Целью данного занятия является профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Занятие предполагает решение следующих задач:
- совершенствование общей и мелкой моторики (“Стирка”, “Ладушки - Ладошки”, “Калинка”, “песня Весна”).
- учить выработке четких и координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие речевого дыхания (гимнастика на дыхание “Бабочка и цветок”), артикуляционной моторики (“Едем на лошадке”), чувства ритма;
- воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умение перевоплощаться (“На бабушкином дворе”), умение согласовывать музыку с движением;
- создание для детей положительной, эмоциональной обстановки на занятии.
Материал:
- конверт с письмом;
- цветы (для танца);
- куклы би-ба-бо (петушок, козлёнок, кошка, лошадка);
- бабочка на палочке (для дыхательной гимнастики) (бабочка прикреплена на нитку-ленту, которая привязана к палочке);
- платочки для танца;
- бутафорская лошадка с ленточкой;
- в роли бабушки Маши – логопед, ведущий - муз. руководитель.
- зал украшен весенними деревьями, в углу зала стоит домик бабушки Маши, возле домика сидит собака и стоит корзина с цветами, на центральной стене – солнышко с лучами.
Ход занятия
Дети по муз.заходят в зал здороваются с гостями, рассаживаются на стульчики. Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который принес почтальон. Предлагает детям прочитать письмо
“Дорогие дети! Пишет вам бабушка Маша. Приезжайте ко мне в гости. Я живу в деревне. Весной у нас так красиво. Я вас познакомлю с животными, которые живут у меня.
Жду вас. До встречи! Бабушка Маша”.
Ведущий. Ребята, поедем к бабушке Маше в деревню?
Тогда садитесь в повозку, поедем на лошадке.
“Едем на лошадке”
Муз “деревенская песенка”- серия
аудиокассет Happy baby “Волшебство природы”.
Дети встают, берутся за ленточку, изображая
повозку и под муз. едут по залу в “повозке”
Ведущий. Тпру-у! Вот и приехали. /Предлагает детям осмотреться вокруг/
Дети, посмотрите, как красиво в деревне весной!
Весной снег начинает таять, везде бегут ручьи, поют птицы.
На деревьях появляются зеленые листочки и цветы
Правда, красиво в деревне весной у бабушки Маше?
Ребята, давайте споем песенку про весну.
Песня “Весна” сл.и муз.М.Картушиной
Картушина М.Ю. “Праздники в детском
саду. Младший дошкольный возраст”. -М.
“Издательство Скрипторий 2003”
Муз. руководитель предлагает детям сесть на стульчики.
Раздается лай собаки. Из-за домика выходит бабушка, грозит собаке.
В руке корзина с игрушками: лошадка, козлик, кошка, петушок.
Бабушка. Не лай без толку. Ведь нет никого на дворе, чего разлаялась? (Видит детей)
Ах, вот в чем дело! Вот почему моя Жучка лаяла!
Это вы ко мне в гости приехали, мои любимые внучата.
Как я вам рада!
Ведущий. Здравствуй, бабушка Маша! Наши ребята получили письмо, а в нем вы приглашали всех нас в гости. Вот мы и приехали.
Бабушка. Молодцы, ребятки, что приехали!
Посмотрите с кем я вас встречаю. (Показывает детям корзину)
Подходите ко мне скорей, я вас познакомлю с животными, которые у меня живут.
Игра-превращение “На бабушкином дворе”
В руках у бабушки корзина с животными-куклы би-ба-бо
Бабушка.
Лады, лады, ладушки, приехали мы к бабушке.
К нашей милой бабушке, бабушке - Забавушке,
Приехали ребятушки, милые внучатушки.
(Бабушка достает из корзинки Петушка)
У меня есть петушок, ярко-красный гребешок.
Красная бородка, важная походка.
Дети изображают петушка: высоко поднимая ноги, корпус держат прямо, руки-крылья разведены в стороны машут “крыльями” и кричат “Кукареку”
(Бабушка достает козленка)
Есть козленок озорной, вот затряс он бородой.
Деток он пугает, рожками бодает.
Дети качают головой, держа у затылка кулачки с поднятыми пальчиками, изображая рожки и кричат “Ме-е”.
(Бабушка достает Кошку)
Есть и кошка Мурка пушистая шкурка.
Ходит вслед за бабкой моет носик лапкой.
Дети показывают жестом как кошка умывается и произносят “Мяу”.
(Бабушка достает из корзинки лошадку)
Бабушка.
Цок, цок, цок,
Есть лошадка - серый бок.
Вихрем скачет по двору,
Приглашает всех в игру!
Дети бегут как лошадка, при этом прищелкивают язычком, изображая стук копыт.
Бабушка.
Лады, лады, ладушки,
Вот сколько всех у бабушки!
А теперь бегите на стульчики, а я вас ловить буду.
Дети садятся на стульчики. У бабушки в руках другая корзина - с цветами.
Бабушка. В моем хозяйстве есть не только животные. Я выращиваю много цветов.
Посмотрите, сколько я цветов собрала для вас сегодня.
Я их поливала, а солнышко их согревало, вот поэтому они такие красивые.
Внучата, давайте мы с этими цветочками спляшем. (Бабушка раздаёт детям по одному цветочку)
Танец с цветами “Калинка”
Муз. р.н.п.обр Ломовой, сл. Смирновой С. - муз. рук.
1. Вот как мы гуляем
Дружно все шагаем, /ходят по залу с цветочком/
Посмотрите все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем
Мы сейчас!
Припев:
Калинка, калинка, калинка моя /топают ного /
В саду ягода малинка, калинка моя.
2. Мы цветочком машем, /цветок поднят вверх, машут цветком вправо-влево/
Весело попляшем
Посмотрите все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем мы сейчас!
Припев: /топают ногой/
3. А теперь в присядку /“пружинка”- слегка приседают/
Пляшут все ребятки
Посмотрите все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем мы сейчас!
Припев: / топают ногой /
4. Потанцуй с цветочком, / кружатся /
Ярким огонёчком
Полюбуйтесь все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем мы сейчас!
Припев: /топают ногой/
Бабушка.
Внучата, молодцы! Вы так красиво танцевали с цветочками.
От вашего весёлого и красивого танца даже солнышко стало ещё сильнее согревать землю своими лучами.
И от его тепла проснулась бабочка.
Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.
(Бабушка держит на своём цветке бабочку и показывает её детям)
Бабушка.
Ребята, а вы хотите посмотреть как бабочка летает?
Тогда давайте на неё подуем.
Гимнастика на дыхание “Бабочка и цветок”
Бабушка держит палочку с бабочкой. Дети дуют на неё – бабочка “летает” с цветка одного ребёнка на цветок к другому ребёнку т.д. Если ребёнок дует не совсем правильно (раздувает щёки), то педагог-логопед (Бабушка) исправляет его и просит повторить задание.
Бабушка.
Молодцы, ребята! Вот как весело мы поиграли с бабочкой.
А скажите мне дети, вы помогать взрослым любите?
Ой, ребятки, а мне поможете постирать платочки?
Танец “Стирка” сл. и муз. М.Картушиной
Картушина М.Ю. “Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст”. -М. “Издательство Скрипторий. 2003”
Бабушка.
Ой, какие молодцы! А платочки какие у вас чистые стали.
Правда, какие хозяйственные малыши.
Давайте мы с вами немного отдохнём, посидим на скамеечке.
(Дети садятся с бабушкой на лавочку, которая стоит возле домика)
Бабушка.
Вот спасибо, мои внучата, помогли бабушке платочки выстирать.
Молодцы, вы такие хозяйственные, заботливые!
Ваши ручки целый день чем-то занимаются, что-то делают.
Давайте мы про наши ручки-ладошки споём.
Пальчиковая песня-игра “Ладушки-ладошки”
Сл. Е.Каргановой, муз. М.Иорданского.
Сауко Т.Н., Буренина А.И. “Топ-хлоп малыши:
программа музыкально-ритмического воспитанию
детей 2-3 лет”. -С-Пб., 2001
Бабушка.
Ой, какие хорошие, заботливые ладошки у вас, детки.
Столько успевают дел сделать за день, молодцы!
Мы с вами пели, играли и плясали, вы мне помогали.
Теперь я хочу вас угостить.
Бабушка выносит из домика угощения, затем приглашает детей к себе на чай. Дети уходят из зала вместе с бабушкой в группу)
Литература
1. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова “Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ” (пособие для воспитателей и логопедов); М.: “Айрис-Пресс”, 2006 г.
2. Картушина М.Ю. “Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст”. -М.: “Издательство Скрипторий. 2003”.
3. СаукоТ.Н., Буренина А.И. “Топ-хлоп малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет”. –С-Пб., 2001.
4. Г.В. Дедюхина “Работа над ритмом в логопедической практике” (методическое пособие); М.: “Айрис-Пресс”, 2006 г.