1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность
Контингент наших обучающихся составляют молодые люди от 15 до 18 лет. В этот период идет бурный рост самосознания, возникающий как непосредственный результат общения со сверстниками и взрослыми в просе учебы, внеклассной и творческой деятельностей. Мотивация обучающихся качественно меняется, идет утверждение своего социально-психологического статуса, в коллективе обостряется чувство справедливости, собственного достоинства, самоутверждения, из-за чего подростки становятся неуравновешенными, легко возбудимыми. Их поведение приобретает признаки нервозности, импульсивности, стрессо-неустойчивости, депрессивности, агрессии.
Если подростковый возраст – это период поиска места в обществе и коллективе, то ранняя юность – возраст начала стабилизации интеллекта, духовных, физических возможностей. В тот период происходит этап профессионального самоопределения, растет мировоззрение, складываются лучшими чертами характера: ответственность, чувство долга, развивается самосознание. Таким образом, получаем противостояние двух состояний: подростковое и ранняя юность. Поэтому основная задача ОУ, да и каждого педагога в целом создать ситуацию успеха, создать условия для развития личностных качеств каждого обучающегося. Хочется привести ряд высказываний:
- «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением». (Майкл Корда)
- «Многие не замечают радостей в ожидании большого счастья» (Карла Дьогу Душ Сантуш)
Часто выявление успеха в массовой практике связывалось с соревнованием, завоеванием призовых мет, которые определялись при сравнении одного человека с другим. Это изначально обрекало на успех незначительное количество избранных победителей, а всех остальных записывало в неудачники, закрепляя для них неблагоприятную для развития «ситуацию избегания неудач». Очевидно, что при таком подходе ставилась, но никогда не решалась и не могла решаться проблема создания ситуации успеха каждому учащемуся.
Решение проблемы развития каждой личности, создания ситуации успеха каждому субъекту образовательного процесса вызывает необходимость определения сущности ситуации успеха, чувство успеха, мотивации достижения успеха, а так же определения плодотворных психологических механизмов ее обеспечения в учебном и воспитательном процессах.
Что такое ситуация успеха?
Этот вопрос зачастую вызывал у педагогических работников затруднения. На сегодня предлагается ряд определений, приведем в пример одного из них:
Ситуация успеха – это организованное сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать радость успеха, являющегося для него весьма значительным результатом деятельности.
Ситуацию успеха можно определить как
психологическую ситуацию, в результате которой
действия, совершаемые человеком, приводят к
чувству удовлетворения своими достижениями,
гордости за свой труд, самоуважению,
самоутверждению, сознанию своей значимости.
Вряд ли успешный человек будет нарушителем
норм правопорядка, будет искать другие пути
самоутверждения?!
Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда.
Выделяют 4 фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:
- стремление к успеху;
- надежда на успех;
- субъективно оцененная вероятность достижения успеха;
- субъективные эталоны оценки достижений.
1.2. Введение в историю развития Фестивального движения
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» заявил о себе с 1998 года и с этого времени стал рассматриваться в качестве одного из условий развития содержания образования в Свердловской области.
Фестиваль стал преемником предметных олимпиад многие из которых имеют сложившиеся традиции и ориентиры. На протяжении многих лет олимпиадные состязание были ориентированы на узко предметные области. Задания чаще всего проверяли репродуктивные навыки учащихся и объем полученной информации.
Время двигалось вперед и вносило свои коррективы. Родившиеся идея фестивального движения расширила границы интеллектуальной деятельности молодых людей с глубокими знаниями, широким кругозором и эрудицией, со сформированной потребностью работать в нетрадиционных условиях.
В настоящее время фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» представляет собой педагогическую систему, которая гармонизирует общее и дополнительное образование. Основная идея Фестивального движения – внимание к каждому ребенку, создание условий, которые позволяют всем участникам, независимо от возраста и способностей, проявить свою индивидуальность.
В многочисленных словарях иностранных слов и русского языка «Фестиваль» однозначно трактуется как праздник, в котором задействовано большое количество людей. Участники Фестиваля готовятся к нему, раскрывают свои способности, проявляют чудеса творчества, им представляется возможность проявить свою компетенцию не только в предметно-информационной сфере, но более всего в деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
1.3. Цели и задачи
Цель: Создание ситуации успеха для всех субъектов образовательного процесса как необходимого условия самоутверждения, саморазвития, самореализации, самоуважения.
Целью Фестиваля по отношению к участникам является создание условий для проведения инициативы и последовательной реализации учащимися их творческих, интеллектуальных, организаторских способностей и интересов.
Целью Фестиваля по отношению у пед. работникам является создание условий для мотивации к организации интеллектуально-творческой, исследовательской и практической деятельности учащихся.
Задачи:
- изучение литературы по данной тематике;
- подбор форм, методов, технологий, подходов для реализации цели Фестиваля;
- сохранение традиций ОУ;
- расширение рамок Фестивального движения;
- разработка и экспертиза экспертно-аналитических материалов;
- уменьшение числа правонарушений;
- формирование коммуникативной культуры.
1.4. Методическое сопровождение организации и проведения мероприятий в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
Основное правило работы: системный
своевременный подход.
Основными шагами в методическом сопровождении
являются следующие:
- Мотивация педагогических работников:
- повышение статуса, имиджа;
- моральное и материальное стимулирование;
- рейтинг;
- самореализация;
- аттестация.
- Мотивация обучающихся:
- аттестация;
- самореализация;
- повышение статуса, имиджа;
- моральное и материальное стимулирование;
- рейтинг.
- Информационное пространство:
- подбор литературы через библиотекаря;
- интернет;
- консультационная помощь заместителя, методиста, специалистов.
- Контроль и экспертиза:
- рецензирование;
- публичное выступление;
- члены комиссии (компетенция, квалификация).
- Повышение квалификации:
- взаимопосящение;
- использование элементов на учебных занятиях.
1.5. Основные принципы работы
- Индивидуальный подход
- Сопровождение.
- Стимулирование (похвала, поддержка).
- Системность и целенаправленность.
- Пунктуальность.
- Доброта – требовательность.
- Такт.
- Личный пример.
- Разнообразие направлений.
- Профессионализм.
1.6. Программа по развитию Фестивального движения в ГОУ НПО СО «Курьинское профессиональное училище»
Направления деятельности | Цели | Планируемый результат | Содержание деятельности | Сроки |
1. Нормативно-правовое | Создание нормативно-правового пространства | Соответствие, информированность | Изучение НПД различных уровней по организации фестивальных дел | В течение года |
План | Разработка и утверждение плана работы на год | Сентябрь | ||
Положение | Разработка и корректировка положений | В течение года | ||
2. Научно-методическое | Создание научно-методических условий | Введение в образовательный процесс новых методов, форм, подходов развития фестивального движения в. Повышение мотивации развития учебных, творческих, исследовательских и других умений | Изучение материала из других информационных источников | Май – август |
Отбор, подбор информации | Август | |||
Разработка и апробация | Сентябрь | |||
Анализ и коррекция | Июнь | |||
3. Организационно-содержательные | Создание организационно-содержательных условий | Объективная оценка | Приглашение к экспертной деятельности работодателей, квалифицированных работников | В течение года |
Информированность, ситуация успеха | Обновление материалов (планы, поздравления, призеры…) на информационных стендах | В течение года | ||
Разнообразие, интерес, мотивация | Отбор и корректировка содержания материала к проводимым традиционно мероприятиям | В течение года | ||
4. Мониторинг: Входной этап |
Выявить потребности личности в самореализации | Информация о потребностях учащихся | 1. Разработка анкет. 2. Проведение анкетирования учащихся 1го курса 3. Обработка полученных данных |
Сентябрь |
5. Основной этап | Оценить созданные условия качества организации и проведения фестивальных дел | Своевременная корректировка | 1. Наблюдение 2. Заполнение экспертных листов 3. Рефлексия (анкетирование) |
Сентябрь – апрель |
6. Заключительный этап | Выявить уровень удовлетворённости мероприятиями проводимыми в рамках фестиваля | Мотивация на дальнейшее участив в фестивальных делах | 1. Разработка анкет. 2. Проведение анкетирования учащихся 1 – 3-го курсов. 3. Обработка результатов. |
Май - июнь |
См. Приложение 2.1
См. Приложение 2.2
См. Приложение 2.3
См. Приложение 2.4
См. Приложение 2.5
См. Приложение 2.6
3. Заключение
По-настоящему велик тот, кто даёт шанс другим
Пол Даффи
Очевидно, что стремление к успеху есть способ
преодоления неуспеха.
Глубина неуспеха помогает нередко человеку
постичь всю радость успеха. Поэтому нельзя
игнорировать роль неуспеха в развитии личности
как фактора, обуславливающего преодоление
неблагоприятных обстоятельств.
Существуют исследования, которые доказывают, что пребывание молодого человека в период 15 – 18 лет в ситуации успеха, связанной с преодолением трудностей, способствует как его дальнейшему успешному трудоустройству, продвижению по службе, так и выстраиванию стратегий личной жизни, когда трудности на пути к успеху преодолеваются.
Разработанная модель позволяет задействовать всех обучающихся и педагогических работников. Каждый может найти дело по душе, таланту, способностям, возможностям.
Модели позволяют видеть подход в целом, удобны в работе. На примере конкурса литературного творчества «Серебряное пёрышко» видно, что легко можно отследить и реализацию данной модели.
Данный подход определяет единство целей и
задач, системность и целенаправленность работы.
Реализуемая система проведения фестивальных дел
позволяет не только обучающимся самореализовать
свои возможности, но и повысить уровень своей
самооценки, а у кого она повышена соотнести с
возможностями.
В целом:
- Увеличился процент занятости обучающихся;
- Снизилось количество правонарушений;
- Стабильный результат на конкурсах и олимпиадах на уровне территории, округа ОУ;
- Положительная динамика в развитии коммуникативных качеств, адаптации, социализации;
- Положительная динамика в развитии ключевых компетенций.
Имеются положительные моменты и во взаимодействии с другими ОУ:
- Общий план мероприятий с ДК «Кристалл»;
- Общий план мероприятий с ЦД с. Курьи;
- Общий план работы с СМТ;
- Общий план работы с МОУ СОШ № 4 села Курьи;
- Общий план работы с Филатовской коррекционной школой;
- Сотрудничество с интернатом для престарелых села Новопышминское.
«Зажечь может только горящий»