Приемы систематизации и обобщения знаний учащихся по физике

Разделы: Физика


О том, кто ежедневно узнает, чего он не знал, и ежемесячно вспоминает то, чему научился, можно сказать, что он любит учиться.
Конфуций

Сокращение учебных часов в школе со временем привело к тому, что учителя занимаются "натаскиванием" учащихся на сдачу экзамена (ГИА, ЕГЭ). Времени на творчество не осталось. Закреплять полученные знания некогда, а о проведении эксперимента лабораторного и тем более физического практикума вообще можно забыть. Учителю проще выдать учебный материал блоками, в виде опорных конспектов, сравнительных таблиц и показать алгоритм решения типовых заданий, встречающихся в экзаменационных работах. Ученику же только отводится роль слушателя учебного курса, зачастую большинство ребят не понимают самой природы явлений (причинно-следственных связей), почему, так или иначе, происходит это в природе. А наука не стоит на месте, она семимильными шагами идет вперед, в последнее время происходит ускорение научно-технического процесса. Что ставит перед учителем сложнейшую задачу: воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества.

Необходимо пересмотреть роль учителя и ученика в образовательном пространстве. Учителю необходимо перейти в роль наставника, помощника, руководителя образовательного процесса. Ученику - активно познающим, самостоятельным в познании. Перед нами, уважаемые коллеги, стоит проблема: как разбудить сознание ученика, зажечь искру интереса изучения предмета, которая теплится у него внутри. "Ученик - это факел, который необходимо зажечь".

В последнее время очень часто говорим о том, что необходимо срочным образом пересмотреть традиционную школу, получения готовых знаний. Но воз и ныне там. Повышение качества образования актуализирует проблемы изучения потенциала инновационных технологий. Современный учитель, должен обладать большим багажом знаний в области педагогических технологий, быть способным разрабатывать комбинированные технологии с использованием элементов уже известных.

Учащийся к окончанию школы по физике не только должен уметь решать типовые задачи, но и сравнивать, анализировать, систематизировать материал, а самое главное и важное, на мой взгляд это применить свои знания в повседневной жизни. В настоящей жизни никакие алгоритмы не помогут при решении задач, приходится применять знания в очень сильно измененных ситуациях.

В своей педагогической практике, в данный момент активно работаю над разработкой комбинированной дидактической технологией обучения (КДТО) (структура технологии представлена на схеме 1), в которой использую элементы технологий: развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения с подходами психодидактики и дидактическую многомерную технологию для ее описания. Подходы психодидактики позволяют перейти от методики преподавания к методологии и технологии.

Концептуально-методологический подход позволяет учителю осознать необходимость и ценность развития человека и осуществить системный подход к развитию: разработать систему уроков и воспитательных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств. Концептуальное осмысление обучения (и воспитания) - это разработка концепции преподавания учебного предмета (или воспитательной деятельности). Это исследовательская деятельность. Она требует от педагога понимание глубинных смыслов деятельности, в частности, того, что учебный предмет ? не самоцель, а средство развития тех или иных качеств личности; что развитие происходит только тогда, когда оно осуществляется не на отдельных (открытых) уроках, а на каждом занятии. Наконец, разработка концепции своей деятельности заставляет педагога прогнозировать конкретные результаты в обучении и воспитании учащихся, продумывать средства их измерения. Психолого-дидактическая структура методологического подхода основана на оперативной переработке учебного материала в соответствии с выделенными психологическими целями и на системе дидактических методов и средств их достижения.

В качестве примера, приведена таблица, которая заполняется на уроке (или на протяжении нескольких уроков) во время изучения новой темы. В начале урока необходимо поставить проблемный вопрос: "Почему вблизи крупных водоемов зимы менее суровые и летом не так жарко?". Показать демонстрационный проблемный эксперимент по нагреванию воды и растительного масла. Из которого следует, чтобы нагреть воду до такой же температуры, необходимо затратить больше энергии.

В данной таблице в столбце нумерации используется порядковый номер доминирующего элемента знания (ДЭЗ), список которого приведен ниже:

  1. Физическое явление (объект учебного познания).
  2. Физическая теория (объяснение физических явлений).
  3. Научный факт (основание для развития теории).
  4. Гипотеза (объяснение фактов).
  5. Идеальный объект (абстрагирование от несущественных свойств).
  6. Физическая величина (количественная характеристика).
  7. Закон (установление связей).
  8. Практическое применение (способы применения теории в технике и быту).

Литературу может посоветовать учитель, лучше, если ученик при заполнении выберет самостоятельно. Заполнение таблицы происходит на основе анализа текста и формулы.

Класс: 8 Раздел курса физики: Тепловые явления
Тема: Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.
Литература:

Перышкин А.В. Физика. 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

Шахмаев, Н.М. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук. - 4-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2009. - 175 с.: ил.

Правила №1 "Системно-функциональный подход при изучении физических величин" (приведены ниже таблицы)

:(физические справочники, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д., по выбору учащихся)

ДЭЗ Источник знаний Вопросы ДЭЗ Ответы к вопросам ДЭЗ
1 2 3 4 5

 

1 2 3 4 5
3 Научный факт [1], параграф 8, с. 21

[2], параграф 38, с. 125

Чем объяснить, что для нагревания тел одинаковой массы, взятых при одинаковой начальной температуре, на одну и ту же величину требуется разное количество теплоты? [1] Объясняется тем, что разные вещества имеют разную удельную теплоемкость.

[2] Это означает, что коэффициент пропорциональности в формуле расчета количества теплоты при прочих равных условиях, для разных веществ имеет разное значение.

7 Закон [1], параграф 9, с.23

[2], параграф 38, с. 125

Формула удельной теплоемкости вещества.
4 Гипотеза [3], 6

[2], параграф 38, с. 125

Что называется удельной теплоемкостью? Физическая величина численно равная отношению количества теплоты к произведению массы на изменение его температуры.
6 Физическая величина [3], 7

[2], параграф 38, с. 125

Физический смысл удельной теплоемкости вещества? Удельная теплоемкость вещества показывает, какое количество теплоты нужно затратить для нагревания единицы массы на единицу температуры.
6 Физическая величина [3], 8 Что принято за единицу удельной теплоемкости вещества? (в любой системе) За единицу удельной теплоемкости принята такая удельная теплоемкость, при которой единица массы при изменении на единицу температуры способно отдавать или принимать единицу количества теплоты

 

1 2 3 4 5
6 Физическая величина [3], 9 Что принято за единицу теплоемкости в СИ? За единицу удельной теплоемкости в СИ принята такая удельная теплоемкость, когда 1 кг массы при изменении температуры на 10С, тело может отдавать или принимать 1 Дж тепла.
6 Физическая величина [3], 10 Получите наименование единицы удельной теплоемкости.
6 Физическая величина [3], 10 Получите обозначение единицы удельной теплоемкости.
8

 

Практическое применение Самостоятельно Получите формулу для вычисления массы.
8 Практическое применение Самостоятельно Получите формулу для вычисления температуры.
8 Практическое применение Самостоятельно Получите формулу для вычисления количества теплоты.

  

1 2 3 4 5
8 Практическое применение [1], 8, с.22

[2], 38, с. 126

Для чего нужно знать удельную теплоемкость вещества? Для различных практических целей. Для производства теплоизоляционных материалов, используемых в строительстве. Из-за высокой удельной теплоемкости воду широко используют в отопительных системах домов, при охлаждении деталей во время их обработки на станках и т.п.

Вблизи крупных водоемов зима менее суровая, а летом не бывает жарко.

Правила №1: Системно-функциональный подход к изучению физических величин.

  • Функция физической величины (количественная характеристика, какого физического тела или физического явления?).
  • Объем и состав понятия "физическая величина".
  • Наименование величины.
  • Обозначение величины.
  • Уравнение связи величины с основными величинами системы (определяющая формула).
  • Определение физической величины (словесная формулировка).

Правило 1: Чтобы дать определение физической величине, надо назвать величину, стоящую в левой части равенства, и сказать, что она равна отношению величины стоящей в числителе правой части равенства, к величине, стоящей в знаменателе правой части равенства.

Физический смысл величины.

Правило 2: Физический смысл величины заключается в том, что она показывает, сколько единиц величины, стоящей в числителе определяющей формулы, приходится на единицу величины, стоящей в знаменателе формулы.

Словесная формулировка единицы физической величины (в любой системе единиц). "Что принято за единицу физической величины?"

Правило 3: За единицу величины, стоящей в левой части, принята такая единица, при которой на единицу величины, стоящей в знаменателе правой части выражения, приходится единица величины, стоящей в числителе правой части выражения.

 "Что принято за единицу физической величины в СИ?" Словесная формулировка единицы физической величины в Международной системе единиц.

Правило 4: За единицу величины в СИ, стоящей в левой части, принята такая единица, при которой на единицу величины, стоящей в знаменателе правой части выражения (наименование единицы в СИ), приходится единица величины, стоящей в числителе правой части выражения (наименование единицы в СИ).

Получение наименования и обозначения единицы физической величины в СИ.

Такие таблицы первое время заполняются вместе с учащимися, в дальнейшем работа по составлению необходимых вопросов и ответов усложняется. Окончательный результат - самостоятельное составление вопросов ДЭЗ. Обсуждение составленных вопросов и ответов учащимися, происходит на уроках-конферениях, уроках-беседах. Работу по составлению таблиц можно задавать на дом. По таблицам учащимся будет проще подготовиться к контрольной работе, по какому-либо разделу физики, или к итоговой контрольной работе. Таблицы такого рода помогут учащимся структурировать и систематизировать учебный материал "под присмотром" учителя-руководителя.

Процесс обучения - это очень сложный и многогранный процесс. Поэтому к нему нужно подходить творчески.

СХЕМА 1