План и карта. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • Закрепить знания основных понятий темы.
  • Выявить  знания об условных знаках,  о различиях в изображении местности, о видах масштабов, о способах определения сторон горизонта, азимуте и других понятиях темы.
  • Развивать навыки работы с планами местности, масштабами.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: топографическая  карта, планы местности, схема графических и рисованных условных знаков, компасы.

Форма урока: урок в форме КВНа.

ХОД УРОКА

Класс должен разделится на 2 команды и  придумать название своей команде.

1. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, вы любите ходить в поход, но для этого нужно иметь определённые знания, чтобы не заблудится в лесу нужно уметь ориентироваться на местности, составлять планы похода, читать условные знаки, выбирать масштаб.
Сегодня на уроке мы посмотрим,  кто лучше подготовился к путешествию.

2. Задания для 1 команды.

1. Что называется планом местности?

2. С помощью чего изображают предметы на плане?

3. Заменить слова в рассказе  условными знаками.

Недавно мы поселились у домика лесника. Он стоит левее просеки, которая пересекает смешанный лес с запада на восток. На опушке просека переходит в полевую дорогу. По обе стороны полевой дороги пашня, за ними фруктовый сад и наша школа. Недалеко от неё есть озеро и болото.

4. Составьте свой рассказ, используя условные знаки.

5. Прочесть масштабы.

М 1:1000
В 1см – 500 м

6. Для чего нужен масштаб?

7. Численный масштаб выразить именованным.

М 1:20000                   М 1:9000
М 1:50000                   М 1:2500000
М 1:35000000

8.  Изобразить расстояние 500м  в М в 1 см – 100 м (500 : 100 = 5 см)

9. Что называется азимутом? Определите азимут в классе на любой предмет.

10. Что называется относительной высотой?

11.Что изображено: холм или углубление? В каком направлении вытянут?

12.  Работа с планами местности в учебнике.

1) Каков масштаб плана?
2) В каком направлении течёт река Соть?
3) Определите, какова ширина р. Соть?
4) Вы держите путь от г. Каменогорска в с. Лебяжье, что встретите на своём пути?

Какая команда определит больше предметов по условным знакам.

3. Задания для 2 команды.

1. Чем отличается план местности от рисунка, фотографии?

2. Какие условные знаки бывают?

3. Заменить слова в рассказе  условными знаками.

Недавно мы поселились у домика лесника. Он стоит левее просеки, которая пересекает смешанный лес с запада на восток. На опушке просека переходит в полевую дорогу. По обе стороны полевой дороги пашня, за ними фруктовый сад и наша школа. Недалеко от неё есть озеро и болото.

4. Составьте свой рассказ используя условные знаки.

5. Прочесть масштабы. М в 1см. – 10м,     1: 2000.

6. Для чего нужен линейный масштаб. Что называется масштабом.

7. Именованный масштаб выразите численным.

8. Изобразите расстояние 500м       в М 1см – 50м.

(500 : 50 = 10см)

9. Объясните, как ориентируются по компасу. Определить азимут   в классе на дверь.

10. Что называется абсолютной высотой?

11. Определите, что изображено  (холм или углубление).

12. Работа с планом местности в учебнике.

1) Определите где на плане север, юг, запад, восток.
2) Определите абсолютную высоту г. Зелёная.
3) От г. Зелёная вы идёте к посёлку Натальино. Какой путь, туда или обратно окажется для вас более тяжёлым? Почему?
4) В каком направлении находится г. Зелёная.

Какая команда определит больше предметов по условным знакам.

4. Итог урока

Подсчитать заработанные баллы. Определить, какая команда лучше подготовилась к походу и не заблудится в лесу.