Данная образовательная программа художественно-эстетической направленности, разработана на основе собственного опыта составителей программы и интенсивной методики.
Создание данной программы обусловлено тем, что в последние годы среди населения возрос интерес к изучению музыкального искусства и овладению игрой на различных музыкальных инструментах, в частности – на фортепиано. В ДМШ и ДШИ приходят подростки 14-17 и более лет. Желание учиться музыке продиктовано разными причинами – закончить прерванное ранее обучение, научиться музицировать, получить основные навыки игры для поступления в другие учебные заведения (педучилище, духовная семинария и т.п.). В связи с этим возникла необходимость разработки программы для учащихся старшего возраста, которые не могут пройти курс 5-ти, 7-летнего обучения.
Представленная образовательная программа по специальности фортепиано З-х летнего обучения является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования детей авторам не известно.
В программе использованы материалы:
1. Методическая работа преподавателя Быковой И.А. “Работа над аппликатурой”.
2. Методическая работа преподавателя Кочетовой Е.Б. “Подготовка учащегося к публичному выступлению в классе фортепиано ДШИ и ДМШ”.
Цель программы – воспитание эстетического вкуса и слушательской культуры учащихся старшего возраста посредством развития музыкальных способностей и приобретения навыков самостоятельного музицирования.
Задачи программы:
- освоить основы музыкальной грамоты,
- организовать игровой аппарат,
- развить комплекс исполнительских и слуховых навыков,
- обучить исполнению доступных музыкальных произведений различных жанров.
- воспитать навыки домашнего музицирования,
- способствовать накоплению музыкальных впечатлений,
- развить навыки концертного выступления.
Программа рассчитана на 3-и года обучения при работе с учащимися в возрасте от 14 лет.
Программа предусматривает принцип уровневой дифференциации, поскольку обучаться игре на фортепиано приходят подростки с разным уровнем подготовки (группа “А” - учащиеся с незаконченным обучением в ДМШ группа “Б” учащиеся без подготовки).
Ожидаемые результаты и способы их проверки по уровням (группам)
I год обучения
Группа “А” (с подготовкой):
- закрепление пройденного теоретического материала и игровых навыков,
- освоение новых теоретических знаний,
- приобретение новых технических навыков,
- знакомство с различными музыкальными жанрами,
- чтение нот с листа,
- развитие музыкальных способностей,
- приобретение навыка игры в ансамбле,
- приобретение навыка игры аккомпанемента,
- целенаправленное слушание музыки: концерты, записи, фильмы про выдающихся исполнителей с последующим обсуждением.
Группа “Б” (без подготовки):
- освоение элементарной теории музыки,
- приобретение основных игровых навыков,
- чтение нот с листа,
- освоение технических формул,
- приобретение первоначальных технических навыков,
- развитие слуха, ритма, памяти,
- освоение посильного классического и объемного вспомогательного (песенного, эстрадного, обработок и т.д.) учебного материала,
- приобретение навыка игры в ансамбле,
- приобретение навыка игры аккомпанемента,
- целенаправленное слушание музыки: концерты, записи, фильмы про выдающихся исполнителей с последующим обсуждением.
II год обучения
Группа “А” (с подготовкой):
- закрепление пройденного материала,
- освоение новых теоретических знаний,
- приобретение новых технических навыков,
- знакомство с различными музыкальными жанрами и их исполнение,
- приобретение навыка игры в камерном ансамбле,
- знакомство с творчеством разных композиторов,
- подготовка к публичному выступлению.
Группа “Б” (без подготовки):
- закрепление пройденного материала,
- освоение новых теоретических знаний,
- приобретение новых технических навыков,
- знакомство с различными музыкальными жанрами и их исполнение,
- приобретение навыка игры в камерном ансамбле,
- знакомство с творчеством разных композиторов,
- подготовка к публичному выступлению.
(Примечание: уровень сложности произведений группы “Б” ниже уровня группы “А”)
III год обучения
Группа “А” (с подготовкой):
- закрепление пройденного материала,
- закрепление полученных технических навыков,
- закрепление навыка игры в камерном ансамбле,
- закрепление навыка игры аккомпанемента,
- подготовка к публичному выступлению.
Группа “Б” (без подготовки):
- закрепление пройденного материала,
- закрепление полученных технических навыков,
- закрепление навыка игры в камерном ансамбле,
- закрепление навыка игры аккомпанемента,
- подготовка к публичному выступлению.
(Примечание: уровень сложности произведений группы “Б” ниже уровня группы “А”)
Cпособы проверки знаний:
- контрольные уроки по развитию технических навыков (в зависимости от степени подготовленности учащегося),
- академические концерты (2-3 раза в год) с оценкой по 5-ти бальной системе,
- творческие вечера,
- в конце обучения учащийся сдает выпускной экзамен.
К концу курса обучения учащиеся группы “А” должны исполнять экзаменационную программу:
- полифония или крупная форма (инвенция, маленькая прелюдия, соната, вариация, концерт),
- две разнохарактерные пьесы (одно из произведений современного автора),
- этюд (вид техники по выбору).
К концу курса обучения учащиеся группы “Б” должны исполнять экзаменационную программу:
- пьеса с элементами полифонии (обработка р.н.п. и т.д.) или крупная форма (сонатина, рондо, вариация),
- две разнохарактерные пьесы (одно из произведений современного автора),
- этюд (вид техники по выбору).
Форма занятий – урок (индивидуальный) продолжительность 40 минут.
Формы контроля. Промежуточная аттестация - технический зачет.
Требования к техническому зачету
I год обучения
Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль:
- в прямом движении каждой рукой отдельно в 2 октавы.
- двумя руками в 1 октаву (по возможности в 2-е).
Тоническое трезвучие с обращениями:
- аккордами по три звука каждой рукой отдельно.
Арпеджио короткие по 3-4 звука – каждой рукой отдельно.
Хроматическая гамма – каждой рукой отдельно.
Минорные гаммы: ля, ми, ре, соль (3 вида).
В прямом движении (далее как в мажоре).
II год обучения
Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно.
Минорные гаммы: ля, ми, си, ре, соль, до, фа (3 вида):
- в прямом движении в 2 октавы.
Тоническое трезвучие с обращениями:
- аккордами по три звука 2-мя руками.
Арпеджио короткие по 4 звука – каждой рукой отдельно.
Кадансы Т- S- T; Т-Д-Т.
Хроматическая гамма в прямом движении 2-мя руками.
III год обучения
Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно:
- в прямом и противоположном движении.
Тоническое трезвучие с обращениями:
- аккордами по три звука 2-мя руками,
- по 4-ре звука – каждой рукой отдельно.
Арпеджио короткие по 4 звука – 2-мя руками.
Арпеджио ломаные – каждой рукой отдельно.
Арпеджио длинные с обращениями – каждой рукой отдельно.
Кадансы Т- S- T; Т-Д-Т; Т- S – Д – Т.
Хроматическая гамма в прямом движении 2-мя руками.
В расходящемся движении от “Ре” и “Соль-диез”.
Минорные гаммы: ля, ми, си, ре, соль, до, фа (3 вида):
- в прямом движении в 2-4 октавы
2. Итоговая аттестация - контрольный урок, академический концерт, выпускной экзамен.
Требования к контрольному уроку,
академическому концерту,
выпускному экзамену (примерные варианты
программ)
I год обучения
Группа “А” (с подготовкой):
1. И.Бах. Прелюдия С – dur.
2. М. Клементи. Сонатина С – dur.
3. В. Купревич. Элегическая серенада.
4. К.Черни (ред. Г. Гермера). Этюды № 1-6.
Группа “Б” (без подготовки):
1. Укр.н. песня “Щебетала пташечка” обр. И.Руденко.
2. Э.Тетцель. “Прелюдия”.
3. А.Гедике. Этюд G-dur.
4. В. Моцарт. “Колыбельная”.
II год обучения
Группа “А” (с подготовкой):
1. И. Бах. Гавот (из французской сюиты).
2. И. Гайдн. Дивертисмент С – dur.
3. Ф.Шопен. Прелюдия E - dur.
4. А. Даргомыжский. Романс “Мне грустно” (аккомпанемент).
5. К.Черни. Этюд ор.299 №1.
Группа “Б” (без подготовки):
1. И.С. Бах. Менуэт G-dur из нотной тетради А.М.Бах.
2. В. А. Моцарт. Колыбельная.
3. В. Коровицин. Детский альбом Прогулка.
4. Ж. Дювернуа. Этюд №44 С – dur.
III год обучения
Группа “А” (с подготовкой):
1. Н. Полунин Концертино a – moll.
2. Р.Глиэр. Эскиз a – moll.
3. Е.Дога. Сонет b – moll.
4. К.Черни. Этюд ор.740 e – moll.
5. Г. Якушенко. “Джазовый альбом” Первое знакомство.
Группа “Б” (без подготовки):
1. Г. Персел. “Валынка”.
2. С. Майкапар. “Педальная прелюдия” №1 a – moll.
3. Е.Дога. “Вальс” из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”.
4. П. Шитте .“Этюд” №8.
Приложение 1 (упражнения)