О том, кто ежедневно узнает, чего он не знал, и ежемесячно вспоминает то, чему научился, можно сказать, что он любит учиться.
Конфуций
Сокращение учебных часов в школе со временем привело к тому, что учителя занимаются "натаскиванием" учащихся на сдачу экзамена (ГИА, ЕГЭ). Времени на творчество не осталось. Закреплять полученные знания некогда, а о проведении эксперимента лабораторного и тем более физического практикума вообще можно забыть. Учителю проще выдать учебный материал блоками, в виде опорных конспектов, сравнительных таблиц и показать алгоритм решения типовых заданий, встречающихся в экзаменационных работах. Ученику же только отводится роль слушателя учебного курса, зачастую большинство ребят не понимают самой природы явлений (причинно-следственных связей), почему, так или иначе, происходит это в природе. А наука не стоит на месте, она семимильными шагами идет вперед, в последнее время происходит ускорение научно-технического процесса. Что ставит перед учителем сложнейшую задачу: воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества.
Необходимо пересмотреть роль учителя и ученика в образовательном пространстве. Учителю необходимо перейти в роль наставника, помощника, руководителя образовательного процесса. Ученику - активно познающим, самостоятельным в познании. Перед нами, уважаемые коллеги, стоит проблема: как разбудить сознание ученика, зажечь искру интереса изучения предмета, которая теплится у него внутри. "Ученик - это факел, который необходимо зажечь".
В последнее время очень часто говорим о том, что необходимо срочным образом пересмотреть традиционную школу, получения готовых знаний. Но воз и ныне там. Повышение качества образования актуализирует проблемы изучения потенциала инновационных технологий. Современный учитель, должен обладать большим багажом знаний в области педагогических технологий, быть способным разрабатывать комбинированные технологии с использованием элементов уже известных.
Учащийся к окончанию школы по физике не только должен уметь решать типовые задачи, но и сравнивать, анализировать, систематизировать материал, а самое главное и важное, на мой взгляд это применить свои знания в повседневной жизни. В настоящей жизни никакие алгоритмы не помогут при решении задач, приходится применять знания в очень сильно измененных ситуациях.
В своей педагогической практике, в данный момент активно работаю над разработкой комбинированной дидактической технологией обучения (КДТО) (структура технологии представлена на схеме 1), в которой использую элементы технологий: развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения с подходами психодидактики и дидактическую многомерную технологию для ее описания. Подходы психодидактики позволяют перейти от методики преподавания к методологии и технологии.
Концептуально-методологический подход позволяет учителю осознать необходимость и ценность развития человека и осуществить системный подход к развитию: разработать систему уроков и воспитательных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств. Концептуальное осмысление обучения (и воспитания) - это разработка концепции преподавания учебного предмета (или воспитательной деятельности). Это исследовательская деятельность. Она требует от педагога понимание глубинных смыслов деятельности, в частности, того, что учебный предмет ? не самоцель, а средство развития тех или иных качеств личности; что развитие происходит только тогда, когда оно осуществляется не на отдельных (открытых) уроках, а на каждом занятии. Наконец, разработка концепции своей деятельности заставляет педагога прогнозировать конкретные результаты в обучении и воспитании учащихся, продумывать средства их измерения. Психолого-дидактическая структура методологического подхода основана на оперативной переработке учебного материала в соответствии с выделенными психологическими целями и на системе дидактических методов и средств их достижения.
В качестве примера, приведена таблица, которая заполняется на уроке (или на протяжении нескольких уроков) во время изучения новой темы. В начале урока необходимо поставить проблемный вопрос: "Почему вблизи крупных водоемов зимы менее суровые и летом не так жарко?". Показать демонстрационный проблемный эксперимент по нагреванию воды и растительного масла. Из которого следует, чтобы нагреть воду до такой же температуры, необходимо затратить больше энергии.
В данной таблице в столбце нумерации используется порядковый номер доминирующего элемента знания (ДЭЗ), список которого приведен ниже:
- Физическое явление (объект учебного познания).
- Физическая теория (объяснение физических явлений).
- Научный факт (основание для развития теории).
- Гипотеза (объяснение фактов).
- Идеальный объект (абстрагирование от несущественных свойств).
- Физическая величина (количественная характеристика).
- Закон (установление связей).
- Практическое применение (способы применения теории в технике и быту).
Литературу может посоветовать учитель, лучше, если ученик при заполнении выберет самостоятельно. Заполнение таблицы происходит на основе анализа текста и формулы.
Класс: 8 | Раздел курса физики: Тепловые явления | ||||
Тема: Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. | |||||
Литература: Перышкин А.В. Физика. 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. Шахмаев, Н.М. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук. - 4-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2009. - 175 с.: ил. Правила №1 "Системно-функциональный подход при изучении физических величин" (приведены ниже таблицы) :(физические справочники, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д., по выбору учащихся) |
|||||
№ | ДЭЗ | Источник знаний | Вопросы ДЭЗ | Ответы к вопросам ДЭЗ | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Научный факт | [1], параграф 8, с. 21 [2], параграф 38, с. 125 |
Чем объяснить, что для нагревания тел одинаковой массы, взятых при одинаковой начальной температуре, на одну и ту же величину требуется разное количество теплоты? | [1] Объясняется тем, что разные вещества
имеют разную удельную теплоемкость. [2] Это означает, что коэффициент пропорциональности в формуле расчета количества теплоты при прочих равных условиях, для разных веществ имеет разное значение. |
7 | Закон | [1], параграф 9, с.23 [2], параграф 38, с. 125 |
Формула удельной теплоемкости вещества. | |
4 | Гипотеза | [3], 6 [2], параграф 38, с. 125 |
Что называется удельной теплоемкостью? | Физическая величина численно равная отношению количества теплоты к произведению массы на изменение его температуры. |
6 | Физическая величина | [3], 7 [2], параграф 38, с. 125 |
Физический смысл удельной теплоемкости вещества? | Удельная теплоемкость вещества показывает, какое количество теплоты нужно затратить для нагревания единицы массы на единицу температуры. |
6 | Физическая величина | [3], 8 | Что принято за единицу удельной теплоемкости вещества? (в любой системе) | За единицу удельной теплоемкости принята такая удельная теплоемкость, при которой единица массы при изменении на единицу температуры способно отдавать или принимать единицу количества теплоты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Физическая величина | [3], 9 | Что принято за единицу теплоемкости в СИ? | За единицу удельной теплоемкости в СИ принята такая удельная теплоемкость, когда 1 кг массы при изменении температуры на 10С, тело может отдавать или принимать 1 Дж тепла. |
6 | Физическая величина | [3], 10 | Получите наименование единицы удельной теплоемкости. | |
6 | Физическая величина | [3], 10 | Получите обозначение единицы удельной теплоемкости. | |
8
|
Практическое применение | Самостоятельно | Получите формулу для вычисления массы. | |
8 | Практическое применение | Самостоятельно | Получите формулу для вычисления температуры. | |
8 | Практическое применение | Самостоятельно | Получите формулу для вычисления количества теплоты. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Практическое применение | [1], 8, с.22 [2], 38, с. 126 |
Для чего нужно знать удельную теплоемкость вещества? | Для различных практических целей. Для
производства теплоизоляционных материалов,
используемых в строительстве. Из-за высокой
удельной теплоемкости воду широко используют в
отопительных системах домов, при охлаждении
деталей во время их обработки на станках и т.п. Вблизи крупных водоемов зима менее суровая, а летом не бывает жарко. |
Правила №1: Системно-функциональный подход к изучению физических величин.
- Функция физической величины (количественная характеристика, какого физического тела или физического явления?).
- Объем и состав понятия "физическая величина".
- Наименование величины.
- Обозначение величины.
- Уравнение связи величины с основными величинами системы (определяющая формула).
- Определение физической величины (словесная формулировка).
Правило 1: Чтобы дать определение физической величине, надо назвать величину, стоящую в левой части равенства, и сказать, что она равна отношению величины стоящей в числителе правой части равенства, к величине, стоящей в знаменателе правой части равенства.
Физический смысл величины.
Правило 2: Физический смысл величины заключается в том, что она показывает, сколько единиц величины, стоящей в числителе определяющей формулы, приходится на единицу величины, стоящей в знаменателе формулы.
Словесная формулировка единицы физической величины (в любой системе единиц). "Что принято за единицу физической величины?"
Правило 3: За единицу величины, стоящей в левой части, принята такая единица, при которой на единицу величины, стоящей в знаменателе правой части выражения, приходится единица величины, стоящей в числителе правой части выражения.
"Что принято за единицу физической величины в СИ?" Словесная формулировка единицы физической величины в Международной системе единиц.
Правило 4: За единицу величины в СИ, стоящей в левой части, принята такая единица, при которой на единицу величины, стоящей в знаменателе правой части выражения (наименование единицы в СИ), приходится единица величины, стоящей в числителе правой части выражения (наименование единицы в СИ).
Получение наименования и обозначения единицы физической величины в СИ.
Такие таблицы первое время заполняются вместе с учащимися, в дальнейшем работа по составлению необходимых вопросов и ответов усложняется. Окончательный результат - самостоятельное составление вопросов ДЭЗ. Обсуждение составленных вопросов и ответов учащимися, происходит на уроках-конферениях, уроках-беседах. Работу по составлению таблиц можно задавать на дом. По таблицам учащимся будет проще подготовиться к контрольной работе, по какому-либо разделу физики, или к итоговой контрольной работе. Таблицы такого рода помогут учащимся структурировать и систематизировать учебный материал "под присмотром" учителя-руководителя.
Процесс обучения - это очень сложный и многогранный процесс. Поэтому к нему нужно подходить творчески.