Мы предлагаем вам немного вернуться назад в прошлое, в 50-70 года, когда во дворах строились специальные площадки для проведения досуга детей и взрослых. По центру стояла сцена, перед которой располагались скамеечки. На этой сцене выступали коллективы художественной самодеятельности, агитбригады. Там проводились собрания общественности, на которых решались всевозможные вопросы и среди них был вопрос об организации досуга детей во дворах. Неподалёку всегда располагалась площадка для игр. Играли все! И взрослые и дети. Когда играли старики, около них толпилась молодёжь. Когда играли подростки, около них всегда крутились малыши. Они перенимали правила игр, в которые в дальнейшем сами начинали играть. И таким образом происходила передача положительного социального опыта от старшего поколения к младшему. Подобное социальное явление можно было ещё встретить и в 70 и 80 года 20 века. Но в 90-е эта связь оборвалась. В жизнь вошли компьютерные технологии, они то и отвлекли детей от игры во дворах. Прервалась передача социально – положительного опыта
Во многих областях России уже начинают возрождать культуру игры во дворах. Создаются мобильные отряды вожатых, пишутся социально значимые проекты по организации досуга во дворах. Вот и мы хотим обратить Ваше внимание на эту проблему на территории нашего города и попробовать её решить совместно.
Самым благоприятным временем года для реализации нашего проекта является летний период. Лето не должно быть вырвано из контекста общения, воспитания и развития детей. Этот подход ставит задачи формирования у детей и подростков социальных потребностей, мотивов и интересов; поиска новых форм работы с родителями с целью вовлечения их в организацию каникулярного времени; оптимизации методов и средств сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развитие коммуникационных норм и навыков, формирование патриотических чувств.
Детей обязательно нужно увлекать интересными делами в загородных оздоровительных комплексах, лагерях с дневным пребыванием на базах школ. Незанятый ребенок – это источник повышенной опасности, как для самого себя, так и для окружающих. Поэтому нужно серьезно подумать, чем можно занять детей в летний период и не только в специально организованных местах, но и в собственном дворе. Коллективные дела во дворе помогают сплачивать детей и привлекать не только каждого ребенка к участию в них, но и их семьи.
Существует распространённое мнение, что взрослые – это большие дети. Но если посмотреть на складывающуюся у нас в городе ситуацию с организацией досуга детей, возникает впечатление, что многие взрослые об этом напрочь забыли. Конечно, можно допустить, что это связано с возрастом (много проблем и тому подобные вещи).
Как не прискорбно данное обстоятельство, но факт остаётся фактом. В городе Кемерово можно по пальцам рук пересчитать места, где действительно качественно проходит досуговая деятельность во дворах, да и то при помощи Центров по работе с населением или молодёжных трудовых объединений. Очень важно не забывать, что у человека, то есть личности, привычки, характер формируются, как раз в детском возрасте. Ведь именно на игровых площадках дети готовятся к жизни, совершают первые самостоятельные действия и поступки. А дальше, как в древней китайской поговорке:
"Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу".
Следовательно, можно понять всю важность создания комфортного игрового пространства для ребёнка, чтобы он совершал качественные и социально-ответственные действия и поступки, которые помогут ему "пожать" действительно счастливую судьбу.
Существуют две основополагающие функции качественной детской площадки: "Во-первых, в мире, где царствуют взрослые, такая площадка оказывается единственным законным местом, где могут царить дети, где всё для них, откуда ребёнка не погонят, поскольку он находится на своей территории. Во-вторых, мир, в котором живёт ребёнок, часто далёк от совершенства. Таким образом, детская площадка может быть местом, где можно компенсировать все "недо", связанные с бедностью окружающей среды и ограниченностью двигательных возможностей в школе и дома.
Ничего нет удивительного в том, что дети, которым нечем, а, главное, негде заняться, ходят по улице и ищут применение своей энергии в различных асоциальных действиях.
И мы предлагаем, решение этой проблемы через реализацию проекта «Двор детства»
Цель проекта: создать развивающее игровое пространство в условиях микросоциума двора через организацию и проведение игровых программ.
Задачи проекта:
- организовать занятость детей в летний период, через вовлечение их в организацию каникулярного времени на территории дворов;
- сплотить детей во дворах на основе общего досуга;
- оптимизировать методы и средства сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;
- сформировать умения и навыков у волонтёров по организации детей во дворах;
- мотивировать старшеклассников на социально-значимую деятельность;
- подготовить и провести конкурс ведущих игровых программ
Основные методы и формы реализации проекта:
Основной формой реализации проекта «Двор детства» станет проведение игровых программ в летний период во дворах района. Подготовительный этап будет состоять из образовательного комплекса (теория и практика). Образовательный комплекс будет включать в себя лекции, ролевые игры, семинары, круглые столы, беседы, а так же практические занятия (проведение игровых программ на базах школ). Третий этап проекта – это проведение конкурса профмастерства. Участники проекта смогут продемонстрировать полученные знания (на первом этапе) и умения и навыки (полученные на втором этапе) при реализации проекта. Информационно-образовательные материалы будут использоваться для повышения уровня профессионального мастерства участников проект (аниматоров). При подготовке игровых программ будет учитываться специфика целевой аудитории (возраст, уровень образование, гендерные особенности т.д.), результаты анкетирования (запросы и пожелания целевой аудитории, т.е. тех ребят, на которых направлена реализация проекта).
Участники проекта:
Целевой аудиторией проекта являются дети в
возрасте от 5 до 13 лет.
Участниками проекта являются старшеклассники от
14 до 17 лет.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Проведение работы по распространению информации о проекте через СМИ (в том числе через школьные СМИ), через молодежные общественные объединения старшеклассников и ТОО (территориальный отдел образования).
- В конце января начнётся работа по привлечению старшеклассников к участию в проекте «Двор детства», проведение презентационных и рекламных акций.
- В феврале из числа желающих принять участие в проекте будет сформировано несколько образовательных групп, которые начнут обучение по программе «Организация и проведение игровых программ» с использованием разных форм и методов.
- Виды игр и их классификация.
- Особенности правил игры и их объяснение.
- Создание игровой программы с учётом возрастных особенностей.
- Конфликтная ситуация и её угасание.
- Занятия будут проходить 1 раз в неделю, в течение 4 месяцев. К образовательному процессу будут привлечены специалисты разных образовательных учреждений (педагоги дополнительного образования, режиссёры, психологи).
- Для обучения будут выбраны несколько школ Центрального района, на базах которых ребята смогут на практике отработать свои знания и умения и получить навыки ведения игровых программ. В результате будет подготовлена группа аниматоров для организации игровых программ в социуме двора в количестве 42 человек.
Основной этап:
Основным этапом проекта станет организация и
проведение игровых программ во дворах
Центрального района. Совместно с Центрами по
работе с населением (в районе их 7) будут
выбраны дворы, в которых будут проходить игровые
программы. Из общего числа участников будут
сформированы малые рабочие группы. Два раза в
неделю в заранее определённое время два
аниматора в течение двух – двух с половиной
часов будут организовывать досуг детей во дворах
с учётом возрастных особенностей. Это будут
разнообразные игры и конкурсы, игровые
программы, а так же праздники календарные и
народные (День двора, День города, День молодёжи,
Иван Купала, День мороженого, День рождения
района – которому летом 2011исполнится 75 лет. В
конце каждого летнего месяца планируется
проведение общерайонных игровых программ в
парках культуры и отдыха, где аниматоры смогут
поделиться приобретёнными знаниями, умениями и
навыками. Обменяться новыми идеями и конечно
показать своё мастерство.
Аниматорами-участниками проекта «Двор детства»
будут создаваться еженедельные отчёты о
количестве участников игровых программ и их
возрасте для дальнейшей корректировки работы.
Для демонстрации различных досуговых форм
работы и обучения их организации в летний
период будут проходить и мероприятия для самих
аниматоров.
В ходе всего проекта «Двор детства» будет
оказываться консультационная, информационная и
методическая помощь аниматорам –
участникам проекта.
Заключительный этап:
На заключительном этапе пройдёт конкурс ведущих игровых программ. Где в свободной форме аниматоры проведут Новогоднюю игровую программу. Это будет итоговое отчётное мероприятие, на котором все участники смогут показать полученные знания, умения и навыки за время реализации проекта. По итогам конкурса будут выбраны:
- Самая оригинальная игра
- Оригинальный «Манок»
- Лучшая игровая программа
- Лучший ведущий игровых программ
А так же те дети на которых был нацелен проект
смогут дать оценку проделанной работе
аниматоров. К данному мероприятию будут
привлечены специалисты, которые так же оценят
успешность реализации данного проекта.
На заключительном этапе будут подведены итоги
еженедельных и ежемесячных отчётов, составлена
сводная информация из которой буден виден
количественный и качественный результат
проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
В организации и проведении игровых программах
во дворах примут участие 14 человек в месяц и 42 в
летний период.
В ходе реализации данного проекта повысится
качество досуга во дворах.
Участниками проекта будет проведено не менее
84 игровых программы во дворах и 4 крупных
районных мероприятий (3 отчётные игровые
программы за летний месяц + 1 игровая программ –
сводная в рамках районного конкурса ведущих
игровых программ).
Реализация проекта «Двор детства» будет
способствовать развитию организаторских
качеств у старшеклассников. Ребята в летний
период будут самостоятельно разрабатывать,
организовывать и проводить игровые программы.
Разнообразные образовательные формы,
запланированные в данном проекте, и возможность
самостоятельно на практике отработать
полученные знания, позволяет способствовать
формированию у старшеклассников мотивации к
осознанной активной жизненной позиции.
Конечные результаты реализации проекта:
Количественные показатели:
- в реализации проекта будет подготовлено и задействовано 42 аниматора;
- игровые программы будут проходить в 21 дворе Центрального района;
- за время реализации проекта будет проведено не менее 84 игровых программ во дворах района;
- 4 итоговые районные игровые программы пройдут в «Парке Чудес»;
- будет разработано, издано и распространено не менее 100 рекламных листовок.
Качественные показатели:
- будет создана команда аниматоров по организации и проведению досуговой деятельности в условиях социума двора;
- повысился уровень досуговой культуры у детей проводящих свободное время во дворе;
- снизится уровень социально бесполезного досуга;
- дети будут проводить свободное время под присмотром.
Жизнеспособность проекта
Жизнеспособность данного проекта обусловлена тем, что обучающиеся будут решать реальные задачи, соизмеримые уровню их возможностей.
Возможное развитие проекта в дальнейшем:
1. Расширение географии проекта с районного
уровня до городского.
2. Привлечение большего числа детей и подростков
к реализации данного проекта и участия в нём.
3. Объединение детей города, учреждений
соц.защиты, территориальных управлений районов,
учреждений культуры в реализации проекта.
4. Передача накопленного опыта обучающимся и
педагогам, желающим реализовать подобный проект.
5. Сотрудничество с интернет-группами, со СМИ.
6. Распространение опыта через участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Первое сентября».
Календарный план реализации проекта:
№ | Мероприятие | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Подготовительный этап | |||||||||||||
1 | Создание рабочей группы сотрудников Утверждение рабочего плана |
+ | |||||||||||
2 | Формирование добровольческой группы из числа старших школьников, желающих принимать участие в проекте «Двор детства» | + | + | ||||||||||
3 | Подготовка аниматоров проведение обучающих занятий | + | + | + | + | ||||||||
4 | Издание рекламной информации | + | |||||||||||
5 | Распространение рекламной информации проведение рекламных акций | + | + | + | + | ||||||||
Основной этап | |||||||||||||
6 | Проведение игровых программ во дворах | + | + | + | + | ||||||||
7 | Проведение районных игровых программ | + | + | + | |||||||||
8 | Оказание консультационной, информационной, методической помощи участникам проекта | + | + | + | + | + | + | ||||||
9 | Освещение хода реализации проекта в СМИ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Заключительный этап | |||||||||||||
10 | Проведение анкетирования участников проекта (детей участвующих в игровых программах) | + | + | + | |||||||||
11 | Решение организационных вопросов в подготовке к проведению конкурса ведущих игровых программ | + | |||||||||||
12 | Разработка положения конкурса ведущих игровых программ | + | |||||||||||
13 | Сбор заявок участников конкурса ведущих игровых программ | + | + | ||||||||||
14 | Проведение конкурса ведущих игровых программ | + | |||||||||||
15 | Завершение работы. Составление итогового отчёта о реализации проекта | + |
Смета расходов:
Статья расходов |
Общая сумма расходов |
|
Городской бюджет |
Привлечённые средства |
|
Подготовительный этап | ||
Оплата труда руководителя проекта 5.000*12 | – |
60.000 |
Аренда помещения для проведения обучающих занятий и репетиций 3.000 * 12 | – |
36.000 |
Оплата труда привлеченным специалистам при проведении занятий и репетиций для аниматоров – волонтёров: 2чел 5 месяцев по 5.000 | – |
50.000 |
Издание рекламной продукции | – |
3.000 |
Разработка и изготовление аниматорской атрибутики (форменные футболки и кепки) 400р.*42шт. | 16.800 |
– |
Использование оборудования (компьютер, принтер, ксерокс, сканер, мультимедийный аппарат и др.) | – |
7.000 |
Услуги ГТС 350р. *12 | – |
4.200 |
Интернет 750р.*12 | – |
9.000 |
Канцелярские материалы и расходные материалы для проведения обучающих презентаций, еженедельных занятий добровольческой группы, (бейджи, блокноты, ручки, папки, маркеры, гуашь, скотч, ножницы, бумага, картридж, тонер, диски CD, фотобумага и др.) | 10.000 |
– |
Основной этап | ||
Реквизит (игровой материал: скакалки, мячи, мел, обручи и т.д.) | 7.000 |
|
Оплата труда аниматоров 42* 2.500 | 105.000 |
– |
Формирование методической базы (периодика, книжные издания, педагогическая и специальная литература) | 6.000 |
– |
Заключительный этап | ||
Транспортные расходы | – |
9.000 |
Аренда музыкального оборудования | – |
7.000 |
Аренда территории для проведения конкурса | – |
10.000 |
Оплата труда привлечённым специалистам (жюри) 3*1.000 | 3.000 |
– |
Наградной фонд участников конкурсной
программы (дипломы, призы) |
10.000 |
– |
Всего: | 157.800 |
195.200 |
Итого: | 353.000 |