В условиях глобальной информатизации в школьном образовании формируются модели обучения, основанные на системе ценностей информационной цивилизации. Цель школы на современном этапе состоит в воспитании активной личности, самореализующегося индивида, способного к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.(4)
В соответствии с концепцией модернизации образования изменяются приоритеты в системе образования, а именно отмечается переход от предметно-знаньевых к личностно-деятельностным и профессионально-деятельностным приоритетам.(4)
Актуальность обращения к данной теме связана с тем, что компетентностный подход - это попытка привести в соответствие профессиональную школу и рынок труда. Он связан с идеей открытого заказа на образование.
Главной причиной возникновения компетентностного подхода является неэффективность отечественного образования, которая проявляется в отсутствии результата, значимого вне самой системы образования, в замкнутости системы. Компетентностный подход является попыткой изменить существующее положение. Ключевым понятием данного подхода является понятие “компетентность”.(7)
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. предлагают следующую трактовку понятия компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества проблем (задач).(7)
“Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности”. (6)
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. При компетентностном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход задаёт принципиально иную логику образования, а именно логику решения задач и проблем, причем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного.(5)
Реализация компетентностного подхода в географическом образовании - инновационное направление, которое по-новому позволяет осознать и понять значимость школьной дисциплины. Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения проблем жизни общества. В этой связи так важно ответить на вопрос: “С какой целью учить школьников географии?”. С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности результатов в жизни будущего поколения. Содержание дисциплины “География” становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, “класть” её на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей географической среды.(2)
Своей целью считаю - раскрыть уникальность географического образования, показать его неоценимое прикладное значение в воспитании рачительного хозяина своей страны и Земли. А реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у обучающихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, помогает исследовательская деятельность учащихся при использовании краеведческого материала в обучении географии.
В организации исследовательской деятельности придерживаюсь следующих принципов: комплексный подход, поисково-исследовательское направление. (2)
Осуществляя первое направление - комплексный подход, краеведческие и практические исследовательские работы в разделах программы располагаю систематично, для создания непрерывности изучения данного материала. Всестороннее изучение родного края формирует у обучающихся ассоциативные связи между фактами их повседневных наблюдений окружающей среды и теоретическим материалом. Для усиления практической направленности школьного курса географии придаю комплексу практических работ определённую этапность и тренинговый характер (обучающие – тренировочные – итоговые - творческие). Для этого составляю творческий план, где расписываю использование того или иного краеведческого материала на уроке, теме, курсе. Они должны быть взаимосвязаны и усложняться от темы к теме, от раздела к разделу, от курса к курсу. Вполне понятно, что чем всестороннее и полнее будет развёрнуто краеведение, тем оно будет интереснее и поучительнее. Поэтому использую методы и приемы частично-поискового и творческого характера, побуждаю обучающихся к познавательной и практической исследовательской деятельности. Для этого организую полевые практики, маршрутные съемки, наблюдения, работы на географической площадке, в учебном проекте. Занятия географией “в природе” значительно расширяют рамки учебного познания, создают особый фон эмоционального комфорта, интенсивно влияя на все стороны личности школьника, прежде всего, на чувственную и эмоциональную составляющие психики подростка. Общению с живой природой в обучении географии придаю большое значение. При проведении экскурсий обращаю внимание обучающихся на природные и антропогенные объекты. Во время экскурсий ребята знакомятся с различными профессиями, что возможно в будущем определит их профессиональные ориентации. Только такой подход в краеведческом географическом образовании, на мой взгляд, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, “класть” её на карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей географической среды.
Поисково-исследовательское направление в изучении родного края, способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса обучающихся, овладению элементарными приёмами научного исследования, умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей.(3) Для достижения цели организую учебные исследования, которые являются неотъемлемой частью в реализации компетентностного подхода. Знакомство с литературой необходимо для обозначения проблемы и достижения желаемого результата при выполнении последующей поисково – исследовательской работы. Исследовательские задания на уроках и во внеурочное время учат обучающихся не только решать, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы в различных вариантах, применять их в жизненных ситуациях. В поисково-исследовательских и творческих работах школьникам принадлежит лидерство, а я контролирую и направляю их деятельность. Так в 6 классе в начале учебного года преобладают ознакомительные формы исследовательской деятельности: составление простейших планов местности. Затем применяю исследования полевые и аналитические: экскурсии в лес, на водоём с последующим составлением отчёта, наблюдения за погодой с последующим составлением графиков хода температуры, давления, диаграммы типов погоды и розы ветров в селе Астыровка. В конце учебного года обучающиеся выполняют творческие работы по составлению простейших проектов: “Моя родословная”, “Быт моей семьи”.
В старших классах тематика поисково-исследовательской деятельности становится более разнообразной и выполнение исследовательских и творческих работ предполагает формирование ключевых компетенций обучающихся.
Объединяющей формой поисково-исследовательской деятельности является агитационно-информационная. Её цель - привлечение внимания широкой общественности к различным проблемам: выступление на различного уровня конференциях. Такая форма дает возможность развития и выражения собственного мнения.
Подготовленные проекты: “Моя родословная”, “Национальный и религиозный состав села”, “Национальный и религиозный состав класса”, “Уровень качества жизни моей семьи” имеют практическую направленность применять географические знания и умения в повседневной жизни. Школьники делают доклады на полученном материале.
Тематика творческих работ обучающихся во внеурочное время связана в основном с социологией, педагогикой и эколого-краеведческим аспектом изучения природы родного края. Творческие работы разнообразны: Пустозёровой Ирины “Демографическая ёмкость населения России” (социология), Боровиковой Маши “Влияние стиля педагогической деятельности учителя на эффективность учебного процесса” (педагогика), Боровикова Романа “Влияние деятельности человека на экологическое состояние лесов СПК “Иконниковское”, Боровиковой Маши - “Биоэкологическая оценка карася серебряного в замкнутых водоёмах Горьковского района”, Яблочко Маргариты - “Биоэкологическая оценка карася золотого в замкнутых водоёмах Горьковского района”, Боровиковой Маши – “Создание рекреационной зоны на территории Горьковского района”, Боровикова Александра - “Уникальные особенности воды”, Косяченко Анна и Рудницкая Яна – “Сохраним озеро Астыровское”. В ходе их выполнения развиваются исследовательские умения и навыки: поиск информации в литературе, архивах музея, Интернете; наблюдение, экспериментирование, научная обработка собранных данных, их анализ, сопоставление, обобщение и умение делать выводы, выдвижение гипотезы, составление прогнозов, осуществление мониторинга за происходящими процессами в природе. Работы отличают четко поставленные цели, глубокое содержание, большой объём собранной и переработанной информации, собственные наблюдения, выводы и перспективы.
Главная ценность исследовательских заданий состоит в том, что они вырабатывают умения самостоятельно ставить проблему и решать её, разрабатывать проекты, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы в различных вариантах, применять их в жизненных ситуациях, воспитывают главные человеческие ценности добра и бережного отношения к окружающей природе.
Исследовательская деятельность опирается на теоретические знания ребят, даёт возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению своей местности. Через краеведческую исследовательскую деятельность обучающиеся не только изучают географию своего края, но и, что очень ценно, активно применяют приобретённые знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности. Использование краеведческого материала в учебной и внеурочной исследовательской деятельности способствует реализации компетентностного подхода в географическом образовании.
Поисково-исследовательская деятельность позволяет повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, способствует формированию мировоззрения и географической культуры обучающихся, жизнеспособной личности, реализует компетентностный подход в географическом образовании.
Литература
- Баринова И.И., Елховская В.В., Николина Л.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988.
- Беловолова Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе № 6/2006.
- Герасимова Т.П., Коринская В.А. Краеведческий подход в преподавании географии. М. АПН РСФСР, 1963.
- Концепция предмета “География” в 12 летней школе. География в школе №2/2000.
- Малышева Г.А. Школьное географическое краеведение. География в школе №4/2004.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М.НИИ школьных технологий, 2005.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Омск, 2003 г.