Занятие по логоритмике с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Целью данного занятия является профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Занятие предполагает решение следующих задач:

  • совершенствование общей и мелкой моторики (“Стирка”, “Ладушки - Ладошки”, “Калинка”, “песня Весна”).
  • учить выработке четких и координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие речевого дыхания (гимнастика на дыхание “Бабочка и цветок”), артикуляционной моторики (“Едем на лошадке”), чувства ритма;
  • воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умение перевоплощаться (“На бабушкином дворе”), умение согласовывать музыку с движением;
  • создание для детей положительной, эмоциональной обстановки на занятии.

Материал:

  • конверт с письмом;
  • цветы (для танца);
  • куклы би-ба-бо (петушок, козлёнок, кошка, лошадка);
  • бабочка на палочке (для дыхательной гимнастики) (бабочка прикреплена на нитку-ленту, которая привязана к палочке);
  • платочки для танца;
  • бутафорская лошадка с ленточкой;
  • в роли бабушки Маши – логопед, ведущий - муз. руководитель.
  • зал украшен весенними деревьями, в углу зала стоит домик бабушки Маши, возле домика сидит собака и стоит корзина с цветами, на центральной стене – солнышко с лучами.

Ход занятия

Дети по муз.заходят в зал здороваются с гостями, рассаживаются на стульчики. Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который принес почтальон. Предлагает детям прочитать письмо

“Дорогие дети! Пишет вам бабушка Маша. Приезжайте ко мне в гости. Я живу в деревне. Весной у нас так красиво. Я вас познакомлю с животными, которые живут у меня.

Жду вас. До встречи! Бабушка Маша”.

Ведущий. Ребята, поедем к бабушке Маше в деревню?

Тогда садитесь в повозку, поедем на лошадке.

“Едем на лошадке”

Муз “деревенская песенка”- серия аудиокассет Happy baby “Волшебство природы”.
Дети встают, берутся за ленточку, изображая повозку и под муз. едут по залу в “повозке”

Ведущий. Тпру-у! Вот и приехали. /Предлагает детям осмотреться вокруг/

Дети, посмотрите, как красиво в деревне весной!

Весной снег начинает таять, везде бегут ручьи, поют птицы.

На деревьях появляются зеленые листочки и цветы

Правда, красиво в деревне весной у бабушки Маше?

Ребята, давайте споем песенку про весну.

Песня “Весна” сл.и муз.М.Картушиной

Картушина М.Ю. “Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст”. -М.
“Издательство Скрипторий 2003”

Муз. руководитель предлагает детям сесть на стульчики.

Раздается лай собаки. Из-за домика выходит бабушка, грозит собаке.

В руке корзина с игрушками: лошадка, козлик, кошка, петушок.

Бабушка. Не лай без толку. Ведь нет никого на дворе, чего разлаялась? (Видит детей)

Ах, вот в чем дело! Вот почему моя Жучка лаяла!

Это вы ко мне в гости приехали, мои любимые внучата.

Как я вам рада!

Ведущий. Здравствуй, бабушка Маша! Наши ребята получили письмо, а в нем вы приглашали всех нас в гости. Вот мы и приехали.

Бабушка. Молодцы, ребятки, что приехали!

Посмотрите с кем я вас встречаю. (Показывает детям корзину)

Подходите ко мне скорей, я вас познакомлю с животными, которые у меня живут.

Игра-превращение “На бабушкином дворе”

В руках у бабушки корзина с животными-куклы би-ба-бо

Бабушка.

Лады, лады, ладушки, приехали мы к бабушке.
К нашей милой бабушке, бабушке - Забавушке,
Приехали ребятушки, милые внучатушки.

(Бабушка достает из корзинки Петушка)

У меня есть петушок, ярко-красный гребешок.
Красная бородка, важная походка.

Дети изображают петушка: высоко поднимая ноги, корпус держат прямо, руки-крылья разведены в стороны машут “крыльями” и кричат “Кукареку”

(Бабушка достает козленка)

Есть козленок озорной, вот затряс он бородой.
Деток он пугает, рожками бодает.

Дети качают головой, держа у затылка кулачки с поднятыми пальчиками, изображая рожки и кричат “Ме-е”.

(Бабушка достает Кошку)

Есть и кошка Мурка пушистая шкурка.
Ходит вслед за бабкой моет носик лапкой.

Дети показывают жестом как кошка умывается и произносят “Мяу”.

(Бабушка достает из корзинки лошадку)

Бабушка.

Цок, цок, цок,
Есть лошадка - серый бок.
Вихрем скачет по двору,
Приглашает всех в игру!

Дети бегут как лошадка, при этом прищелкивают язычком, изображая стук копыт.

Бабушка.

Лады, лады, ладушки,
Вот сколько всех у бабушки!
А теперь бегите на стульчики, а я вас ловить буду.

Дети садятся на стульчики. У бабушки в руках другая корзина - с цветами.

Бабушка. В моем хозяйстве есть не только животные. Я выращиваю много цветов.

Посмотрите, сколько я цветов собрала для вас сегодня.

Я их поливала, а солнышко их согревало, вот поэтому они такие красивые.

Внучата, давайте мы с этими цветочками спляшем. (Бабушка раздаёт детям по одному цветочку)

Танец с цветами “Калинка”

Муз. р.н.п.обр Ломовой, сл. Смирновой С. - муз. рук.

1. Вот как мы гуляем
Дружно все шагаем, /ходят по залу с цветочком/
Посмотрите все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем
Мы сейчас!

Припев:

Калинка, калинка, калинка моя /топают ного /
В саду ягода малинка, калинка моя.

2. Мы цветочком машем, /цветок поднят вверх, машут цветком вправо-влево/
Весело попляшем
Посмотрите все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем мы сейчас!

Припев: /топают ногой/

3. А теперь в присядку /“пружинка”- слегка приседают/
Пляшут все ребятки
Посмотрите все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем мы сейчас!

Припев: / топают ногой /

4. Потанцуй с цветочком, / кружатся /
Ярким огонёчком
Полюбуйтесь все на нас!
Музыка играет,
Солнышко сияет
И веселей попляшем мы сейчас!

Припев: /топают ногой/

Бабушка.

Внучата, молодцы! Вы так красиво танцевали с цветочками.

От вашего весёлого и красивого танца даже солнышко стало ещё сильнее согревать землю своими лучами.

И от его тепла проснулась бабочка.

Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.

(Бабушка держит на своём цветке бабочку и показывает её детям)

Бабушка.

Ребята, а вы хотите посмотреть как бабочка летает?

Тогда давайте на неё подуем.

Гимнастика на дыхание “Бабочка и цветок”

Приложение 1

Бабушка держит палочку с бабочкой. Дети дуют на неё – бабочка “летает” с цветка одного ребёнка на цветок к другому ребёнку т.д. Если ребёнок дует не совсем правильно (раздувает щёки), то педагог-логопед (Бабушка) исправляет его и просит повторить задание.

Бабушка.

Молодцы, ребята! Вот как весело мы поиграли с бабочкой.

А скажите мне дети, вы помогать взрослым любите?

Ой, ребятки, а мне поможете постирать платочки?

Танец “Стирка” сл. и муз. М.Картушиной

Картушина М.Ю. “Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст”. -М. “Издательство Скрипторий. 2003”

Бабушка.

Ой, какие молодцы! А платочки какие у вас чистые стали.

Правда, какие хозяйственные малыши.

Давайте мы с вами немного отдохнём, посидим на скамеечке.

(Дети садятся с бабушкой на лавочку, которая стоит возле домика)

Бабушка.

Вот спасибо, мои внучата, помогли бабушке платочки выстирать.

Молодцы, вы такие хозяйственные, заботливые!

Ваши ручки целый день чем-то занимаются, что-то делают.

Давайте мы про наши ручки-ладошки споём.

Пальчиковая песня-игра “Ладушки-ладошки”

Сл. Е.Каргановой, муз. М.Иорданского.
Сауко Т.Н., Буренина А.И. “Топ-хлоп малыши: программа музыкально-ритмического воспитанию детей 2-3 лет”. -С-Пб., 2001

Бабушка.

Ой, какие хорошие, заботливые ладошки у вас, детки.

Столько успевают дел сделать за день, молодцы!

Мы с вами пели, играли и плясали, вы мне помогали.

Теперь я хочу вас угостить.

Бабушка выносит из домика угощения, затем приглашает детей к себе на чай. Дети уходят из зала вместе с бабушкой в группу)

Литература

1. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова “Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ” (пособие для воспитателей и логопедов); М.: “Айрис-Пресс”, 2006 г.

2. Картушина М.Ю. “Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст”. -М.: “Издательство Скрипторий. 2003”.

3. СаукоТ.Н., Буренина А.И. “Топ-хлоп малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет”. –С-Пб., 2001.

4. Г.В. Дедюхина “Работа над ритмом в логопедической практике” (методическое пособие); М.: “Айрис-Пресс”, 2006 г.