Цели:
- Познакомить с басней, как литературным жанром, особенностями ее построения, художественного исполнения. Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова. Совершенствовать культуру речи, формировать навыки выразительного чтения (интонация, темп, тон). Расширить круг чтения.
- Развивать речь учащихся, творческие способности и воображение, логическое мышление, умение делать выводы.
- Воспитывать умение слушать своего товарища, работать коллективно.
Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет, музыкальные записи, карточки с мозаикой, карточки для работы с доской, магнитофон, аудиозаписи.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный
урок, нам предстоит отправиться на увлекательную
и полезную прогулку в Крыловский зоосад. Это –
особенный зоосад, так как его обитатели не
обычные звери, это жители страны Басен, которую
создал знаменитый русский баснописец Иван
Андреевич Крылов.
Идет презентация «Басни Крылова» (Приложение 1), учитель в это время рассказывает.
Рассказ о Крылове
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года
в семье бедного офицера. У родителей не было
возможности оплачивать учебу сына, поэтому
Крылов учился сам. Научился читать, писать,
овладел иностранными языками. Первую басню
Крылов написал в 37 лет, и это принесло ему
известность. Его басни до сих пор с удовольствием
читаются и взрослыми, и детьми. Перед нами
выставка книг, и мы видим, что басни Крылова
постоянно переиздаются, пользуются большой
популярностью.
А какие басни вы знаете?
Беседа по вопросам
– Давайте подготовимся к прогулке по зоосаду и
выясним, что же такое басня. (Это короткий, чаще
стихотворный рассказ, обычно про животных,
говорящих и действующих по-человечески, есть
короткая мораль)
– А что такое мораль? (Это слова автора в
которых содержится основная мысль, нравоучение)
Гениально придумали в древности мудрецы.
Придумав басню, они нашли как, ни причинив
человеку прямой обиды, сказать ему правду в
глаза. Ведь чтобы ни делали звери в басне, люди
могут отнести это к себе.
Со зверями из крыловского зоосада надо держать
ухо востро, ведь пороки их заразные и могут легко
пристать к каждому из нас. Чтобы им
противостоять, надо хорошо знать басни Крылова.
Вот мы и в зоосаде. Кого тут только нет! Да самое
интересное, все звери в костюмах и платьях, и мы
понимаем их речь. Давайте прислушаемся!
(Звучат отрывки – аудиозаписи из басен)
– Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей… ("Стрекоза и Муравей")Кто это ?
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски
Когда бы на нее хоть чуть была похожа… ("Зеркало и Обезьяна")А вот этого персонажа увидим только, если угадаем по описанию:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право сказки,
Какие перышки, какой носок,
И ангельский должно быть голосок... ("Ворона и Лисица")
– Молодцы, но чтобы попасть в самый потайной
уголок крыловского зоосада, нам нужно помочь
героям басни попасть каждому к себе домой, в свою
басню.
Для этого объединимся в группы и выполним очень
сложное задание.
У вас на столе конверт. В нем лежат мозаика и
карточки, на которых написана мораль к одной из
басен. Вам предстоит сначала сложить мозаику,
определить какая это басня и подобрать к ней
мораль.
Приступаем к работе.
(Проверка, один из группы называет басню и читает мораль)
1) Ты все пела ? Это дело:
Так поди же попляши! ("Стрекоза и Муравей")2) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. ("Лебедь, Рак и Щука")3) И в сердце льстец всегда отыщет уголок... ("Ворона и Лисица")
4) А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Квартет)5) К несчастью тож бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежа познатней то он ее еще и гонит. ("Мартышка и очки")
– Да, много поучительного мы услышали, знаем теперь, кого надо остерегаться, непременно узнаем этих персонажей среди людей. А вот мы и в потайном уголке крыловского зоосада, здесь живут новые герои, с которыми нам предстоит сейчас и познакомиться.
(Звучит басня в записи)
– Какие в этой басне действующие лица?
– Как вы думаете, кто такая шавка?
– Каким вы представили Слона?
– Моську?
– А можно ли в музыке отобразить характер героев?
– Какая музыка подойдет слону?
– А Моське?
– Послушайте, и попробуйте под музыку показать
пантонимой тот персонаж, какая музыка будет
звучать.
– Кто был первым? Вторым?
Чтение учителя.
– Все ли в этой басне нам понятно, чтобы выяснить это, давайте поиграем. Я буду читать фразу, а вы попробуете ее заменить фразой из текста, найти как это сказал автор.
- Показывали на улице людям – водили напоказ
- Невидаль, редкость – в диковинку у нас
- Откуда-то внезапно вдруг появился – отколе не возьмись.
- Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам – толпы зевак ходили
- Перестань себя позорить – перестань срамиться
- Придает смелости – вот то-то и духу придает
– Прочитайте басню каждый сам.
Беседа по вопросам.
- Как Слон отнесся к нападению Моськи?
- Что Моське посоветовала шавка?
- За что шавка осуждает Моську?
- Для чего Моська напала на Слона? (прочитай)
- Почему Моська Уверена, что может прослыть сильной без драки7
- Чем смешна Моська7
– В каких словах заключен смысл басни? (Ай,
Моська, знать она сильна, что лает на Слона!)
– Как вы понимаете эти строки? Какая Моська? А
может ли человек таким быть? Когда?
– А теперь представим, что мы с вами в театре.
Каждая группа сейчас подготовит выступление. Для
этого в своей группе распределите роли так, чтобы
выступающий, смог передать характер своего
героя. Порепетируйте и выходя выступать, вы
можете взять маски, автор наденет цилиндр.
Прочитайте по ролям.
– Молодцы.
– Ну вот и закончилась прогулка по Крыловскому зоосаду. Думаю, что она не прошла для вас даром. Вы многое вспомнили, узнали. С героями басен вы сможете встретится на страницах книг, а кто будет в Санкт_ Петербурге увидит их, побывав у памятника Крылову. А крыловский зоосад открыт всегда для тех, кто умеет за словами басни увидеть реальных героев. А закончить урок я хочу словами:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей,
Бессмертные творения Крылова,
Мы с каждым годом любим все сильней.
– Спасибо вам, ребята, вы были замечательными гостями страны басен, и я вручаю каждому памятную медаль «Гостю страны знаний».