Цели урока:
Образовательная: формирование навыков точно, безошибочно выполнять действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма в технике выполнения "Изонити".
Развивающая: развитие творческих способностей, фантазии, воображения учащихся; развитие моторики мелких мышц на примере заполнения окружности в технике "Изонити".
Воспитательная: формирование и развитие эстетического вкуса, понятие красоты, нравственных и трудовых качеств личности школьниц; знакомство учащихся с русской народной культурой, проведением праздника Рождества, воспитание чувства уважения к истории предков.
Межпредметные связи:
- с музыкой - при использовании частушек и выполнении работы;
- с литературой - при чтении отрывка из баллады В.Жуковского "Светлана", других отрывках о Рождестве, в загадывании загадок;
- с народной культурой - при оформлении кабинета и костюмов учащихся;
- с геометрией и изобразительным искусством - при построении и моделировании трафарета снежинок;
- с историей - во время рассказа о рождественских праздниках и традициях, свяанных с ними.
Оборудование: тематически оформленный кабинет (елка, подсвечники со свечами, рушник, специальный выпуск классной новогодней газеты, столы и стулья расставлены полукругом), магнитофон, трафареты снежинок, иголки, нитки, скотч.
Ход урока
Надпись на классной доске:
Бриллиантовые нити в хвое заплелись,
Изумруды и рубины на снегу зажглись.
Ясной звездочкой у елки светятся глаза...
Наступает день великий - праздник Рождества!
Слово учителя: в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно - собрались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, по соперничать в потехах и забавах. Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь бывальщину, вспомнить про свою молодость, про свои горести и радости. Посиделки были праздником деревенских девушек и парней. Не всегда родители их отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят - обязательно дадут работу: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Чтобы веселее работалось, на посиделках пели русские народные песни.
(Играет русская народная музыка. Выходят девочки в народных костюмах и исполняют частушки)
Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь,
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки
Затанцуют старики.У меня забавы две:
В том краб и этом,
Одного люблю зимой,
А другого - летом.Всем нужна швея-иголка,
Но тонка она и тонка.
Содержи ее в порядке,
А не то вопьется в пятку!
Всем с наперстком нужно шить,
Чтобы пяльцы защитить.
Хоть невзрачен он на вид,
Он иголку укротит!Есть у ножниц два конца,
Гвоздик есть и два кольца.
Не проткнуть чтоб мне живот,
Дай их кольцами вперед!Наконец-то в декабре
Двор стал белым на заре.
Снега много для снежков,
Угощу им всех дружков.
Слово учителя: на посиделках велись и серьезные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом. С самых древних времен человек хотел узнать, что же его ждет в будущем. Он старался найти ответы на свои вопросы о природе, а также стремился предсказать будущее с помощью гаданий.
Выступление учащейся:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном слушали, кормили
Счетным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу с чистою водой клали перстень золотой,
Серьги изумрудны. Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки поблюдны.
Группа девушек разыгрывают сценку с гаданиями.
1-я девушка. Алена! Побежали гадать!
Алена. Как будем гадать?
1-я девушка. Я через кольцо в оду яичным белок буду лить. Белок расплывется в воде и покажет мне моего суженого.
2-я девушка. А я пойду и брошу башмак через ворота. Куда он носком упадет, туда и замуж идти.
Алена. А можно еще проще. Выйти на улицу, подойти к первому встречному и спросить, как его зовут. Он назовет свое имя. Так и твоего жениха будут звать.
3-я девушка. А еще можно пойти и под окнами слушать. Что скажут подслухи, то и будет.
1-я девушка. А можно положить под подушку хлеб и ножницы...
2-я девушка. Или четырех мастей королей...
3-я девушка. И по сну понять о будущем.
Алена. А можно так: идти и считать доски в заборе: богатый, бедный, вдовец, холостец... и так, пока забор не кончится. На ком остановишься, то и будет.
1-я девушка. А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать: "суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!". И суженый явится во сне.
2-я девушка. А можно и не во сне! Надо стол накрыть, угощение поставить и сказать: "Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать!". И вот когда пробьют часы двенадцать, суженый и явиться! Наяву! Как призрак!
Девушки (шепотом): Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать!
(Звучит бой часов, девушки разбегаются).
Учитель. А теперь я предлагаю нам с вами немного погадать. Такого гадания на Руси не было. Под стульями, на которых вы сидите, приклеены листочки бумаги, на них написаны предположения о вашем будущем. Встаньте, посмотрите, поищите эти листочки с гаданиями и : ваша судьба в ваших руках.
Девушки зачитывают свои предсказания.
Учитель. А какие гадания знаете вы?
Ответы учащихся. (гадания на кофейной гуще, с помощью зеркала, с горящей бумагой...)
Учитель. Те гадания о которых мы говорили пришли к нам из языческой веры - с времен, когда не было единого бога. Но со временем на земле люди уверовали в единого бога - Иисуса Христа. Веру в Иисуса Христа приняли несколько религий: православная, католическая. Сегодня, 25 декабря, празднуется католическое рождество, а 6 января - православное рождество.
Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово?
Ночь тиха... На тверди зыбкой
Звезды нежные дрожат.
Очи матери с улыбкой
На рожденного глядят.
И спешат Младенца славить
Все живые существа:
Люди, птицы и деревья -
В честь святого Рождества.
Есть поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением сына, выпустил на волю нечистую силу, чтобы даже она могла порадоваться приходу в наш мир Спасителя.
Вопрос: в облике кого мы можем встретить эту нечистую силу? (раньше и сейчас рядились люди во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая, явившись среди них, приняла людей за своих и никому не причинила зла. До сих пор в канун Нового года и Рождества на пороге своих квартир и домов мы встречаем ряженых.)
Учитель. Издавна люди верят в народные приметы. Если на Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут, коли иней на деревьях - урожай на хлеб, небо звездное - урожай на горох. Январь люди проживают в ощущении праздников, понимая - важна не дата, а томление души, дрожь в коленках и ожидание чуда. Новый год и Рождество ждут нас, и мы продираемся к ним как через пургу, через проблемы в учении, в жизни, надеясь, что уж в новом году все будет по-другому - лучше...
Вопрос: А какие обычаи и приметы в канун Рождества, вам известны от бабушек, дедушек, мам и пап? (рождественским праздникам предшествует рождественский пост, начинается он с 28 ноября и заканчивается 6 января, до "первой звезды")
Учитель. Пост - это не голодовка! И не диета! Поститься - это значит скоромного не есть. Мясо там разное, птицу, молоко. А остальное наворачивай за обе щеки: фрукты, картошечку с огурчиками, капустку кислую и свежую, морковку, грибочки, салатики, винегретики...
Вопрос. А что еще ели во время поста? (густые кисели, например, овсяный).
Учитель. В заключительный день Рождественского поста, 6 января, отмечается Рождественский сочельник. В старину, в дар Христу, стол сначала посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, потом застилали белоснежной скатертью, в центре ставили ритуальное блюдо и другие кушанья, которых непременно должно быть двенадцать.
Вопрос. А с чего разговлялись после "первой звезды"? (после "первой звезды" разговлялись кутьей. Кутья - это каша, обычно рисовая, с медом, изюмом, маком. Кутьей поминали умерших родственников.)
Учитель. По другому кутья еще называлась сочиво. Именно от этого ритуального кушанья и возникло название праздника - сочельник. А сейчас, давайте попробуем составить меню для обеда с использованием скоромной пищи, т.е. пищи во время поста.
(учащиеся по группам составляют меню)
Учитель. Ну, а теперь пора заняться делом. Еще с первобытных времен человек старался украсить свой дом. Чем можно это сделать? (декоративными элементами, ткаными коврами, посудой, цветами, картинами)
Учитель. А как можно украсить свое жилище к Рождеству? (гирляндами, мишурой, нарядить елку)
Показ журналов с элементами украшения жилого дома к Рождеству или слайдов с компьютера.
Учитель. А я предлагаю вам украсить нашу елочку с помощью снежинок, выполненных в технике "Изонити" (показ изделий, выполненных с помощью этой техники).
Для работы нам необходимы следующие материалы и инструменты: трафарет снежинки, ножницы, иголка, нитки, скотч.
Вопрос. Мы сегодня работаем с ножницами и иглой. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иглой? А какие при работе с ножницами? (учащиеся рассказывают правила техники безопасности).
Учитель. Обратите внимание на свою заготовку. Вы видите, что начерчен круг и равномерно распределены промежутки. Количество отверстий должно быть четным. Начинаем работу с изнаночной стороны из точки 1. С изнаночной стороны хвостик заклеиваем скотчем. Далее протягиваем нить в точку 8 по лицевой стороне. Из точки 8 по изнаночной стороне делаем короткий стежок в точку 9 и выводим иглу на лицевую сторону работы. Из точки 9 протягиваем нить по лицевой стороне в точку 2. Точку 2 соединяем с точкой 3 коротким стежком по изнаночной стороне, а точку 3 с точкой 10 - длинным стежком по лицевой стороне. Так выполняем до точки 15.
Учитывая общее направление заполнения, соединяем точку 15 с точкой 8. После точки 8 все последующие точки будут иметь по два исходящих луча. На изнаночной стороне получатся двойные короткие стежки. После того как пространство будет заполнено, нитку нужно закрепить с помощью скотча и обрезать.
(Во время выполнения работы можно использовать музыку. Учитель контролирует работу учащихся).
Подведение итогов.
- Мы славно и дружно поработали. А теперь давайте подведем итоги. Я попрошу всех показать свои работы.
- Посмотрите, какие красивые работы. Давайте сделаем петельку и украсим нашу елочку. Я думаю, что если вы дома также поступите со своей елкой, то она займет достойное место в украшении вашего дома в Рождество.
Загадки (если осталось время)
- - Зимой греет, весной тлеет (снег)
- - Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные
А возьмешь - вода в руке (снежинки)
- - Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
- - Бело покрывало на земле лежало, лето пришло -
оно сошло (снег)
- - Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда
это бывает? (зимой)
- - Бел да не сахар, нет ног, а идет. (снег)
- - Две в руках, две в ногах,
Не провалишься в снегах.
А пройдешь без труда -
Только лягут два следа. (лыжи и палки)
Оглашение результатов работы.
Уборка рабочих мест.