Цели:
- Закрепить знания основных понятий темы.
- Выявить знания об условных знаках, о различиях в изображении местности, о видах масштабов, о способах определения сторон горизонта, азимуте и других понятиях темы.
- Развивать навыки работы с планами местности, масштабами.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: топографическая карта, планы местности, схема графических и рисованных условных знаков, компасы.
Форма урока: урок в форме КВНа.
ХОД УРОКА
Класс должен разделится на 2 команды и придумать название своей команде.
1. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, вы любите ходить в поход, но для этого
нужно иметь определённые знания, чтобы не
заблудится в лесу нужно уметь ориентироваться на
местности, составлять планы похода, читать
условные знаки, выбирать масштаб.
Сегодня на уроке мы посмотрим, кто лучше
подготовился к путешествию.
2. Задания для 1 команды.
1. Что называется планом местности?
2. С помощью чего изображают предметы на плане?
3. Заменить слова в рассказе условными знаками.
Недавно мы поселились у домика лесника. Он стоит левее просеки, которая пересекает смешанный лес с запада на восток. На опушке просека переходит в полевую дорогу. По обе стороны полевой дороги пашня, за ними фруктовый сад и наша школа. Недалеко от неё есть озеро и болото.
4. Составьте свой рассказ, используя условные знаки.
5. Прочесть масштабы.
М 1:1000
В 1см – 500 м
6. Для чего нужен масштаб?
7. Численный масштаб выразить именованным.
М
1:20000
М 1:9000
М
1:50000
М 1:2500000
М 1:35000000
8. Изобразить расстояние 500м в М в 1 см – 100 м (500 : 100 = 5 см)
9. Что называется азимутом? Определите азимут в классе на любой предмет.
10. Что называется относительной высотой?
11.Что изображено: холм или углубление? В каком направлении вытянут?
12. Работа с планами местности в учебнике.
1) Каков масштаб плана?
2) В каком направлении течёт река Соть?
3) Определите, какова ширина р. Соть?
4) Вы держите путь от г. Каменогорска в с. Лебяжье,
что встретите на своём пути?
Какая команда определит больше предметов по условным знакам.
3. Задания для 2 команды.
1. Чем отличается план местности от рисунка, фотографии?
2. Какие условные знаки бывают?
3. Заменить слова в рассказе условными знаками.
Недавно мы поселились у домика лесника. Он стоит левее просеки, которая пересекает смешанный лес с запада на восток. На опушке просека переходит в полевую дорогу. По обе стороны полевой дороги пашня, за ними фруктовый сад и наша школа. Недалеко от неё есть озеро и болото.
4. Составьте свой рассказ используя условные знаки.
5. Прочесть масштабы. М в 1см. – 10м, 1: 2000.
6. Для чего нужен линейный масштаб. Что называется масштабом.
7. Именованный масштаб выразите численным.
8. Изобразите расстояние 500м в М 1см – 50м.
(500 : 50 = 10см)
9. Объясните, как ориентируются по компасу. Определить азимут в классе на дверь.
10. Что называется абсолютной высотой?
11. Определите, что изображено (холм или углубление).
12. Работа с планом местности в учебнике.
1) Определите где на плане север, юг, запад,
восток.
2) Определите абсолютную высоту г. Зелёная.
3) От г. Зелёная вы идёте к посёлку Натальино.
Какой путь, туда или обратно окажется для вас
более тяжёлым? Почему?
4) В каком направлении находится г. Зелёная.
Какая команда определит больше предметов по условным знакам.
4. Итог урока
Подсчитать заработанные баллы. Определить, какая команда лучше подготовилась к походу и не заблудится в лесу.