Цель: формирование целостной картины мира и расширение представлений у детей о человеке в истории и культуре.
Задачи.
- Расширять и уточнять представления детей о предметном мире, облегчающий труд людей, о техническом прогрессе, об изменении условий быта человека.
- Совершенствовать речь в процессе беседы со сверстниками и взрослыми, закреплять формы речевого этикета.
- Пополнять литературный багаж детей загадками.
- Закреплять знания детей об осторожном и осмотрительном отношении при обращении с электричеством.
- Развивать психические и физические качества: память, мышление, силу, ловкость, быстроту.
- Воспитывать ценностное отношение к труду людей, и его роли в обществе и жизни каждого человека.
Активизация словаря детей.
Водопровод, коромысло, колодец; телефон, сотовый, мобильный, дисковый, кнопочный; электричество, факелы, свечки, керосиновые лампы, электропечь, телевизор, магнитофон, пылесос, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, швейная машина, лампочка: яркая, светлая, круглая, стеклянная, хрупкая, большая, маленькая, синяя, электрическая.
Предварительная работа.
1. Дидактические игры “Что сначала, что потом”, “Хорошо – плохо”, “Составь картинку”, “Третий лишний”, “Доскажи словечко”, “Загадки и отгадки”.
2. Чтение отрывок из энциклопедий “Я открываю мир. Человек ”, “Открытия, которые изменили мир”, “Увлекательные путешествия”.
3. Рассматривание иллюстраций по темам “Электроприборы”, “Бытовая техника”.
Оборудование: коромысло, ведра, кегли; телефоны: сотовый, дисковый, кнопочный; иллюстрации: лампочка, факел, свечка, керосиновая лампа, электроплита, телевизор, магнитофон, пылесос, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, швейная машина, костер, шкатулка, красные и синие сердечки.
Ход урока
Дети заходят в группу.
1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять –
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в круг вместе с воспитателем).
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
А сейчас все вместе, дружно,
Пожелаем друг другу доброго утра.
(Дети все вместе поворачиваются друг к другу и с улыбкой произносят “Доброе утро”).
Дети присаживаются на стульчики.
2. Сюрпризный момент
Стук в дверь, входит старенький дедушка.
Дедушка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, дедушка!
Дедушка: Я приехал в город из далекой деревни. Мой внучок загадал мне загадку, помогите мне её отгадать.
Загадка:
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе,
И хозяйничает в нем
Как мы это назовем?
Дедушка: Что это?
Дети: Водопровод.
Воспитатель: Правильно, водопровод. Ребята, а от каких двух слов образовано это слово?
Дети: Вода и провод.
Воспитатель: А откуда вода приходит в наш дом?
Дети: Из рек.
Воспитатель: Что было бы, если б вода текла к нам постоянно?
Ответы детей.
Воспитатель: Что придумал человек, чтоб вода текла только тогда, когда нужна и там, где нужно?
Ответы детей.
Воспитатель (обращаясь к дедушке): Вот видишь, дедушка, мы тебе сейчас рассказали о водопроводе.
Воспитатель: Ребята, в деревне у дедушки нет водопровода. Кто из вас расскажет, откуда можно принести воду в дом?
Дети : Из колодцев, из озер, рек. Воду носят ведрами.
Дедушка: Ребята, я вам принес очень интересную вещь. Кто из вас знает, что это?
Показывает детям маленькое детское коромысло.
Дети: Это коромысло.
Воспитатель: Для чего оно нужно?
Дети: Чтобы легче было носить воду.
Воспитатель: Чего здесь не хватает?
Дети: Ведер.
3. Игра-соревнование “Пронеси ведра, не расплескав воду”
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя, какие вы ловкие, выносливые. Вам надо пронести воду в ведрах, не расплескав её.
Выбирается две команды по 3 человека, предлагается пронести ведра с коромыслом, не расплескав воду.
4. Звонит телефон
Дедушка вздрагивает, пугается.
Воспитатель: Не пугайся, дедушка. Лучше послушай там голосок.
(Воспитатель прикладывает трубку к уху деда)
Дедушка: Что же это?
Дети: Дедушка, не пугайся, это телефон.
Дедушка: А для чего нужен телефон?
Дети: Вызвать врача, заказать билеты на проезд или на самолет, поговорить с другом.
Воспитатель: Ребята, какие виды телефона вы знаете?
Дети: Телефон-автомат, кнопочный, сотовый телефон, видеотелефон.
Воспитатель: Ребята, а когда не было телефонов, как люди общались?
Дети: Индейцы, чтобы передать сообщение в соседнюю деревню, забирались на самую большую гору и громко кричали.
Дети: Отправляли гонцов. Разводили костры, чтобы передать сообщение. Писали письма друг другу.
Воспитатель: Ребята, у кого дома есть телефон?
Воспитатель: С кем вы разговариваете по телефону?
Ответы детей.
Воспитатель: О чем вы говорите?
Ответы детей.
Воспитатель: Как правильно пользоваться телефоном? Что нужно сказать в начале разговора?
Ответы детей.
5. Предложить детям разыграть ситуации телефонного разговора
6. Физминутка. Звучит музыка
Воспитатель: А сейчас мы с вами пообщаемся без телефона.
“Веселая минутка”
- Как живёшь?
Вот так (показывают большой палец).
- Как идешь?
Вот так (дети маршируют).
- А бежишь?
Вот так (дети бегут на месте).
- Ночью спишь?
Вот так (руки под щеку).
- Как берешь?
Вот так (руками к себе).
- Как даёшь?
Вот так (руки протянуты вперед).
- Как шалишь?
Вот так(дети корчат рожицы).
- А грозишь?
Вот так (грозят пальчиками).
Воспитатель: Ребята, надо ещё одну загадку помочь отгадать дедушке.
Мигнет, моргнет
В пузырек нырнет
В пузырек под козырек
Ночью в комнате денек.
Воспитатель: О каком пузырьке говорится в загадке?
Дети: Лампочка.
Воспитатель: Для чего нужна лампочка?
Ответы детей.
Воспитатель: Придумайте слова, какая бывает лампочка?
Дети: Яркая, светлая, круглая, стеклянная, хрупкая, большая, маленькая, синяя, электрическая.
Дедушка: А вот раньше в деревне, где я живу, лампочек не было.
Воспитатель: Ребята, расскажите, чем раньше освещали свои дома люди?
Дети: Факелами, свечками, керосиновыми лампами.
Воспитатель: Удобные ли эти предметы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем неудобна свеча?
Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, мало света.
Воспитатель: Почему неудобна керосиновая лампа?
Дети: Керосин коптит, выделяет неприятный запах.
Воспитатель: А без чего не загорится лампочка?
Дети: Без контакта, без электричества.
Воспитатель: Какие ещё бытовые приборы работают от электричества?
Дети: Электропечи, телевизоры, магнитофоны, пылесосы, компьютеры, стиральные машины, микроволновые печи, швейные машины.
Дети показывают дедушке изображения на картинках.
Дедушка: Ребята, вас окружают чудо- вещи. А кто создал эти вещи?
Дети: Люди.
Воспитатель: Правильно! Эти предметы создал человек. Но в разное время предметы выглядели по-разному. Как они выглядели раньше, мы узнаем, поиграв в игру “Прошлое и настоящее предмета”. Вам надо взять картинку настоящего предмета и рассказать, какой он был в прошлом.
8. Игра “Прошлое и настоящее предмета”
Дети выбирают картинку, где нарисован современный предмет и находят картинку, каким предмет был раньше.
Например: часы - солнечные часы, обогреватель-камин, компьютер – счеты, телефон-рупор, электропечь-костер, пылесос – метла.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А для чего нужны все эти чудо-предметы?
Воспитатель: Правильно, чтобы человеку жилось и работалось легко, взрослые чаще бы общались со своими детьми.
Воспитатель: Ребята, многие эти предметы работают от электричества. Как их можно назвать одним словом?
Дети: Электроприборы.
Воспитатель: Чем опасны электроприборы?
Дети: В них проходит ток. Они могут вызвать пожар.
9. Игра “Можно или нельзя”
Дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает детей:
- Можно спичками играть? Нет!
Пальцы в розетку засовывать? Нет!
Тянуть электропровод руками? Нет!
Включать без взрослых электроприборы? Нет!
Можно протирать телевизор мокрой тряпкой? Нет! и др.
10. Рефлексия
Дедушка: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы о чудо-предметах. До свидания!
Дедушка уходит.
Воспитатель: Ребята, а вам сегодня понравилось играть? В моей шкатулке лежат красные и синие сердечки. И если вам было сегодня интересно, то возьмите себе красное сердечно, а если вам было скучно, то синее.
Литература
1. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ “Сфера”, 2001.