Адаптация первоклассников

Разделы: Начальная школа


Адаптационный период в 1 классе «А» в 2010/2011 г.

Дата Тема урока Тип урока Характеристика деятельности учащихся Предметные результаты
01.09. «Здравствуй школа!» знакомство Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Анкетирование детей (на первой странице тетради выполнение работы) Умение слушать и вступать в диалог. Положительное отношение к поступлению  в школу. Действия, устанавливающие смысл учения.
02.09. Знакомство с учителем и между собой. комбинированный Введение правила «Хочешь говорить, подними руку».
Игра «Давай познакомимся!» (работа в группе).
Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи.
02.09. Формы устного ответа комбинированный Беседа «Начало урока». Введение правила «Готов к уроку» . обучение хоровому ответу. Игра «Различение хорового и индивидуального ответов. Игра «Хлопки» (обучение ответу по цепочке) . Введение правила «Урок окончен.» Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения.
02.09. Умение выражать свои эмоции. комбинированный Игра «Какого цвета?» Упражнения на развитие воображения. Обучения выражения настроения через цвет. Введение правила «Писать закончил». Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения.
03.09. Парная форма работы. комбинированный Введение знака «Мы готовы» . игра «Зеркало». Игры с мячом. Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения.
03.09. Оценка комбинированный Беседа об оценке. Графические  диктанты. Определение критерий оценивания. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
03.09. Школьные правила вежливости Комбинированный Беседа о слове «Здравствуйте». Игра «Какие бывают приветствия» . Знакомства со школьными правилами. Игра «Вежливые слова» ,  игра на внимание «Пожалуйста». Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы
06.09. Обратная связь на уроке Комбинированный Беседа о правилах дорожного движения.  Введения карточки «Светофор» и правила пользования карточкам. Игра «Внимательный водитель». Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
06.09. Самооценка, критерии, оценка Комбинированный. Работа в парах.  Графический диктант. Определение критерий оценивания. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
06.09. Выходы из спорных ситуаций Комбинированный. Знакомство с различными способами выхода из спорных ситуаций. Игра- эстафета  гномиками. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
07.09 Отработка введенных  правил ранее комбинированный Работа в группах. Оценивание ответов. Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
07.09 Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных Комбинированный. Построение фигуры по чертежу. Само и взаимооценка. Соединение отдельных рисунков в общий узор. Игра «И я тоже. Согласен. Вместе» Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
07.09 Умение выражать свои мысли комбинированный Работа по схеме. Игра «Угадай-ка», игра  «Что изменилось». Рисование по инструкции. Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
08.09 Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности комбинированный Игра «Одно и тоже по-разному», задания на воображения. Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
08.09 Разминка.Отработка  правил введенных ранее Комбинированный Работа в парах и умение объединиться в группу для продолжения игры. Игра «Третий лишний». Создание игры «Четвертый лишний». Выслушивать не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
08.09 Экскурсия по школе Комбинированный Знакомство со школой. Использование знакомых правил. Рисование «Моя школа» Умение слушать и вступать в диалог. Положительное отношение к поступлению  в школу. Действия, устанавливающие смысл учения.
09.09. Ловушка Комбинированный Ситуация смешной ловушки. Введение  ловушки. Тренировка на дифференциацию заданий. Работа в группе « Я знаю …»  Индивидуальная работа со счетными палочками. Групповая работа со счетными палочками. Выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
09.09. Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство. Беседа о библиотеке. Выявление уровня начитанности. Игра «Угадай литературного героя» Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы
9.09. Противоречие «Люблю –  не люблю» Комбинированный Слушание сказки «Лиса и журавль», беседа по сказке , беседа «Что я люблю». Работа в группе « Что мы любим и не любим». Игра «Люблю- не люблю» Умение слушать и вступать в диалог. Положительное отношение к поступлению  в школу. Действия, устанавливающие смысл учения.
10.09 Отработка ранее введенных правил. Комбинированный Работа в парах и умение объединиться в группу для продолжения игры. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
10.09. Понятие содержательной оценки. Комбинированный Оценка работы. Игра «Волшебные превращения».  Игра «Повтори и отличись», беседа о школьных принадлежностях и о тетради. Осознание ситуации общения: где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Осознания диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, самостоятельно задавать вопросы
10.09. Праздник «Посвящение в ученики»      

Игры

«Здравствуй». Дети встают в круг. Выбирают водящего. Он выходит из круга, выбирает любого игрока, кладет ему на плечо руку и произносит «Здравствуй». После этого водящий и выбранный ребенок должны обежать круг детей, вернуться и постараться занять свободное место в круге. Кто остается – тот становится водящим.

«Классные прятки». Игра происходит в классе (в кабинете). Дети выбирают водящего. Он выходит к доске и отворачивается от всего класса, в это время дети пытаются спрятаться – кто, где сможет (под партой, под стулом, за шторкой и т.д.). Водящий,  досчитав до 10, поворачивается к классу. И не сходя со своего места, пытается отыскать участников игры. Самое главное: он должен назвать имя любого участника и описать словами, где тот спрятался. (Например: Миша спрятался под третьей партой во втором ряду).

«Эстафета». Учащиеся должны вставать друг за другом следующим образом: как только сел предыдущий – встаёт следующий. Порядок вставания можно варьировать – по рядам, от парты к парте, змейкой, по алфавиту и т. п. Главное в игре – не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. В противном случае учитель останавливает эстафету. Вставание можно заменить передачей хлопков в ладоши.

«Встать по пальцам». Учитель показывает детям руку (или обе руки), на которой отогнуты несколько пальцев, начинает  счет (начинать рекомендуется с 15 – ти). Из детей, находящихся в помещении, в конце счета должны остаться стоять столько детей, сколько учитель показывает пальцев. Основным условием игры – будет полная тишина при решении вопроса, кто из учеников остается стоять. При общении разрешается пользоваться глазами, мимикой, жестами при полной тишине.

«Слон – пальма – скунс». Все встают в круг. Водящий – в центре. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого водящий укажет, остановившись и назвав слово (или слон, или пальма, или скунс), будет ведущим игроком., а его сосед справа и слева – помощники. Если будет сказано слово «слон»- ведущий игрок изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изображают уши. Если буде сказано слово «пальма» - ведущий игрок изображает ствол, а помощники изображают ветви. Если будет сказано слово «скунс» - ведущий игрок приседает, изображая маленького зверька, а помощники отворачиваются, зажав носы.

Вариант той же игры – игра «Три – четыре – пять». Ведущий игрок  (тот на кого укажет водящий) делает шаг вперед и поднимает пальцы. Стоящие справа и слева должны показать предыдущее и последующие числа на пальцах.