тоже является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности. Каким может быть цвет?
У.: Он может быть тёплым и холодным, ярким и блёклым.
И.: Ребята, посмотрите на стенд, где представлены четыре палитры художника. И по каждой из них попробуйте угадать, какое время года писал художник.
У.: Зима, весна, лето, осень)
И.: А сейчас я предлагаю вашему вниманию два произведения: работу художника И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники” и И.Бродского “Опавшие листья”. Сравните свои картины, которые вы мысленно нарисовали, с работами художников. Мы видим два характерных осенних состояния: пасмурный день, увядающая листва. Однако, каждый из этих состояний воспроизводит лишь внешний образ, сюжет произведения, выражен в его названии. На первый взгляд название не содержит как будто ничего такого, что выходило бы за пределы изображаемого. Но так ли это? Ведь в произведении искусства всегда скрыто что – то большее. “Осенний день. Сокольники”: парк, аллея, женская фигура, идущая нам навстречу. Может быть, всё дело в этой одинокой фигуре, шагающей по аллее знакомого парка, ставшего вдруг совершенно другим? Мы невольно проникаемся состоянием этой незнакомой нам женщины и пытаемся понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым, или о чём – то ушедшем, далёком, но дорогим сердцу? Тогда не о том же ли самом рассказывают нам и опавшие листья в картине И.Бродского “Опавшие листья”? Ведь они когда – то впервые распустились навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели, радуясь этому, казалось бы тёплому, вечному и приветливому миру. Но вот - всё изменилось; и теперь они лежат на земле; они всё ещё прекрасны, но ничего никогда не вернёт им прежних красок, весёлого прежнего трепетания.
- Мы ознакомились с задуманной художниками темой, а теперь постарайтесь определить, какое схематическое изображение композиции использовано.
У.: В одном – треугольное, в другом – прямоугольное)
М.: Однако, есть ещё одно средство художественной выразительности, о котором мы ещё не говорили – это ритм. Как вы понимаете слово ритм в музыке?
У.: Повторяемость, чередование, организация музыкальных звуков)
И.: Как вы понимаете слово ритм в изобразительном искусстве?
У.: Чередование цветовых пятен, какого – либо элемента, линии, формы…
М.: Для того, чтобы лучше понять, что такое ритм, поиграем в ритмическую игру “Прогулка в лес”.
Прогуливаемся по осеннему лесу. Вокруг всё спокойно, мы идём спокойным, медленным шагом по мягкому ковру из листьев. I-ый ряд изображает носочками по полу. II-ой ладошками по коленям (получается глуховатый звук). Но, друг, подул ветер и начал капать мелкий дождик (металлофон, треугольник). Дождик полил сильнее – изображаем пальчиками по столу. Ребята, мы хотим промокнуть?
У.: Нет.
М.: Ну, тогда побежали быстрее под укрытие (изображаем бег). А дождик всё льёт и льёт …
И.: Ребята мне очень понравилось, как изобразили движение и ритм в медленном и быстром темпе. А как вы думаете в рисунке можно изобразить движение, ритм, темп?
(Демонстрируются четыре примера с лебедями).
С точки зрения ритма как они летят?
У.: Предполагаемые ответы:
1. Цепочкой, клинообразно, равномерно, на одинаковом расстоянии, плавно.
2. Два лебедя отстали.
3. Увидев тигра испугались, разлетаются.
4. Лебеди слетаются в гнёзда.
И.: Совершенно верно.
1. Птицы летят ровно, цепочкой на одинаковом расстоянии друг от друга, движение их полёта равномерное, упорядоченное.
2. Цепочка торжественно пролетающих птиц нарушается. В ритме их движения произошла пауза, прорыв. На мгновение ритм стал беспокойным, т.к. часть птиц на участке прорыва должна усилить скорость полёта, чтобы догнать собратьев.
3. Птицы хаотично разлетаются в разные стороны от центра, расположенного в нижней части плоскости. Они испугались хищника.
4. Птицы с разных сторон неравномерно слетаются наперегонки к корму или к гнезду.
Ритм двух последних рисунков становится беспокойным, взволнованным, невыстроенным.
Раскроем ещё несколько секретов художественной выразительности и композиционного движения. Если силуэт одной птицы расположен ближе к левому краю рисунка, а силуэт другой – к правому (обе птицы летят слева направо), то создаётся ощущение, что правая птица летит быстрее т. к. она уже долетела до края, а второй предстоит ещё лететь весь путь.
Если одна птица расположена у верхней части листа, высоко, а другая – у нижней, ближе к земле, то кажется, что вторая птица тяжелее как будто край плоскости её притягивает, она не может оторваться от земли.
М.: Ребята, попробуйте соотнести каждый музыкальный фрагмент с рисунком.
Представьте весеннее утро, восходит солнце, начинают таять сосульки. Изобразите, пожалуйста, капель с помощью металлофона, когда сосульки только начинают оттаивать, капают очень медленно.
А теперь солнце пригрело, капельки закапали быстрее (изображают быструю капель с помощью металлофона).
Весной всё вокруг оживает: и природа, и птицы, и так хочется петь…
На прошлом уроке мы начали разучивать I-й куплет песни на стихи
К. Ибряева “В мире красок и мелодий”. Сейчас мы его повторим и начнём разучивание II-го куплета. (Вокально-хоровая работа)
1. В любое время года,
Уж много, много лет
Рисует нам природа
Свой радужный портрет.
Найдём сто красок разных
Мы в поле и в лесу
И зиму перекрасим
В задорную весну.
Припев.
Краски песен зазвучали,
Песня радугой зажглась.
И звенит, искрясь лучами,
Кружит, кружит всех нас вальс.
2. Как звонок мир наш светлый
У птицы и ручья,
У солнца и у ветра
Есть песенка своя.
Мир красок и мелодий
Всегда открыт для нас,
И в этот мир сегодня
Всех, всех зовёт наш вальс.
Урок II
И.: Сегодня мы много говорили о пейзаже, прослушали мелодии и небольшие отрывки из стихотворений, рассмотрели репродукции работ художников. И как итог от всего прослушанного я вам предлагаю изобразить пейзаж родного края. Постарайтесь передать выразительные состояния природы того времени года, которое вам больше нравится.
У.: (Практическая работа учащихся.
Звучат музыкальные композиции башкирских композиторов)
И.: (Просмотр, анализ работ учащихся).
М.: В заключении урока исполним песню о жанрах изобразительного искусства. (Песня о картинах)