Тип урока: закрепление и систематизация знаний.
Цели:
- продолжить знакомство с зимними изменениями в природе, с жизнью растительного и животного мира;
- развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся;
- воспитывать у учащихся бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением зверей и птиц,
- наборы рисунков следов животных,
- маски скворца и цапли,
- сигнальные карточки;
- фонограмма: Глинка «Концерт для флейты и клавесина»
ХОД УРОКА
1. Слово предоставляется дежурным синоптикам
- Сегодня __ января ___ года.
- День стоит... (ясный, пасмурный)
- Небо... (голубое, серое, чистое)
- Осадки... (дождь, снег)
- tо воздуха...
- Долгота дня...
- День прибавился на...
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Какой сейчас месяц по календарю?
Дети: Январь.
Учитель: Что можно сказать об январе?
Дети:Январь – начало года.
Учитель: Что такое год?
Дети: 12 месяцев.
Учитель: На какие четыре части делится год?
Дети: Времена года: лето, осень, зима, весна.
Учитель: С чем связана смена времён года?
(Выбрать правильный ответ – сигнальные карточки)
1. Наступление времён года связано с положением
солнца на небосводе.
2. Наступление времён года зависит от
деятельности человека.
Вывод: Смена времён года связана с
положением солнца на небосводе.
Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем
холоднее, земля прогревается хуже
2.Слушание стихотворения
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Учитель: О каком времени года это стихотворение?
Дети: О зиме.
Учитель: Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь покрыла снегом дома, деревья, замостила озёра и реки. Всё белым – бело.
3. Объявление темы и целей урока
Учитель: Тема нашего урока «В гости к зиме». Сегодня мы будем вести наблюдения за природой.
Учитель: Вспомните, какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая.
4. Повторение
4.1. Признаки зимы в неживой природе.
Игра «Распредели по группам»
Живая природа Неживая природа
(Солнце, растения, грибы, звёзды, воздух, вода, камни, животные, человек)
Учитель: Как вы думаете, когда наступает зима?
Дети: Зима начинается тогда, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Учитель: Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Давайте вспомним явления природы, которые происходят зимой.
Задание: «Допиши недостающие слова»
С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________. Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении – ____________. Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ____________. Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – ____________, на дорогах – __________. На деревьях образуется пушистая снежная бахрома – ____________.
4.2. Растения зимой
Учитель: Как повлияли изменения в неживой природе (о которых мы только что говорили) на жизнь растений?
Сообщения детей:
1. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья, так как зимой на холоде и при малом количестве света в них не образуется живое вещество, нужное для роста, а листья просто не нужны – они умирают.
2. Хвойные (вечнозелёные) деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья (хвоинки) постепенно, по мере роста новых листьев. Хвоинки покрыты жироподобным налётом. Так они защищены от мороза. Сосна меняет хвою один раз в два – три года, а ель – в пять – семь лет.
3. Все травы в основном отмирают. Но некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница живут и зимой под снегом и немножко растут. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
4. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17 – 200
4.3. Птицы зимой.
Учитель: Мы привыкли к частым переменам времён года и не задумываемся, что много людей на земле никогда не видели зимы, не знают, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые, птицы. А, впрочем, послушайте сами.
(Дети исполняют сценку)
Цапля: Здравствуй, Скворушка!
Скворец: Что ты такая печальная, цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик – пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни зимы.
Учитель: Ребята, а почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Дети: Скворец и цапля – перелётные птицы.
Учитель: Почему птицы улетают от нас на юг?
Вывод: Отсутствие пищи – основная причина отлёта птиц в тёплые страны.
Учитель: Все ли птицы улетают от нас в тёплые края?
Дети: Многие птицы у нас зимуют.
Учитель: Как называются эти птицы?
Дети: Зимующие.
Учитель: Почему некоторые птицы не улетают от нас?
Вывод: К жизни в природе зимой лучше приспособлены всеядные птицы, т.к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают – они жизнеспособнее.
Учитель: А сейчас мы поиграем.
Игра «Узнай птицу»
1. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими
лапками и характерно крестообразным клювом. Это
единственная птица, которая зимой выводит
птенцов. (Клёст)
2. Это кочующие птицы. Они имеют ярко-красную
грудь клюв короткий толстый, конической формы,
чёрного цвета. Птицы особенно любят рябину. (Снегири)
3. Маленькая зеленоватая птичка быстро
передвигается по стволу дерева вниз головой. Она
как будто ползёт. (Поползень)
4. А вот эта птичка поёт, как будто комар пищит. Это
самая маленькая птичка в лесу. По хохолку, точно
по короне, ей и название дали. (Королёк)
5. Эти птицы имеют пёструю окраску. По дереву они
передвигаются по спирали и постукивают, долбя
кору. Они уничтожают много насекомых. Их называют
санитарами леса. (Дятел)
Учитель: Для птиц зимой страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Учитель: Чем человек может помочь зимующим птицам?
Дети: Необходимо подкармливать птиц.
4.4. Звери зимой
Учитель: Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь зверей?
Учитель: Как изменилась жизнь зверей с приходом зимы?
Дети: Меньше стало корма, некоторые животные впадают в спячку; лиса, заяц надевают тёплые шубки
Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с жизнью зверей зимой я предлагаю вам посмотреть устный видеофильм.
(Один ребёнок читает загадки, дети отгадывают; подготовленные ученики делают сообщения об этом животном, показывая соответствующую картинку)
1. Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за резвая зверюшка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это … (белка)
В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно. К зиме белка делает съестные припасы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
2. Не барашек, и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Зимой заяц стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызёт тоненькие веточки.
3. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.
4. В стране лесной живёт портной,
Не сшил одёжки ни одной.
А в чём секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет. (Ёжик)
Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.
5. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замёрз, и спит. Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Учитель: Идёт зима. Укоренилось мнение, что зимой ничего интересного увидеть нельзя, так как всё спит. Жизнь замерла полностью. Но это не так. Жизнь зимой не останавливается. Об этом может рассказать белая скатерть, которая покрыта различными следами. По ним можно прочитать, кто здесь был.
На снегу следы – как книжка
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка,
Пляшут все, а ты читай!
Игра «Угадай, чей след?»
5. Итог урока
– Спит ли природа зимой? Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом.