Цели урока:
1.Ознакомление с шипящими согласными.
2. Развитие умения распознавать в словах шипящие звуки, правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными а, у, и.
3.Повторение и закрепление изученных орфограмм (родственные слова, многозначные слова и др.)
4. Воспитание интереса к знаниям, доброго отношения друг к другу.
5. Развитие речи, мышления, мелкой моторики руки.
Оборудование: "Азбука" Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец, разрезная азбука для индивидуальной работы, магнитная азбука, поддон с песком, город Буквинск (домики гласных, согласных), мультимедийное оборудование: изображение сказочного героя, животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация рабочих мест. Правила посадки.
II. Введение в тему урока.
1. Театр "Живые буквы". Три ученика изображают букву ш, другие букву ж.
Остальные дети показывают ответ в разрезной азбуке.
2. Фонетическая зарядка.
- Как жужжат шмели? (ж-ж-ж)
- Что можете рассказать об этом звуке? (Согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый)
- Какой буквой обозначаем этот звук? В каком домике она живёт?
- Изобрази её. Несколько ребят пишут букву на песке.
Далее проводиться аналогичная работа:
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- Как чикают ножницы? (ч-ч-чик) Выделить первый звук.
- Как шипит масло на сковородке? (щ-щ-щ)
III. Новый грамматический материал.
- Произнеси звук. Учитель вразнобой указывает на буквы (магнитная доска) ш, ж, ч, щ, провоцируя шум, шипение. Появляется Змей Горыныч (проектор).
- Кто это? В каких сказках встречается?
- Наш гость из царства Грамматики - Змей Горыныч Шипящий.
- А кто догадается, почему его так прозвали? (Он шипит)
- Правильно! У него 4 головы и каждая шипит по-своему.
- Посмотрите и, в знак уважения, поздоровайтесь с каждой головой.
(На экране появляется транскрипция букв ж, ш, ч, щ у каждой головы Змея. Дети произносят звуки)
- Что мы сейчас делали? (Произносили звуки, здоровались, шипели)
Как можно назвать все эти звуки? (Согласные, шипящие)
IV. Физкультминутка.
V. Повторение и закрепление.
1. Нахождение и распознавание в словах букв и шипящих звуков.
Змей Горыныч Шипящий хочет вас проверить и даёт вам задание первая голова:
- Найди одинаковый звук в словах: ёжик, жаба, снежинка, лужа? Характеристика звука.
Задание второй головы:
- Придумай слова со звуком [ш] в начале слова, в середине, в конце.
Задание третьей головы: Работа в тетради. Появляется изображение животных, среди которых есть черепаха, чайка, червяк, бабочка и др.
- Кого вы видите?
- Можно одним словом назвать всех? (Животные)
- А на какие группы разделить? (Птицы, насекомые и т.п.)
Записать столько раз букву ч, сколько животных вы увидите на рисунке, в названии которых есть этот звук.
Задание четвертой головы: Работа с книгой ("Азбука" стр.53). Чтение слов. Повторение и закрепление изученных орфограмм (родственные слова, многозначность слова, твёрдые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу)
VI. Итог урока.
- Что узнали?
- Чему научились?
- Что нужно запомнить?