(Приложение 1, слайд 1)
Цели:
- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
- формировать умения и навыки строить текст с учётом требований к заданию С ЕГЭ по русскому языку; обобщить и закрепить знания о стиле и типе речи; совершенствовать навыки построения связного монологического высказывания, способность развивать речемыслительные деятельности учащихся;
- формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения; воспитывать чувство ответственности.
Средства обучения: текст по Худякову, толковый словарь И.С.Ожегова, русско-татарский словарь, слайды с высказываниями выдающихся людей о дружбе, план разбора текста.
Метод: аналитическая беседа.
Тип урока: совершенствование и углубление знаний и умений по написанию сочинения-рассуждения.
Предварительное задание к уроку: подобрать пословицы на тему: »Дружба», составить ассоциограмму.
Эпиграф:
Текст – объект для исследования и мышления.
М. Бахтин
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Лингвистическая разминка (Приложение 1, слайд 2)
Определите по данным морфемам части речи и
приведите примеры: а) -чик, б) -ащ,
в) -у, г) -ся, д) -ишь.
(индивидуальные карточки)
(Ответы: а) существительное: мальчик, монетчик ,
б) причастие: держащий, в)
существительное, если это окончание Д.п.: брату
или наречие, если это суффикс: сбоку, г)
глагол: купаться, г) глагол: стоишь
(Способ проверки – взаимопроверка)
3. Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы проведём очередной урок
развития речи, задачей которого будет поработать
над текстом и написать сочинение-рассуждение. По
определению известного филолога М. Бахтина
текст «является объектом для исследования и
мышления». (Чтение эпиграфа)
Итак, мы с вами должны проанализировать текст
М.Худякова. В тетрадях запишите тему урока. В
помощь вам я предлагаю план разбора текста. (План
разбора текста и текст на партах перед каждым
учеником)
Внимательно прочитаем текст.
(Учащиеся знакомятся с содержанием текста) (Приложение 1, слайд 3)
Исходный текст:
(1)Он нёс меня на себе восемь километров.
(2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до
сих пор помню его горячую спину, пот, который,
будто кислота, разъедал кожу на руках.(4) И белую
даль, словно накрахмаленная больничная
простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в
подробностях, в красках.(6) Но всё ровно ничего не
могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет,
когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость,
потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой
трясине.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему
закадычному другу Серёжке Леонтьеву.(9) Мы
пошли рыбачить за тридевять земель на старый,
обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило
освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и
шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге.
(11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на
берег.(12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит
осколок бутылочного горлышка, на траву каплет
густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс
меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими
губами.
– (15) Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино:
друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят
пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он
готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё
сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…(19)У
меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не
знаю почему, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня
привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её
любил.
(22)Серёжа, сдувая с лица капли пота, рвал свою
футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже
не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до
больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и
смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел
во двор, все уже знали, что перед смертью я
просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я
сделался посмешищем всей школы. (26) Моё
появление теперь у всех вызывало конвульсии
глумливого хихиканья, и я, от природы
жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и
застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может
быть, он просто изложил все подробности того
случая, не предполагая, что моя просьба всех так
рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его
геройство выглядело более внушительным на фоне
моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой
солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю,
спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а
вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда
мне говорят: »Вам такой-то передал привет», я
цепенею от ужаса и по моей спине пробегают
мурашки.
– Ребята, встретились ли вам в тексте
непонятные слова?
– Да, конечно.
– Перечислите их.
– Трясина.
– Тщедушно.
– Конвульсия .
– Цепенеть.
– Хорошо, давайте проведём словарную работу. Чтобы работа шла быстрее и была эффективнее, мы разделимся на группы. (Приложение 1, слайд 4)
1 группа находит значение 1 и 4 слова, и
выписывает из текста словосочетания,
2 группа – 2 слова,
3 группа – 3 слова.
– Послушаем выступление учащихся:
1 группа:
Трясина – это зыбкое, болотистое место; в
густой трясине
Цепенеть – становиться неподвижным, замирать
под влиянием какого-нибудь сильного чувства,
цепенею от ужаса.
2 группа: Тщедушный – хилый, слабосильный, тщедушного актёрства
3 группа. Конвульсия – то же, что судорога, конвульсии хихиканья
– Ребята о чём этот текст? (Приложение
1, слайд 5)
– О дружбе.
– О детстве,
– О предательстве друга,
– Об обиде, которая перешла в боль.
– О ране, которая может быть сделана словом…
– Какое впечатление произвёл на вас текст?
– Текст заставил задуматься о том, что секреты и
тайны друга надо хранить.
– Совершил подвиг ради друга, то не надо его
разглашать.
– Слово может ранить сильнее, чем оружие.
– Да, ребята, вы правы. Потерять закадычного
друга – большая потеря. Но скажите мне, как вы
понимаете значение этого слова?
– Закадычный друг – это самый близкий друг,
– Он готов ради тебя на всё,
– Молодцы, ваши ответы меня порадовали, и я
надеюсь, что у каждого у вас есть такой
закадычный друг. А кто же является закадычным
другом героя текста?
– Серёжка Леонтьев.
– Как вы думаете, почему он не называет его
просто Сергей или Серёжа?
– Так, по-особенному, ласкательно – Серёжка,
Серёнь, можно назвать только близкого человека.
Прочитаем отрывок из текста (предложения № 8-21)
– Ребята, а что вы лично вкладываете в такие
понятия, как «друг», «дружба»?
– Мой друг – это близкий мне человек, которому я
могу доверить свои тайны, даже самые сокровенные,
о которых я не говорю и родителям,
– Мой друг приходит ко мне на выручку,
когда надо, может пожертвовать собой…
– На дом дано было задание: подготовить
пословицы о дружбе. Послушаем их (Приложение
1, слайд 6)
1 группа:
- Друзей много, а друг бывает один.
- Друга на деньги не купишь.
2 группа:
- Друг не испытанный – что орех не сколотый.
- Друга ищи, а найдёшь – береги.
3 группа:
- Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
- Дружбу водить – себя не щадить.
- Старый друг лучше новых двух.
– Мы с вами увидели, что говорит о таких моральных категориях, как друг и дружба, народная мудрость. В самой мудрой книге о дружбе написано: «Верный друг – крепкая защита: кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его» (Сирах)
– Другая группа должна была составить ассоциогрмму слову «дружба» (Приложение 1, слайд 7)
Выдающиеся люди всех времён и народов тоже
размышляли над тем, что такое дружба и кто такой
настоящий друг. Послушайте некоторые
высказывания:
(Приложение 1, слайд 8)
- Блажен тот, кому повезёт с верным другом. (Менандр, поэт-комедиограф)
- Потерять друга – величайшая из потерь. (Публилий Сир, поэт)
- Без истинной дружбы жизнь – ничто. (Цицерон, политический деятель, оратор, поэт)
- Помни, друг: трудней найти друга, нежели подругу. Измена другу – преступление. Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега, испанский драматург)
- Сам погибай, а товарища выручай (А.В.Суворов)
Слайды с высказываниями проецируются на экране. Читают учащиеся.
– Из пословиц и выражений выберите эпиграф к вашему сочинению. Объясните, зачем вы выбрали именно это высказывание?
Динамическая пауза
Учащиеся поют песню «Улыбка» вместе с героем мультфильма енотом, на слайде сделать двойной щелчок.
– Итак, вернёмся к нашему тексту. О чём он?
Как вы поняли содержание? (Один ученик излагает
краткое содержание)
– Серёжка Леонтьев, нес на спине своего друга
восемь километров. Это было как в кино: друг
выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули,
рвутся снаряды. Он донёс друга до больницы.
По дороге тот рассказал о своей тайне. А на
следующий день, когда друг пришёл в школу, то
узнал, что его тайну знают все. С этого момента он
стал замкнутым и застенчивым. А друга своего
считал предателем. Теперь прошло много лет, но
это событие до сих пор мучает его.
– Ребята, что мы может сказать о первом
поступке Серёжи, каким он предстал перед вами?
– Первый его поступок вызывает наше уважение, он
герой, который совершил подвиг.
– Но второй поступок Серёжи заставляет нас
задуматься. Он огласил всей школе его просьбу
передать привет девочке, из-за чего он стал
посмешищем всей школы.
– Ваша оценка по поводу этого поступка Серёжи?
– Он поступил неправильно. Второй
поступок его не красит.
– То есть в начале рассказа мы видим крепкую,
верную дружбу, которая последовательно
превращается в предательство.
– Какой вопрос больше всего волнует автора,
вызывает его размышление?
– Вопрос сложности и противоречивости
человеческих поступков.
– Таким образом, какую проблему затрагивает
автор?
– Проблему сложности и противоречивости
человеческих поступков.
– Следующая проблема, затронутая автором в
тексте?
– Проблема предательства.
– Какова позиция автора по этой проблеме
– Жизнь, как и человеческие отношения, сложна.
Один и тот же человек может оказаться
способным и на героический поступок, и на
предательство.
– Теперь нам предстоит высказать своё мнение по
этому поводу. Вы можете согласиться или не
согласиться с мнением автора. Ваши суждения,
прошу.
(Приложение 1, слайд 10)
Нужно привести не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?
Обратимся к таблице, вывешенной на доске.
|
– Какие можете привести аргументы? (Рассказы
учащихся)
– Мы обладаем литературой, так много сказавшей о
человеческих ценностей. Каких героев можем
привести из художественной литературы?
– В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Швабрин самое низкое лицо. Сначала из
мстительности оскорбляет честь девушки Маши
Мироновой. При каждом удобном случае клевещет на
всех, спасая свою шкуру. А этот поступок, когда
он доносит отцу Гринёва о поединке, вызывает
только презрение к нему. Нам известно, что Гринёв
получил в детстве должное воспитание, потому для
него важно соблюдать такие понятия, как честь и
совесть. А Швабрин, видимо, (нам о его детстве
ничего не известно), не усвоил этих понятий.
– Это правильно, добрые чувства воспитываются
именно в детстве. Ещё В.А.Сухомлинский писал: »В
детстве человек должен пройти эмоциональную
школу – школу воспитания добрых чувств».
– Какие ещё проблемы на ваш взгляд затрагивает
автор в данном тексте?
– Раны душевные.
– Правильно, ничто не может так остро ранить, как
слово. Какова по этому поводу авторская позиция?
– Душевные раны затягиваются гораздо дольше,
поэтому нужно очень бережно относиться к
чувствам доверившегося человека.
– Я думаю, Сережка не учел того, что раз друг
доверил тебе, поделился своими чувствами,
необходимо держать его в себе. С одной
стороны, он откликнулся на беду, пришел на
выручку. А с другой, поступил некрасиво. В первую
очередь, считаю я, друзья должны деликатно
относиться друг другу.
– К какому типу речи будет относиться наше
сочинение? (Приложение 1,
слайд 11)
– Это будет сочинение-рассуждение.
– Из каких частей состоит
сочинение–рассуждение?
– Из трёх – тезис, доказательство, вывод..
Тезис – это мысль, которую вы будете доказывать.
Доказательства должны быть убедительными и
подтверждать выдвинутый вами тезис, а не
что-то другое. Для грамматической связи между
аргументами можно использовать вводные слова:
во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; между
доказательством и выводом: итак, следовательно,
таким образом.
В тексте-рассуждении широко используются
предложения с союзами : однако, хотя, потому что,
так как…
– К какому стилю вы отнесёте этот текст?
– Публицистический стиль, тип – смешенный:
повествование с элементами рассуждения.
– Назовём приметы этого стиля. (Эмоциональность,
общедоступность, образность, логичность,
отражает реальную жизнь)
– Какова цель? (Воздействие на общественное
сознание, формирование общественного мнения)
– Какие средства использовал автор?
– В тексте совмещается книжный и разговорный
стиль, встречаются фразеологические обороты:
за тридевять земель, хоть бы хны;
– Риторические вопросы, восклицания: (27)Зачем он
рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он
просто изложил все подробности того случая, не
предполагая, что моя просьба всех так рассмешит?
(29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство
выглядело более внушительным на фоне моего
тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
– Сравнения: белая даль, словно накрахмаленная
больничная простыня, это было как в кино;
– Контекстуальные антонимы: спас – предал;
метафоры: «сердце кровоточит».
– Ребята, приступим к составлению плана с
учетом требований к заданию с развернутым
ответом ЕГЭ по русскому языку
План (примерный)
I. Вступление
Счастливая
пора детства!
II.Основная часть
1. Как я
понимаю значения слова «дружба»?
2.
Поступок Серёжи.
3.
Случай из школьной жизни.
III. Заключение.
Мои
выводы.
– Сегодня на уроке мы с вами говорили о
таких проблемах, которые актуальны в нашем
современном мире. Из всего, о чем мы говорили,
можно сделать вывод, что найти настоящего
друга сложно. А если ты нашёл, то береги
его.
– Теперь, зная о чем и как нужно писать, вы
напишите сочинение на заданную тему. Запомните
несколько основных правил, которые помогут тебе
избежать ошибок в работе: (Читаем памятку)
– Не начинай сочинение словами: »Я
заинтересовался», «Мне понравился текст»,
«Передо мной текст»;
– Отбери для доказательства своей точки зрения
убедительные, бесспорные аргументы;
– Следи за логикой изложения мыслей;
– Следи за речью;
– Не считай свою точку зрения единственно
правильной. Соблюдай конкретность в суждении.
(Приложение 1, слайд 12)
Домашнее задание: дописать сочинение – рассуждение, проверить по критериям ЕГЭ и поставить приблизительный балл (карандашом)
(Приложение 1, слайд 13)
Примерный вариант вступительной части рассуждения.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора
детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о
ней?» Кому из нас незнакомы эти слова – светлый
гимн человеческому началу? Настолько прочно эта
фраза Л.Н. Толстого вошла в наше сознание, что
порой мы перестаем задумываться: так ли светло и
безоблачно было детство, чтобы спустя годы и
десятилетия «свет той невозвратимой поры»
согревал нас?
Так, в тексте М. Худякова мы узнали о прекрасной
поре, которую, к сожалению, сам рассказчик
вспоминает с содроганием. Когда ему передают
привет от друга его детства, он цепенеет от ужаса
и по его спине пробегают мурашки. Виной всему
этому случай, который он, как он сам признается,
помнит в деталях, в подробностях, в красках.
Конечно, наш мир полон тревог и неожиданностей,
мы сталкиваемся порой с такими проявлениями
жизни, которые не только озадачивают нас, но и
ставят в тупик.
Примерный вариант сочинения-рассуждения
Для меня понятие «дружба» имеет очень большое
значение. Друг – это самый близкий человек после
родных: мамы, папы, сестры и брата. Говоря словами
песни: друг – в беде не оставит, в трудности не
предаст.
Содержание текста М. Худякова, который я решился
назвать «Спас или предал», заставил меня
задуматься над вопросом – он предал его или нет?
С одной стороны хочется согласиться с первым
вариантом вопроса. Да, герой в момент слабости
признался другу о самом главном – о любви к
девочке Гальке. Он поделился тайной. Но, читая
текст дальше , мы узнаем, что он сам тоже
сомневается:
– Может быть, он просто изложил подробно случай»,
а может, ему хотелось показаться героем, –
рассуждает он.
Может быть, друг в тот момент даже и не подумал,
что, говоря о случившемся, он раскрывает
тайну? Ведь иногда мы так увлекаемся рассказом,
что только после всего понимаем, что сделали
глупость, что кому-то сделали больно, кого-то
ранили. Многие потом об этой боли забывают,
многие помнят всю жизнь.
В моей школьной жизни тоже произошел подобный
случай. В нашу школу пришла молодая учительница
английского языка. Мне, ученику 10 класса, она
очень понравилась. Хотя английский язык давался
мне довольно трудно, я старался, начал подолгу
готовиться и немного преуспел. После новогодних
праздников я о своих чувствах рассказал близкому
другу Айрату. Мне показалось, что он серьезно
отнесся ко всему. И я был уверен, что у меня есть
друг, что он везде и во всем меня поддержит. Но
однажды я заметил, как у учительницы
изменилось отношение ко мне: стала реже
подходить на уроке, даже если я задавал вопросы.
Если даже подходила, то была чрезмерно строга. Я
стал замечать, что и класс по-другому на меня
смотрит, смеется, когда она что-то объясняет мне.
У меня что-то перевернулось, хотелось кричать и
плакать. Но я успокоился, взял себя в руки.
Первые дни были тяжелыми. Все-таки я переборол
и взгляды, и насмешки друзей. »Что же с другом? –
спросите вы. Друг понял свою ошибку. Урок, который
он получил в этот момент, пошел ему на пользу.
Дружба наша не прекратилась. В будущем мы,
наверное, будем вспоминать этот случай с улыбкой.
Да, душевная боль часто оказывается сильнее боли
физической, да, часто мы не осознаем, что
насмешками наносим душевную рану. Но, нужно ли
считать это предательством? Не знаю.
Предательство для меня это что-то другое.
Только та дружба, которая переживет все невзгоды,
неприятности, достойна считаться настоящей.
Вывод Этот жизненный пример, описанный
автором, помогает нам, молодым, научиться
видеть красивые и благородные поступки людей,
а также учит отделять зло от добра, друга от
предателя.
Памятка для ученика.
1. Не начинай сочинение словами: «Я
заинтересовался», «Мне понравился текст»,
«Передо мной текст».
2. Отбери для доказательства своей точки зрения
убедительные, бесспорные аргументы.
3. Следи за логикой изложения мыслей.
4. Следи за речью.
5. Не считай свою точку зрения
единственно правильной.
6. Соблюдай конкретность в суждении.
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку
1. Вступление.
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Авторская позиция.
4. Согласие – несогласие с мнением автора (своя позиция)
5.Аргументы
– читательский опыт;
– жизненный опыт;
6. Вывод. Заключение.