Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся в области международного гуманитарного права
Задачи:
1. Создать условия для понимания учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов.
2. Продолжить работу по развитию умений мыслить критически, прослеживать причинно – следственные связи, отбирать и анализировать различные виды информации, организовывать совместную деятельность в группе, отстаивать собственную позицию, выступая перед публикой.
3. Воспитывать на принципах международного гуманитарного права, призванного обеспечить защиту личности; формировать такие качества как милосердие, сострадание, отзывчивость, гуманное отношение к окружающим.
Тип урока: обобщение знаний
Форма урока: урок-дебаты
Оборудование:
- Учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание», 9 класс,
- Дополнительная литература к уроку,
- Проектор,
- Презентации учащихся,
- Бланки оценивания,
- Схемы, графики, диаграммы по заданной теме
Дополнительная подготовка к уроку.
- Разделить класс на группы и обозначить роли среди учащихся
- Командам, участвующим в дебатах подготовить информацию для выступления.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя: Человека с давних пор интересовал вопрос о правах. Под словом «право» многие из нас понимают свободу, справедливость, обязанности, потребность и т.д. Именно поэтому существует большое количество документов, которые регулируют отношения между людьми.
– Какие документы мы можем отнести к этой группе? (Всеобщая декларация прав человека и другие)
– Когда была принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина? Кем? Почему?
ВДПЧ – это основной международный документ в области прав человека, но не всегда и не все исполняют принятые в нем решения. Не соблюдение норм права часто приводит к вооруженным конфликтам между странами, народами. И это несмотря на то, что каждый живой человек понимает насколько прекрасна и хрупка мирная жизнь и страшна война.
3. Просмотр видеосюжета «Война и мир» (Приложение 1, слайды 1-13)
Вопрос учащимся:
– Ребята, а скажите, существуют ли законы, которые бы регулировали отношения во время вооруженных конфликтов?
4. Составление кластера на доске
С чем у вас ассоциируется термин «Международное гуманитарное право»
– Как бы вы сформулировали основные цели
международного гуманитарного права?
– Можно ли считать, что на время войны основные
права человека могут быть ограничены?
Разобраться в том, ограничиваются ли права людей
во время войны и защищают ли мирных жителей нормы
гуманитарного права, мы попробуем сегодня на
уроке с помощью образовательной технологии
«Дебаты».
5. Дебаты
Тема: Нормы международного гуманитарного права действуют в вооруженных конфликтах.
План проведения дебатов:
1. Определение темы.
2. Утверждающая сторона. (Приложение
1, со слайда 14)
3. Отрицающая сторона. (Приложение
2)
4. Перекрестные вопросы.
5. Решение судей.
5. Выступление миротворцев
Учащиеся – члены миротворческой организации школы готовят выступление по теме: «Дети и война несовместимы»
Дети в войне – так быть не должно,
Даже если это просто кино.
Люди, будьте всегда вы людьми
Дети в войне страдать не должны.
Просмотр видеоролика – «Дети и война»
6. Рефлексия
А. Составление синквейнов по теме урока.
Б. Самооценка учащегося.
Учащиеся получают бланки и отвечают на поставленные вопросы письменно.
№ | Ф.И. учащегося | |
1 | Как я оцениваю прошедший урок | |
2 | Как я оцениваю свою работу на уроке | |
3 | Как я оцениваю работу своей группы на уроке (справились ли с поставленной задачей, если нет почему) | |
4 | Тема осталась для меня сложной и непонятной, мне трудно было следить за ходом изложения материала | |
5 | Тема мне понятна, я имею четкое представление о международном гуманитарном праве | |
6 | Тема в целом понятна, но остались вопросы, на которые хотелось бы получить ответы | |
7
|
Мои рекомендации по проведению урока (стоит ли проводить уроки в такой форме, интересно ли это) |
7. Заключительное слово учителя
– У каждого из вас, наверняка сложилось свое собственное мнение о том, работает или нет международное гуманитарное право в военных конфликтах, неопровержимым остается то, что международное гуманитарное право побуждает многих людей соблюдать эти нормы, а также позволяет наказать тех, кто их нарушает. Но хотелось бы, чтобы в цивилизованном мире, в котором предстоит жить вам, права человека никем не нарушались.
8. Подведение итогов учителем и выставление оценок