Знакомство с северным оленем. Познавательная игра "Дары тундры"

Разделы: Работа с дошкольниками


Арктика – самый север нашей планеты, “край удивительной природы”. Человека привлекают разнообразные богатства Крайнего Севера. К сожалению, освоение богатств Севера приводит к крупным, порой необратимым нарушениям легко ранимой Арктики и ее природы. Все меньше остается на Земле территорий неискореженных человеком. Но, благодаря громадным пространствам тундры, здесь сохранилась дикая, первозданная природа.

Основная черта Арктики – чистота и первозданность – это бесценные богатства, бесценный мир, который мы должны беречь и сохранить. С детьми проводим беседы, занятия, расширяем их знания о природе, климате, растительном и животном мире Арктики. Дети узнают о том, как животные и растения приспособились к суровым условиям Арктики и тундры, как живут и чем занимаются люди на Севере.

Большое внимание уделяется вопросам экологического воспитания, формированию бережного и внимательного отношения к родной природе. Вашему вниманию предлагаю два конспекта: “Знакомство с северным оленем”, “Дары тундры”.

Кто нынче знать желает, что олень -
Не просто зверь, что тундра без него
Страшней пустыни, что для северян
И для моих эвенов в том числе
Олень – основа жизни, жизнь сама?

Испокон веку представители северных народов преклонялись оленю как божеству. И это не случайно. Данное домашнее животное для северян являлось единственным средством существования. От забитого оленя ничего не оставалось неиспользованным: мясо и потроха шли в пищу, шкура и лапы на одежду, сухожилия на нитки, рога и копыта на украшения.

Тема: Знакомство с северным оленем

Программное содержание: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты), их предназначение: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения. развивать ловкость, быстроту, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать любовь и уважение к животным.

Словарная работа: стадо, лишайник, ягель, кухлянка, торбаза ,важенка.

Предварительная работа: разучивание стихотворения “Северный олень”, песен об оленях, отгадывание загадок, рассматривание картины “Северные олени” (серия “Домашние животные”), чтение мансийской сказки “Гордый олень”, подвижные игры

“Олени и пастухи”, “Ловля оленей”, “Важенка и оленята”.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы снова пришли в гости в музей Арктики. Отгадайте загадку о крупном животном Арктики. Послушайте,

Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет.

– Кто это?

Правильно, отгадали. Сегодня мы поговорим о северном олене – украшением нашей родной тундры. Северный олень, а по- якутски “таба”, хорошо знаком всем ребятишкам Якутии. Одни его видели только на картинках, другие дети общаются с ними в каждый день, например, в далеких улусах. Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля.

Посмотрите, вот такой ягель (показываю). Ребята, когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет? (ответы детей). Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют. Это тоже им помогает переносить сильные морозы. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.

Вопросы к детям:

- для чего оленям копыта, как совок?

- чем питаются северные олени?

Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед.

Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.

Ребята, встали и делаем физкультминутку.

У оленя дом большой,
Он глядит свое окошко
Заяц по лесу бежит
Дверь к нему стучит:
“Стук-стук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц забегай
В лапу мне давай!”.

II часть

Северные олени - осторожные, чуткие животные. У них прекрасный нюх и хорошее зрение. Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей. Народы Севера много тысяч лет назад сумели приручить их.

В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая (показ картин).

Ребята, есть добрая традиция у народов Севера, белый олень считался у них священным животным. Приносил людям счастье. Ему никогда не обрубали рога. Рождение белого олененка в стаде отмечали большим праздником. Каждый год весной проводятся праздник “Слет оленеводов”. Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках. На выставке мастерицы украшают оленей, шьют украшение под седло, украшение на голову оленя. Давайте, мы с вами украсим нашего оленя. Ребята, придумайте кличку для оленя..

(Дети предлагают свои варианты). А теперь, из них выберем самую лучшую, ласковую кличку.

III часть

Воспитатель:

В тундре ходят оленята,
Рядом с ними важенки.
Поиграем-ка, ребята,
Вы у нас отважные!
Будете спасать оленя,
Будете его кормить
И уздечку на хорее,
Прыгнув высоко, ловить!

Я немного рассказала вам, какие у нас будут игры. Чтобы победить в них, надо быть ловкими и много знать. Прежде чем играть ответьте на мои вопросы.

* Как называется в стаде оленя, у которого родятся оленята? (Важенка)

* Кто в стаде оленей вожак? (Бык)

Дети отвечают на вопросы.

Молодцы, ваши ответы правильные и сейчас мы поиграем в игру “Важенка и оленята”.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой.

Познавательная игра “Дары тундры”

Цели:

- закрепить у детей знания о ягодах, которые растут в родных местах, их применении;

- развивать ловкость, быстроту;

- продолжать расширять представления детей о жизни животных в природных условиях;

- воспитывать любовь к родным местам.

Оборудование: шапочки-ободочки с нарисованными ягодами морошки, шикши, княженики, голубики; три нарисованных кустарника; уздечки, мяч средних размеров, мох или трава, оленьи рога, пять гимнастических обручей.

Воспитатель играет роль Хозяйка тундры”, она одета в пышную зеленую юбку, на голове венок из цветов тундры.

Воспитатель:

Любим в тундре мы бывать,
Любим ягоды искать,
И грибочки, и цветы …
Кладовая, тундра, ты!

Ребята, мы все любим бывать в тундре, то запрягайте оленей, я приглашаю всех детей к себе в гости!

Дети берут обручи, ребенок “олень” встает внутрь, остальные держатся за край обруча.

- А как называется палка, которой погоняют оленей?

- Правильно, это хорей – длинный шест. Оленьи упряжки готовы, поехали в гости! (Дает хорей ребенку – “каюру”). Звучит песня “Мы поедем утром рано).

- Ну, каюры, останавливайте оленей, мы приехали ко мне в гости. Видите, как здесь красиво! Сядем на траву, на кочки, поиграем, что-то новое узнаем!

- Я, Хозяйка тундры, мне многие подчиняются: и грибы, и ягоды, и звери. Я много знаю и многим помогаю, слежу, чтобы не срывали стебли растений, берегли их. Богата наша тундра. Я загадаю вам загадку про одну ягоду. Послушайте, внимательно.

Белый цветок, зеленый листок,
Ягодка одна, но жесткая она.
А когда поспевает – всех удивляет:
Ярко-оранжевой, мягкой бывает. (Морошка.)

- Правильно, это ягода морошка.

Проводится игра “Кто больше наберет морошки”.

На полянке разбрасывается “морошка”. Двум-трем детям завязывают глаза. В конце игры смотрят, кто из них больше наберет “морошки” в ведерко.

Хозяйка тундры (хвалит детей за ловкость и быстроту.) Я вам вот что еще расскажу про морошку: ягоды у нее лечебные, с витаминами, их едят не только люди, но и птицы тундры – для них это очень важный корм.

- А что можно сделать из морошки?

- Компот, варенье.

Хозяйка тундры. Верно, ребята, а еще морошка была любимой ягодой А.С.Пушкина.

Про морошку загадку вы отгадали, ягод набрали, а вот загадка еще для тех, кто умеет примечать, мимо красоты не пройдет, полюбуется.

Словно розовый костер прямо под ногами.
Только тонок стебелек с этими цветами!
Вот поспеет ягодка – глаз не отведешь,
Где такую вкусную ты еще найдешь?
Княженикой называют ягоду-красу,
На поляне ее встретишь – не в густом в лесу.
Среди трав растет и спеет ягода краса.
Солнца, цвета набирает, как она вкусна!

Дети отгадают.

Правильно отгадали. Кто из вас собирал, ел? Дети рассказывают.

Это очень нежная и ароматная на вкус ягода. И на вид красавица, как княжна среди наших ягод. Сейчас мы поиграем княженику пособираем. Проводится игра “Найди княженику”.

Девочки – 2 "княженички” и несколько мальчиков врассыпную стоят на расстоянии 3-4 м от черты. Дети (1-2 ребенка), стоящие у черты, должны прокатить мяч и задеть им “княженичку” - найти ягодку. Задетая “княженичка выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше задел мячом девочек – “княженичек”.

Хозяйка тундры. Вы уже узнали из стихотворения, что на стебельке у княженики в основном один цветочек, реже два. Понаблюдайте за растущей на природе княженикой.

Ягоду княженику любят все, она ароматная и вкусная. Ее едят не только люди и птицы, но и почти все животные. Когда собираешь княженичку, ягоду надо срывать аккуратно, чтобы не вырвать стебелек, иначе потом здесь не вырастет.

А теперь я расскажу, что у меня есть в тундре. Отгадайте. загадку.

Стелется вечнозеленый кустарник,
И ягоды черной бери хоть ведро.
И птицам и людям отдаст их кустарник –
Это для вас растил он добро. (Шикша)

- Правильно, это загадка о шикше.

- Кто собирал ее? Какая она на вкус?

Дети. Сладковатая, водянистая.

Хозяйка тундры. А еще ее называют водяникой, потому что она утоляет жажду, в ней больше жидкости, чем мякоти.

Хозяйка тундры. Шикша растет много лет, бывает до 97, а листочки у нее маленькие скрученные, похожи на иголочки, но если потрогать кочку с шикшой рукой, она кажется мягкой, нежной. Листочки у нее опадают один раз в 3-5 лет. Я как Хозяйка тундры тоже охраняю ее, чтобы кустики не вырывали, слежу, чтобы ягод всем хватило, чтобы богатой была наша тундра.

Хозяйка тундры. А теперь поговорим о моей любимой ягоде. Вы, вероятно, ее любите.

Отгадайте загадку.

Руки синие, язык синий и сама как виноград. (Голубика)

Правильно, это голубика. Все любят ягоду, ждут когда она созреет. А где у нас голубики? Выходите!

Выходят 2-3 девочки - “голубики”, около них на мольбертах выставляются 2—3 нарисованных кустарника. Два- три вызванных ребенка должны за 2 мин нарисовать фломастерами на кустарниках ягоды голубики. Выигрывает тот, кто быстро и красиво нарисует ягоды, при условии, что девочкам-“голубикам” понравятся их портреты.

Хозяйка тундры. Я очень рада, что вы так много знаете о ягодах нашей тундры. А теперь сварим компот – посмотрите, сколько у нас ягод. Идемте, ягодки, в компот.

Все ягоды встают в круг и выполняют движение “вертушки”, в то время Хозяйка тундры читает стихи.

Варись, варись, компот,
И напои детей.
Прибавь-ка силы нам
И радости летних дней!

В это время кто-нибудь из взрослых вносит кружки с компотом.

Хозяйка тундры. Какой компот мы сварили из ягод! Угощайтесь! Будьте здоровы!

Вот вы и побывали у меня в гостях, узнали какие поляны есть, что за ягоды там растут.

Вот и поиграли, как в тундре побывали.
А теперь пора и нам отправляться по домам.
Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

Воспитатель “запрягает оленей” (делает из гимнастических обручей пять упряжек), в середине становится ребенок - “олень”, дети держатся за обруч, у одного ребенка в руках хорей.

Воспитатель:

Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро -
Веселье и задор!

Посвистывает ветер
В ушах у оленят!
Олени, ветер, тундра -
Несутся вскачь, спешат!