И.А. Крылов. Басня "Слон и Моська". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить с басней, как литературным жанром, особенностями ее построения, художественного исполнения. Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова. Совершенствовать культуру речи, формировать навыки выразительного чтения (интонация, темп, тон). Расширить круг чтения.
  • Развивать речь учащихся, творческие способности и воображение, логическое мышление, умение делать выводы.
  • Воспитывать умение слушать своего товарища, работать коллективно.

Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет, музыкальные записи, карточки с мозаикой, карточки для работы с доской, магнитофон, аудиозаписи.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок, нам предстоит отправиться на увлекательную и полезную прогулку в Крыловский зоосад. Это – особенный зоосад, так как его обитатели не обычные звери, это жители страны Басен, которую создал знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Идет презентация «Басни Крылова» (Приложение 1), учитель в это время рассказывает.

Рассказ о Крылове

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в семье бедного офицера. У родителей не было возможности оплачивать учебу сына, поэтому Крылов учился сам. Научился читать, писать, овладел иностранными языками. Первую басню Крылов написал в 37 лет, и это принесло ему известность. Его басни до сих пор с удовольствием читаются и взрослыми, и детьми. Перед нами выставка книг, и мы видим, что басни Крылова постоянно переиздаются, пользуются большой популярностью.
А какие басни вы знаете?

Беседа по вопросам

– Давайте подготовимся к прогулке по зоосаду и выясним, что же такое басня. (Это короткий, чаще стихотворный рассказ, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески, есть короткая мораль)
– А что такое мораль? (Это слова автора в которых содержится основная мысль, нравоучение)
Гениально придумали в древности мудрецы. Придумав басню, они нашли как, ни причинив человеку прямой обиды, сказать ему правду в глаза. Ведь чтобы ни делали звери в басне, люди могут отнести это к себе.
Со зверями из крыловского зоосада надо держать ухо востро, ведь пороки их заразные и могут легко пристать к каждому из нас. Чтобы им противостоять, надо хорошо знать басни Крылова.
Вот мы и в зоосаде. Кого тут только нет! Да самое интересное, все звери в костюмах и платьях, и мы понимаем их речь. Давайте прислушаемся!

(Звучат отрывки – аудиозаписи из басен)

– Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей… ("Стрекоза и Муравей")

Кто это ?
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски
Когда бы на нее хоть чуть была похожа… ("Зеркало и Обезьяна")

А вот этого персонажа увидим только, если угадаем по описанию:

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право сказки,
Какие перышки, какой носок,
И ангельский должно быть голосок... ("Ворона и Лисица")

– Молодцы, но чтобы попасть в самый потайной уголок крыловского зоосада, нам нужно помочь героям басни попасть каждому к себе домой, в свою басню.
Для этого объединимся в группы и выполним очень сложное задание.
У вас на столе конверт. В нем лежат мозаика и карточки, на которых написана мораль к одной из басен. Вам предстоит сначала сложить мозаику, определить какая это басня и подобрать к ней мораль.
Приступаем к работе.

(Проверка, один из группы называет басню и читает мораль)

1) Ты все пела ? Это дело:
Так поди же попляши! ("Стрекоза и Муравей")

2) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. ("Лебедь, Рак и Щука")

3) И в сердце льстец всегда отыщет уголок... ("Ворона и Лисица")

4) А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Квартет)

5) К несчастью тож бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежа познатней то он ее еще и гонит. ("Мартышка и очки")

– Да, много поучительного мы услышали, знаем теперь, кого надо остерегаться, непременно узнаем этих персонажей среди людей. А вот мы и в потайном уголке крыловского зоосада, здесь живут новые герои, с которыми нам предстоит сейчас и познакомиться.

(Звучит басня в записи)

– Какие в этой басне действующие лица?
– Как вы думаете, кто такая шавка?
– Каким вы представили Слона?
– Моську?
– А можно ли в музыке отобразить характер героев?
– Какая музыка подойдет слону?
– А Моське?
– Послушайте, и попробуйте под музыку показать пантонимой тот персонаж, какая музыка будет звучать.
– Кто был первым? Вторым?

Чтение учителя.

– Все ли в этой басне нам понятно, чтобы выяснить это, давайте поиграем. Я буду читать фразу, а вы попробуете ее заменить фразой из текста, найти как это сказал автор.

  • Показывали на улице людям – водили напоказ
  • Невидаль, редкость – в диковинку у нас
  • Откуда-то внезапно вдруг появился – отколе не возьмись.
  • Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам – толпы зевак ходили
  • Перестань себя позорить – перестань срамиться
  • Придает смелости – вот то-то и духу придает

– Прочитайте басню каждый сам.

Беседа по вопросам.

  • Как Слон отнесся к нападению Моськи?
  • Что Моське посоветовала шавка?
  • За что шавка осуждает Моську?
  • Для чего Моська напала на Слона? (прочитай)
  • Почему Моська Уверена, что может прослыть сильной без драки7
  • Чем смешна Моська7

– В каких словах заключен смысл басни? (Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!)
– Как вы понимаете эти строки? Какая Моська? А может ли человек таким быть? Когда?
– А теперь представим, что мы с вами в театре. Каждая группа сейчас подготовит выступление. Для этого в своей группе распределите роли так, чтобы выступающий, смог передать характер своего героя. Порепетируйте и выходя выступать, вы можете взять маски, автор наденет цилиндр.
Прочитайте по ролям.

– Молодцы.

– Ну вот и закончилась прогулка по Крыловскому зоосаду. Думаю, что она не прошла для вас даром. Вы многое вспомнили, узнали. С героями басен вы сможете встретится на страницах книг, а кто будет в Санкт_ Петербурге увидит их, побывав у памятника Крылову. А крыловский зоосад открыт всегда для тех, кто умеет за словами басни увидеть реальных героев. А закончить урок я хочу словами:

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей,
Бессмертные творения Крылова,
Мы с каждым годом любим все сильней.

– Спасибо вам, ребята, вы были замечательными гостями страны басен, и я вручаю каждому памятную медаль «Гостю страны знаний».