Как отметил Дмитрий Медведев, в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”: “Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников”.
Система профессиональной деятельности психолога в школе, направлена на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего [8].
Психологическое просвещение педагогов в нашей школе направлено на получение ими профессиональных и личностно значимых знаний, позволяющих организовать эффективный процесс воспитания и обучения школьников.
Цель этого занятия – формировать навыки и умения к эффективному педагогическому взаимодействию с учащимися на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа проведенного анкетирования и упражнений в группах.
План проведения занятия.
1. Выступление психолога. Важность поднимаемой проблемы. Определение понятия “конфликт”.
2. Анализ проделанной предварительной работы. Анкетирование педагогов и учащихся (Приложение 1), (Приложение 2).
3. Работа в группах, методика “Педагогические ситуации” (Приложение 3).
4. Стили поведения при конфликтах.
5. Общие рекомендации при нахождении выхода из конфликтной ситуации.
6. Список используемой литературы.
Ход занятия
Сегодня наше занятие мне хотелось бы начать с притчи:
“Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал: каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый же день в столбе появилось несколько десятков гвоздей. Через неделю он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он объявил об этом отцу, и тот сказал, что теперь каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю. Шло время. И пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде”[6].
Мастерство учителя заключается сегодня не только в том, чтобы грамотно, интересно преподать учащимся свой предмет, но и уметь предвидеть и наиболее безболезненно преодолевать конфликтные ситуации.
Конфликтные ситуации возникают как у молодых, так и у опытных учителей. Чаще всего конфликтные отношения возникают между педагогами и учениками средних и старших классов. Сейчас даже появилось мнение, что конфликты приводят к оздоровлению отношений, что без них не обойтись. В какой-то степени конфликты с учителями стимулируют поисковую активность школьников, это конструктивные конфликты, но существуют и деструктивные конфликты, они приводят к развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению. И конечно, любые конфликты травмируют психику как ребенка, так и учителя и могут иметь нежелательные последствия.
Если ученик - по отношению к учителю бросил вызов, значит, у него есть какая-то проблема (и чаще всего, как правило, не относящаяся напрямую к личности учителя и его предмету). Почти каждая конфликтная ситуация - это сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого класса, на который необходимо как-то отреагировать.
Каждый конфликт (от лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
В ходе подготовки к сегодняшнему занятию, с педагогами школы и учащимися средних и старших классов была проведена анкета. Учителя отвечали на вопросы анкеты Курышевой Л.П. “Взаимодействия учителя и учащихся в современной отечественной школе”. (Приложение 1).
Большинство учителей отметили, кто конфликты случаются. В основном это конфликты - учитель-ученик (43%). Конфликты влияют на педагогическую деятельность (63%). Чаще всего приводит к конфликтам поведение учащихся (52%) и учеба (47%). Способы разрешения конфликта: поиск решений (67%), доброжелательность и забота (30%), посредник (23%), власть (13%). Основные личностные качества учителя, по мнению преподавателей: профессионализм в преподавании (56%), терпение (50%), справедливость (46%).
Учащиеся отвечали на вопросы, которые были составлены на основе анкеты Курышевой Л.П. (Приложение 2).
Абсолютное большинство, опрошенных детей, оценивают свои отношения с учителями, как положительные, но, несмотря на положительную оценку, учащиеся отметили, что конфликты с учителями возникают довольно часто.
Из списка качеств, которыми в первую очередь должен обладать учитель, школьники указали на справедливость, терпение, профессионализм в преподавании, общительность, вежливость, уважение к ученику. Качества, которыми обладают учителя школы: профессионализм в преподавании, требовательность, принципиальность, терпение.
Большинство школьников высказались, что их учителя хорошо знают свой предмет, понятно объясняют учебный материал, терпеливы. Однако почти никто не отметили, что учителя проявляют уважение к ученику, всегда справедливы в оценки знаний. В связи с этим, можно предположить, что возникающие у школьников конфликты и разногласия с учителями чаще всего связаны с отсутствием уважения к ученикам, несправедливостью в оценках знаний и др.
Как отметили все опрашиваемые, конфликты чаще всего происходят на уроках. Сейчас преподавателям предстоит поработать в группах и попробовать решить предлагаемые ситуации. Затем обмен мнениями. Методика “Педагогические ситуации” (Приложение 3).
Как выходить из конфликтных ситуаций
Существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения
Противоборство характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.
- Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы.
- Решение необходимо принять очень быстро.
- Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять.
- Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Преимущества:
- Не копятся отрицательные эмоции.
- Подходит для экстремальных ситуаций.
Недостатки:
- Конфликт не решается справедливо.
- Постоянный конфликт со всеми.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.
- Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение.
- Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении.
- Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека.
- Ваш собеседник обладает большей властью.
Преимущества:
- Это “безопасный стиль в опасности”.
- Человек сам конфликты не создаёт.
Недостатки:
- Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
- Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас.
- Другой человек обладает большей властью.
- Необходимо смягчить ситуацию.
- Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы.
Преимущества:
- Сохраняются взаимоотношения между людьми.
Недостатки:
- Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок. Устраивает временное решение проблемы.
- Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.
Преимущества:
- Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.
Недостатки:
- Может накапливаться неудовлетворённость у людей.
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться.
- У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной.
- У вас есть время поработать над возникшей проблемой.
- Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.
Преимущества:
- Справедливое, окончательное разрешение конфликта.
Недостатки:
- Бывает трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.
Общие рекомендации при нахождении выхода из конфликтной ситуации
1. Признать существование конфликта.
2. Определить возможность переговоров.
3. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
4. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.
Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Для успешного взаимодействия со школьниками учитель должен обладать эмоциональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью и коммуникативной компетентностью. Что это означает?
Эмоциональная устойчивость – способность контролировать колебания настроения и справляться со стрессом, уравновешенность, оптимизм. Педагоги с такими чертами могут при взаимодействии с детьми демонстрировать терпимость, оставаться спокойными, честными, открытыми и искренними.
Эмоциональная зрелость – качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту.
Коммуникативная компетентность – сформированные навыки общения, умение устанавливать психологический контакт, слушать, ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия и использовать в них широкий набор речевых средств (темп, интонационное и лексическое разнообразие…).
И в качестве заключения мне бы хотелось рассказать еще одну притчу.
“Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
Но это просто глупо! — закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды”[3].
Желаю Вам успеха в стремлении создать на своих уроках психологический комфорт, где каждый может стать звездой сам и помочь сделать то же самое другому!
Используемая литература
1. А.В. Петровский, Н.Г. Ярошевский “Краткий психологический словарь” - М., 1990.
2. Б.С. Волков, Н.В. Волкова “Конфликтология”.- М: Трикста, 2005.
3. Газета “Школьный психолог”, № 21, 2009 г.
4. Газета “Школьный психолог”, № 3, 2000 г.
5. Газета “Школьный психолог”, № 35, 2000 г.
6. Газета “Школьный психолог”, № 13, 2010 г.
7. Журнал “На путях к новой школе”, № 3, 2002 г.
8. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.
9. С.И. Хохлов “Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося”, изд. “Аркти”, - М., 2008.
10. Интернет-ресурсы.