Краеведение – средство патриотического воспитания в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Школьное краеведение, - это не только способ и метод познания и изучения прошлого и настоящего, но и своеобразный ключ к становлению человека. Именно краеведческий материал даёт нам возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые знания, нормы и ценности. Проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации социализации в обществе. Привлекая краеведческий материал, мы учим школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно разрешать конфликтные ситуации, толерантно относится к людям другим национальностей и вероисповеданий.

Мною была разработана система мероприятий для деятельности краеведческого кружка. Основой послужил краеведческий материал. В системе, в зависимости от формы исходных мероприятий, которые планировались заранее, я выделила следующие разделы:

  • “Живые страницы Нового Оскола”. Посещение музеев. Это групповая форма внеклассной работы, имеет уникальное коррекционное воздействие. Во время посещения музеев ребята ближе знакомятся с историей родного края, культурой, бытом односельчан.
  • “Свет малой родины”. Встречи с интересными людьми города, района.
  • “Мой отчий край ни в чём не повторим”. Экскурсии по городу, району, на предприятия, посещение красивых уголков природы.

Предметом изучения раздела “Живые страницы Нового Оскола” стало музейное дело. Сейчас обрела популярность фраза “музейная ТЕРАПИЯ”. Музей часто сравнивают со школой. Учиться в ней можно всю жизнь. Большое значение в образовательно-воспитательной деятельности музея, особенно для детей с нарушением интеллекта, имеет принцип наглядности, который был основан чешским педагогом Я. А. Каменским, сформулировавшем “золотое” правило дидактики – “всё, что можно представлять для восприятия - чувствами”. Содержание понятия “наглядность” предполагает создание чувственной опоры (зрительной, слуховой), мыслительным действиям, вовлечение в процесс познания различных органов чувств. Обращение к наглядности диктуется логикой познавательного процесса, необходимым элементом которого является чувственное познание, опирающееся на ощущение.

Нахождение ребёнка в школе-интернате имеет и негативные стороны. В первую очередь влечёт за собой обеднение среды, уменьшение коммуникаций с окружающими – социальной депривации.

Краеведение – средство, позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Систематические запланированные экскурсии в разнообразные музеи по Новооскольскому району и Белгородской области позволили создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка.

Знакомство с историей родной стороны мы начали с посещения краеведческого музея города Новый Оскол.

Учитывая неустойчивый характер внимания и восприятия школьников с нарушением интеллекта, музей мы посещали несколько раз, поэтапно.

Такой подход в ознакомлении позволил формировать представление о хронологической последовательности событий (что раньше, что позже), которое у умственно отсталых учащихся затруднено. Также, после каждого посещения музея, проводилось обсуждение, закрепление услышанного. Приём сравнения новых для учащихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства, нравственные качества, расширяет интересы воспитанников.

Далее увеличили круг общения. Благодаря посещению музеев школ города то есть дозировке материала, его повторению, эмоциональной насыщенности с подкреплением наглядными средствами, у учащихся возникает своё отношение к событиям и их участникам; уважение к результатам человеческого труда. Это значит, что ребята не только усваивают материал, но и эмоционально откликаются на него.

Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является склонность их к чувственному познанию мира (работы В.Г. Петрова, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф). Возможность совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности.

Далее увеличили масштаб экскурсионных поездок. Следующим объектом посещений стал музей 1-й Конной Армии в селе Великомихайловка Новооскольского района Белгородской области. Находясь в комнатах дома-музея, ребята воочию соприкоснулись с историей основания 1-й Конной Армии. Нужно отметить, что опора на зрительные, слуховые, осязательные ощущения помогают детям лучше воспринимать новые сведения.

Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью – картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений.

Восприятие учащихся с нарушением интеллекта характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью.

Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся школы-интерната. После посещения экскурсии, задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию ребят силой живого слова, с помощью различных приёмов конкретизации, различных видов наглядности. Однократный рассказ или показ для умственно отсталых детей малоэффективен, всё забывается, недостаточно осмысливается. На занятиях КТД помогает повторение не дословное, а модифицированное. Показывая фотографии из залов посещённого музея, различные исторические справки, разные картины, иллюстрирующие одно и те же события, работая вместе с детьми над текстом будущего альбома о 1-й Конной Армии, воспитатель добивается лучшего обобщения. Таким образом, “единичное и случайное не рассматривается учащимися как всеобщее и обязательное, и их представления о прошлом становятся гибкими и подвижными”, - писала Ж. И. Шиф.

Более весомой вехой в патриотическом воспитании учащихся средствами краеведения стало посещение Холковского монастыря. Духовно – нравственные ценности предков удивляли и вызывали “бурю эмоций”. Ребята посетили храм, прошли по меловым пещерам, преодолели множество ступенек и поднялись к колокольне. В этой экскурсии огромную роль сыграло эмоциональное восприятие учащимися духовных святынь в момент общения и непосредственного контакта “один на один”: “Я и Бог”, “Я и вера христианская”.

Раздел “Свет малой родины” направлен на патриотическое воспитание учащихся. Не все формы внеклассной работы могут быть полезны детям коррекционной школы. Нецелесообразно использовать для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, написание рефератов. Разнообразные встречи с интересными людьми могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе. В современных условиях такая форма внеклассной работы занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы-интерната, нежели рассказ воспитателя, чтение книг. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий.

Встречи с интересными людьми могут проходить в классе, актовом зале. Необходимо определить: тему и цель встреч, место и время её проведения, воспитательную направленность его рассказа, контингент учащихся, с которыми предстоит встреча, обговорить наглядность, которая поможет при рассказе гостя.

Беседа, как известно, существеннейший из методов психологической психотерапии, коррекционной педагогической практики.

У детей коррекционной школы круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок и беден, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся с отклонениями в развитии должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событиях.

Свои встречи мы начинали с близких знакомых всем учащимся школы интерната – работниками нашего учреждения, родителями. Проводили беседы с представителями закона. Обсуждения были посвящены основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации к общественной жизни. Работники правоохранительных органов на конкретных примерах из жизни знакомили ребят с законами, многими вопросами уголовно-административного права.

Очень важно, что во время бесед создавалась атмосфера взаимного доверия и доброжелательности. Именно те встречи, которые были направлены на установления контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения адекватно реагировать на состояние другого человека, способствовали эмоциональной подготовке к дальнейшей работе, создавали положительный настрой.

Раздел “Мой отчий край ни в чём не повторим” также направлен на патриотическое воспитание учащихся школы-интерната, формирования у детей представления об окружающей природе, архитектурных памятниках, новостройках и т.д.

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать. Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют этому. Идём в лес, сквер, парк, рощу – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Посещаем архитектурные сооружения, исторические памятники – узнаём новое об истории города, района. Под руководством воспитателя дети вычленяют основные элементы, определяют их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Отдельно хочется выделить использование художественных источников во время проведения экскурсий, наблюдений. Это требует подготовки и даёт позитивный результат, - определяется положительный настрой будущего мероприятия. Источником информации служат художественные произведения поэтов и писателей Новооскольского района.

Дети рассматривают берёзу, а воспитатель читает стихотворение землячки Пигилиевой (Агеевой) “Белая берёзонька”:

Ты всегда красавица,
Ты стоишь стройна,
Белая берёзонька,
Девонька моя.
Ветви твои нежные
На ветру шумят.
Словно руки женские
Платье теребят…

На каждую такую экскурсию в определённый родной уголок можно подобрать небольшое стихотворение или же прозаическое описание места посещения. Лучше использовать литературные произведения земляков.

Благодаря непроизвольности, новизне, ненавязчивости такая форма внеклассной работы как экскурсия пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности педагога и учащихся по ознакомлению с предметами, объектами, явлениями действительности в естественных условиях.

У детей, обучающихся в школе-интернате VIII вида, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт, у них потребительское отношение к миру. Это явление Л. С. Выготский называл “социальным вывихом”, имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С. Выготский видел в том, чтобы “вправить” ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в этом обществе своё место.

Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих направления развития личности и её отношение к действительности.

Следует помнить, что как раз формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразий всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь ребёнку приспособиться к жизни. Л.С. Выготский рекомендовал искать “обходные” пути в решении этого вопроса. Общение – как определённые вид деятельности, вот на что следует обратить особое внимание, планируя воспитательную работу по краеведению с детьми. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен “вписаться” в неё, найти оптимальное соотношение между “Я” и “Не Я”.

Вступая в различные социальные контакты, умственно отсталый ребёнок чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствует содержательные формы делового общения, а само общение носит характер самодемонстрации с расчётом на ответную эмоциональную реакцию.

Воспитательную работу следует проводить не только в специально отведённое на это время (урок, беседа и т.д.) но, развивая коммуникативные способности детей, увеличивать масштаб общения, расширять границы познания учащихся.

Роль экскурсий на предприятия города очень весома.

При всех возможных различиях между экскурсиями, организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ. Это и определение темы и цели; выбор места и объектов для знакомства и изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с объектом, о деятельности которого предстоит узнать; подготовка учащихся к экскурсии; постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.

Встречи с работниками предприятий дают возможность учащимся узнать информацию о рабочих специальностях, о продукции, которую выпускают или о видах работ, которые выполняются.

Во время непосредственного контакта с природой – прогулок по родным местам, экскурсий, наблюдений, ребёнок воочию видит и оценивает санитарное состояние любимых уголков. Часто бывает так, что самые посещаемые, любимые места остаются после “нерадивых” гостей грязными, непригодными для отдыха других людей. Поэтому предложенный педагогом экологический рейд по родным местам не раз находил поддержку и одобрение учащихся.

Участие в общешкольных днях здоровья на природе, воспитывает силу, ловкость, развивает морально – волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения, истребления.

Осенние, весенние кроссы, соревнования по зимним видам спорта, различные турниры на городском стадионе, участие в районных спартакиадах дают возможность ребятам не только посмотреть на выдающиеся достижения своих земляков – новооскольцев, но и показать свою силу духа, сноровку, закалку.

Различные конкурсы знатоков родного края, КВН, викторины, устные тематические журналы, беседы, вечера проводятся как результат “эвристических” открытий, познаний о родном крае. Они организовываются с целью выявления и развития интересов учащихся, закрепления знаний о родной стороне, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к новооскольскому краю, поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение.

Педагогам коррекционной школы VIII вида, занимающимся краеведческой работой нужно донести до сознания своих воспитанников, что они сами – настоящие патриоты своего края, его будущее. Воспитать ребят в окружении краеведческого материала – существенная и осуществляемая задача патриотического воспитания учащихся коррекционных школ VIII вида.

Рекомендации мероприятий по патриотическому воспитанию для работы краеведческого кружка. (Приложение)