Занятие по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у мышки Иришки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста “В гостях у мышки Иришки”.

Задачи.

  1. Закрепить у детей представления о звуках.
  2. Познакомить с новым гласным звуком - И. Упражнять в правильной артикуляции звука. Учить выявлять акустическую характеристику данного звука.
  3. Выделять звук в звуковом ряду, в слогах и в словах.
  4. Учить подбирать слова на заданный звук.
  5. Определять положение звука в слове.
  6. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе.
  7. Развивать слуховое внимание и память.
  8. Развивать фонематический слух.

Ход занятия

К нам в гости пришел Незнайка. Он слышал, что ребята в нашей группе умные, смелые, много знают, изучают звуки и буквы. Незнайка хочет, чтобы вы поделились с ним своими знаниями. Расскажите нашему гостю, что такое звуки? (То, что мы слышим и произносим). Какие бывают звуки? (Шумовые и речевые). Какие речевые звуки вы уже знаете? (А, У, О). Как называются эти звуки? (Гласные). Как вы думаете, почему их так называют? (Они произносятся легко, без препятствий, их можно петь).

Незнайка благодарит детей.

Воспитатель: “Незнайка, мы с ребятами отправляемся в путешествие в город Звуков и приглашаем тебя поехать с нами”.

Незнайка: “Поеду с удовольствием”.

Воспитатель: “Занимайте места в вагонах”.

Звучит музыка. Дети “едут” на поезде, садятся за столы.

Воспитатель: “Кто живет в домике? Отгадайте загадку:

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки”. (Мышка)

Появляется мышка Иришка: “Здравствуйте ребята. Меня зовут Иришка. Я рада вас видеть. Послушайте мою любимую песенку “И-И-И”.

Воспитатель: “Спойте песенку мышки Иришки. Возьмите зеркало и посмотрите на свой рот: губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух выдыхается свободно, горлышко дрожит”.

Вывод: звук И – гласный, т.к. произносится без препятствий.

Мышка предлагает поиграть со звуками: “Если услышите И, то хлопните в ладоши: а-у-о-и, а-о-и-у, и-а-у-и, с-з-и, м-и-н-п-и, да-ду-ди, мо-ми-ма, книга, игра, зима, ветер, сито, рис, качели, цветы, мишка. Молодцы”.

Мышка Иришка приготовила загадки.

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)

Есть ли в этом слове звук И? Где он слышится: в начале, середине, в конце? (Ответы детей)

Послушайте следующую загадку.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Определите место звука И в этом слове.

Вот еще одна загадка
Есть, ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)

Дети определяют место звука И в слове.

Незнайка: “Я тоже хочу с вами поиграть. Выходите”.

Физминутка.

Собираем детвору поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята, как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается, как бельчонок умывается.
Как зайчонок поскакал, как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха собирают ежевику.
Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.

Игра с Незнайкой “Кто больше слов придумает?” (Дети придумывают слова со звуком И. Оценка деятельности)

Работа с раздаточным материалом.

Назовите картинки и выложите столько кружочков, сколько звуков И в слове. Предлагаются картинки: кит, нитки, сапоги, книга.

Оценка выполненного задания.

Работа с буквой.

Воспитатель показывает букву И: “На что похожа буква И?”

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

“Найдите букву И, раскрасьте ее”. Дети выполняют задание на листочках или в тетрадях.

Воспитатель: “У мышки Иришки есть друг. Вы узнаете кто он, если прочитаете слово”. Дети читают.

Воспитатель: “Что получилось?”

Дети: “Иа”.

Воспитатель: “Кто так кричит?”

Дети: “Так кричит ослик”.

Воспитатель: “Кто друг мышки?”

Дети: “Друг мышки Иришки – Ослик”.

Воспитатель: “Какой первый звук в слове Иа? (Гласный звук И). Назовите второй звук (Гласный звук А). Составьте схему этого слова”. Дети выкладывают два кружка красного цвета.

Мышка Иришка: “Молодцы, ребята. Я приготовила для вас сюрприз. Разгадайте ребус и узнаете”.

Демонстрируется рисунок: буква И и мешок с рисом.

“В мешке лежит то, что я больше всего люблю есть: это белые зернышки, в названии которых всего три звука, в середине слова звук И. Из этих зерен вам готовят кашу или плов, добавляют их в суп”.

Дети: “Это ирис – вкусные конфеты. Спасибо мышка Иришка”.

Воспитатель: “Пора нам возвращаться в детский сад”.

Незнайка: “А я еще хочу погостить у мышки Иришки, чтобы больше узнать о звуках”.

Дети прощаются с героями, “садятся в поезд” и “возвращаются” в детский сад.

Проводится итоговая беседа, дается оценка деятельности детей на занятии.

Литература

  1. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект. - СПб., 2004.
  2. Кислова Т.Р. “По дороге к азбуке”. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. – М., 2003.
  3. Сильченкова Л.С. Технология обучения русской грамоте. – М., 2004.