Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движение. И воображение ребенка, как об этом писал Л.С.Выготский, имеет двигательный характер.
Наиболее продуктивным будет процесс воспитания, актуализирующий духовное развитие детей, формирующий нравственно - этические установки по отношению к окружающему миру и собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка через двигательную активность.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков целесообразно применять разные виды музыкального движения. Оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей - это игра. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает 3 цели:
- удовольствие от игры – “Хочу”;
- выполнять правила игры – “Надо”;
- творческое выполнение игровой задачи – “Могу”.
Таким образом, складывается основной механизм игры (Хочу! Надо! Могу!) влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект - физиологический.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический.
Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический.
Посредством музыки воспитывает способность этически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой жизнедеятельности.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.
Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до атонии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера, с одинаковым уровнем громкости звучания.
Создавая предпосылки для педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей ан выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре.
Педагогическая направленность
I группа | II группа | III группа |
Игры на развитие внимания | Игры на развитие памяти | Игры на развитие мышления |
Развивают: наблюдательность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух | Развивают: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную память; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти | Развивают умственные действия-сравнения, сопоставления, обобщение анализа и синтеза. |
Формы проведения музыкальных игр
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. По форме проведения игры подразделяются:
- статические (стоя или сидя);
- игры с движением;
- речедвигательные игры;
- игры-шутки;
- игры-песни;
- артикуляционные игры;
- игры-забавы;
- игры-загадки;
- ритмические игры.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с сопровождением.
Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы. Обучение в игре и развитие происходит постепенно.
Можно выделить три этапа работы над музыкальными играми:
I этап – создается мотивация игры, объяснение ее содержания, осваивается игровое содержание;
II этап – формирование двигательных, речевых, вокальных навыков;
III этап – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.
Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм.
Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.
Следовательно, можно сделать такой вывод: у ребенка развились положительные качества личности: дети стали активны, инициативны, находчивы, решительны. Также развился и познавательный интерес. Игры воспитали у детей правильное отношение к окружающему миру. Следовательно, улучшилась память, выработалась устойчивость произвольного внимания, повысилась творческая активность.
Таким образом, физиологические, психологические, педагогические аспекты музыкально-игровой деятельности направленные на оздоровление и на обеспечение полноценного эмоционально-психического комфорта стали основой развития двигательных, речевых и вокальных навыков детей.
Использованная литература
- Г.И. Анисимова. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- И.В. Бодраченко. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет. – М.: Айрис – пресс, 2009.
- Е.В. Михеева. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.
Приложение
Игра на развитие воображения и памяти физических действий “Пьем чай”
Методические пояснения
Дети держат перед собой раскрытую левую ладонь — “блюдце”, в правой руке держат воображаемую чашку за ручку, соединив указательный и большой пальцы. У педагога в руках воображаемый чайник, он обходит детей, наливает им “чай”, произносит текст: “Как приятно выпить чай...”
Цель игры: развивать память физических действий, воображение, речь, мышление, закрепить имеющиеся у детей знания и дать новую познавательную информацию о видах чая, его пользе и пр.
Педагог: Все ли, деточки, вы сыты? Аль еще чего хотите?
Дети: Захотелось нам играть, Федю-медю выбирать!
Педагог: Сейчас мы с вами считалкой и узнаем, кто у нас Федей-медей.
Едет Федя на медведе,
Едет, песенки поет.
Кто не хочет слушать Федю,
Тот сейчас водить пойдет!
Проводится музыкальная игра “Федя-медя”.
Летает – не летает?
Цель. Развивать умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ.
Ход игры. Дети слушают шутливую песню и запоминают ее содержание. По окончании музыки дети делятся на две подгруппы: одна будет изображать то, что летает, и тех, кто летает; вторая — то, что не летает, и тех, кто не летает.
Полетели в облака.
Пчелка, чиж, два рыбака,
Вертолет и теплоход,
Карлсон, ежик, самолет.
Аист, Умка, воробей,
Змей Горыныч, соловей,
Две сороки, да блоха,
В ступе Бабушка Яга.
А за ними бегемот,
Кот, щенок и кашалот.
Сивка-Бурка, мухомор
Не вернулись до сих пор.
Воробьи
Цель. Учить сопоставлять поэтический текст с характером музыки.
Ход игры. Дети слушают и запоминают два четверостишия о воробьях.
Воробей с утра поет:
“Чик-чирик! Весна идет!”
Солнце землю пригревает,
И подснежник расцветает.
Если холодно — стоит,
Не чирикает, молчит,
Даже зерен не клюет,
Своих песен не поет.
Прослушав фортепианные пьесы “Воробьишкам холодно” Ж. Металлиди и “Воробьи на солнышке” А. Вольфензона, дети называют стихи, соответствующие музыкальным произведениям.