Цель:
- обобщить знания о правописании приставок при – пре;
- совершенствовать умения различать приставки; развивать орфографическую зоркость;
- развивать языковую и коммуникативную компетенции обучающихся.
Организационный момент: нацелить обучающихся на урок; раздать дидактический материал.
ХОД УРОКА
Слово учителя:
– Тема нашего урока звучит не совсем обычно:
«Юный корректор». У всех появляется вопрос – кто
такой корректор?
Обратимся к словарю. (Ученик читает
словарную статью из Толкового словаря).
Итак, корректор – человек, который вносит
исправления в текст.
Актуализация знаний
– Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы выполнить работу корректора?
- внимательность
- грамотность
- знание правил
– А теперь обратимся к памятке корректора (у каждого обучающегося на парте).
- Приглядывайтесь, присматривайтесь к каждому слову;
- Рассуждайте, раздумывайте, прежде чем приступить к выполнению задания;
- Беспечно, безрассудно и безоглядно не сделаешь ни одного дела;
- Здесь нужно запастись терпением, прилежанием и и хорошим настроением, чтобы избежать ошибок.
Задание: прочитать, объяснить пропуски, выделить приставки.
Обучающиеся читают, объясняют пропуски в приставках.
– Постарайтесь терпеливо, внимательно, с хорошим настроением выполнять последующие задания, чтобы не пропустить ни одной ошибки.
Работа с дидактическим материалом: карточки с заданиями.
Задание №1. «Жалоба»
Дядя, прашу тебя, памаги
Твоей плимяннице Оли,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Задание: прочитать. Найти и исправить ошибки.
Обучающиеся читают, комментируют исправленные ошибки.
Задание №2. «Словарно-орфографическая работа»
Пр..кратить, пр..зрение, пр..мьера, пр..небрегать, пр..людия, пр..амурский, пр..готовить, пр..луниться, пр..мер, пр..открыть.
– с помощью словаря проверить написание слов.
– объяснить значение выделенных слов.
– найти слово – неологизм, появившийся в эпоху
освоения космоса.
«Растолкуй мне слово»
Выбери правильное значение слова, составьте словосочетания (на доске)
Превосходный | ––>
перед восходом ––> высокого качества |
Прибежище | ––>
финиш ––> место, где можно найти защиту |
Задание №3 (на карточке)
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
– Прочитать текст. Есть ли смысл?
– Нет.
– Почему? Чего не хватает?
– Запятых.
– Для чего нужны запятые?
– Чтобы поставить нужные паузы – восстановить
смысл.
– Читаем второй раз.
Задание №4. «Стилистическая правка»
Корректор должен не только уметь грамотно
писать и расставлять запятые, но и понимать
лексическое значение слова.
Перед вами группа слов, подумайте, все ли слова
объяснены верно. Если есть неверные значения,
исправьте, подобрав синонимы.
Пр..колол – присоединил булавкой.
Пр..лежание – присоединение к лежащим.
Пр..дрался – присоединился к драке.
Пр..знался – присоединился к знающим.
Пр..паял – присоединил с помощью паяльника.
Пр..ключение – присоединение к ключу.
Пр..голубил – присоединил к голубю.
Словарный диктант «Четвёртое лишнее»
- Пр..зирать, пр..имущество, пр..искусный, пр..бавить.
- Пр..кращаться, пр..крутой, пр..бавление, пр..дательство.
- Пр..вращение, пр..бежать, пр..высить, пр..вредный.
- Пр..острый, пр..отличный. пр..подаватель, пр..бить.
Подведение итогов
Выставление оценок.