Модель интегрированной игры "История вещей" по формированию у детей представлений о человеке в истории и культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование целостной картины мира и расширение представлений у детей о человеке в истории и культуре.

Задачи.

  1. Расширять и уточнять представления детей о предметном мире, облегчающий труд людей, о техническом прогрессе, об изменении условий быта человека.
  2. Совершенствовать речь в процессе беседы со сверстниками и взрослыми, закреплять формы речевого этикета.
  3. Пополнять литературный багаж детей загадками.
  4. Закреплять знания детей об осторожном и осмотрительном отношении при обращении с электричеством.
  5. Развивать психические и физические качества: память, мышление, силу, ловкость, быстроту.
  6. Воспитывать ценностное отношение к труду людей, и его роли в обществе и жизни каждого человека.

Активизация словаря детей.

Водопровод, коромысло, колодец; телефон, сотовый, мобильный, дисковый, кнопочный; электричество, факелы, свечки, керосиновые лампы, электропечь, телевизор, магнитофон, пылесос, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, швейная машина, лампочка: яркая, светлая, круглая, стеклянная, хрупкая, большая, маленькая, синяя, электрическая.

Предварительная работа.

1. Дидактические игры “Что сначала, что потом”, “Хорошо – плохо”, “Составь картинку”, “Третий лишний”, “Доскажи словечко”, “Загадки и отгадки”.

2. Чтение отрывок из энциклопедий “Я открываю мир. Человек ”, “Открытия, которые изменили мир”, “Увлекательные путешествия”.

3. Рассматривание иллюстраций по темам “Электроприборы”, “Бытовая техника”.

Оборудование: коромысло, ведра, кегли; телефоны: сотовый, дисковый, кнопочный; иллюстрации: лампочка, факел, свечка, керосиновая лампа, электроплита, телевизор, магнитофон, пылесос, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, швейная машина, костер, шкатулка, красные и синие сердечки.

Ход урока

Дети заходят в группу.

1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять –
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в круг вместе с воспитателем).
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
А сейчас все вместе, дружно,
Пожелаем друг другу доброго утра.

(Дети все вместе поворачиваются друг к другу и с улыбкой произносят “Доброе утро”).

Дети присаживаются на стульчики.

2. Сюрпризный момент

Стук в дверь, входит старенький дедушка.

Дедушка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, дедушка!

Дедушка: Я приехал в город из далекой деревни. Мой внучок загадал мне загадку, помогите мне её отгадать.

Загадка:

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе,
И хозяйничает в нем
Как мы это назовем?

Дедушка: Что это?

Дети: Водопровод.

Воспитатель: Правильно, водопровод. Ребята, а от каких двух слов образовано это слово?

Дети: Вода и провод.

Воспитатель: А откуда вода приходит в наш дом?

Дети: Из рек.

Воспитатель: Что было бы, если б вода текла к нам постоянно?

Ответы детей.

Воспитатель: Что придумал человек, чтоб вода текла только тогда, когда нужна и там, где нужно?

Ответы детей.

Воспитатель (обращаясь к дедушке): Вот видишь, дедушка, мы тебе сейчас рассказали о водопроводе.

Воспитатель: Ребята, в деревне у дедушки нет водопровода. Кто из вас расскажет, откуда можно принести воду в дом?

Дети : Из колодцев, из озер, рек. Воду носят ведрами.

Дедушка: Ребята, я вам принес очень интересную вещь. Кто из вас знает, что это?

Показывает детям маленькое детское коромысло.

Дети: Это коромысло.

Воспитатель: Для чего оно нужно?

Дети: Чтобы легче было носить воду.

Воспитатель: Чего здесь не хватает?

Дети: Ведер.

3. Игра-соревнование “Пронеси ведра, не расплескав воду”

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя, какие вы ловкие, выносливые. Вам надо пронести воду в ведрах, не расплескав её.

Выбирается две команды по 3 человека, предлагается пронести ведра с коромыслом, не расплескав воду.

4. Звонит телефон

Дедушка вздрагивает, пугается.

Воспитатель: Не пугайся, дедушка. Лучше послушай там голосок.

(Воспитатель прикладывает трубку к уху деда)

Дедушка: Что же это?

Дети: Дедушка, не пугайся, это телефон.

Дедушка: А для чего нужен телефон?

Дети: Вызвать врача, заказать билеты на проезд или на самолет, поговорить с другом.

Воспитатель: Ребята, какие виды телефона вы знаете?

Дети: Телефон-автомат, кнопочный, сотовый телефон, видеотелефон.

Воспитатель: Ребята, а когда не было телефонов, как люди общались?

Дети: Индейцы, чтобы передать сообщение в соседнюю деревню, забирались на самую большую гору и громко кричали.

Дети: Отправляли гонцов. Разводили костры, чтобы передать сообщение. Писали письма друг другу.

Воспитатель: Ребята, у кого дома есть телефон?

Воспитатель: С кем вы разговариваете по телефону?

Ответы детей.

Воспитатель: О чем вы говорите?

Ответы детей.

Воспитатель: Как правильно пользоваться телефоном? Что нужно сказать в начале разговора?

Ответы детей.

5. Предложить детям разыграть ситуации телефонного разговора

6. Физминутка. Звучит музыка

Воспитатель: А сейчас мы с вами пообщаемся без телефона.

“Веселая минутка”

- Как живёшь?

Вот так (показывают большой палец).

- Как идешь?

Вот так (дети маршируют).

- А бежишь?

Вот так (дети бегут на месте).

- Ночью спишь?

Вот так (руки под щеку).

- Как берешь?

Вот так (руками к себе).

- Как даёшь?

Вот так (руки протянуты вперед).

- Как шалишь?

Вот так(дети корчат рожицы).

- А грозишь?

Вот так (грозят пальчиками).

Воспитатель: Ребята, надо ещё одну загадку помочь отгадать дедушке.

Мигнет, моргнет
В пузырек нырнет
В пузырек под козырек
Ночью в комнате денек.

Воспитатель: О каком пузырьке говорится в загадке?

Дети: Лампочка.

Воспитатель: Для чего нужна лампочка?

Ответы детей.

Воспитатель: Придумайте слова, какая бывает лампочка?

Дети: Яркая, светлая, круглая, стеклянная, хрупкая, большая, маленькая, синяя, электрическая.

Дедушка: А вот раньше в деревне, где я живу, лампочек не было.

Воспитатель: Ребята, расскажите, чем раньше освещали свои дома люди?

Дети: Факелами, свечками, керосиновыми лампами.

Воспитатель: Удобные ли эти предметы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, мало света.

Воспитатель: Почему неудобна керосиновая лампа?

Дети: Керосин коптит, выделяет неприятный запах.

Воспитатель: А без чего не загорится лампочка?

Дети: Без контакта, без электричества.

Воспитатель: Какие ещё бытовые приборы работают от электричества?

Дети: Электропечи, телевизоры, магнитофоны, пылесосы, компьютеры, стиральные машины, микроволновые печи, швейные машины.

Дети показывают дедушке изображения на картинках.

Дедушка: Ребята, вас окружают чудо- вещи. А кто создал эти вещи?

Дети: Люди.

Воспитатель: Правильно! Эти предметы создал человек. Но в разное время предметы выглядели по-разному. Как они выглядели раньше, мы узнаем, поиграв в игру “Прошлое и настоящее предмета”. Вам надо взять картинку настоящего предмета и рассказать, какой он был в прошлом.

8. Игра “Прошлое и настоящее предмета”

Дети выбирают картинку, где нарисован современный предмет и находят картинку, каким предмет был раньше.

Например: часы - солнечные часы, обогреватель-камин, компьютер – счеты, телефон-рупор, электропечь-костер, пылесос – метла.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А для чего нужны все эти чудо-предметы?

Воспитатель: Правильно, чтобы человеку жилось и работалось легко, взрослые чаще бы общались со своими детьми.

Воспитатель: Ребята, многие эти предметы работают от электричества. Как их можно назвать одним словом?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Чем опасны электроприборы?

Дети: В них проходит ток. Они могут вызвать пожар.

9. Игра “Можно или нельзя”

Дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает детей:

- Можно спичками играть? Нет!

Пальцы в розетку засовывать? Нет!

Тянуть электропровод руками? Нет!

Включать без взрослых электроприборы? Нет!

Можно протирать телевизор мокрой тряпкой? Нет! и др.

10. Рефлексия

Дедушка: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы о чудо-предметах. До свидания!

Дедушка уходит.

Воспитатель: Ребята, а вам сегодня понравилось играть? В моей шкатулке лежат красные и синие сердечки. И если вам было сегодня интересно, то возьмите себе красное сердечно, а если вам было скучно, то синее.

Литература

1. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ “Сфера”, 2001.