3-й урок по теме АЛГОРИТМЫ.
Класс - 6
Учебник: Л. Л. Босовой.
Цели урока:
- создать условия для:
- формирования представления о разветвляющихся алгоритмах;
- освоения приёмов разработки разветвляющихся алгоритмов.
Задачи урока:
- Воспитательная: способствовать воспитанию ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера.
- Учебная: способствовать повторению основ и определений, контроль за уровнем усвоения материала, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
- Развивающая: способствовать развитию алгоритмического мышления.
План урока:
- Целепологание;
- Актуализация знаний;
- Изучение нового материала;
- Самостоятельная работа учащихся в группах;
- Самоконтроль учащихся;
- Обобщение знаний;
- Контроль;
- Рефлексия;
- Выставление оценок;
- Домашнее задание.
Подгруппа (12 человек) перед началом урока разделена на 3 группы, определён "капитан" каждой группы.
Ход урока
I. Целеполагание.
Приветствие.
Тема урока.
- Ребята! Кто скажет, изучением какой темы мы занимаемся уже несколько уроков? (Приложение 1. Слайд 1. )
- Перед вами на доске записаны различные понятия. Определите каждый для себя, что из перечисленного вы уже знаете и умеете, а что ещё нет. То, что известно, передвинем в верхнюю часть слайда. (Слайд 2)
Учащиеся называют уже известные им понятия, которые учитель передвигает в верхнюю часть слайда, в нижней части останутся неизученные понятия.
В результате деятельности учащихся (их ответов) в нижней части останется:
- Условие;
- Разветвляющиеся алгоритмы;
- Построение блок-схем разветвляющихся алгоритмов.
- Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока, чему должны научиться. (Слайд 3)
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что такое алгоритм, о формах их записи и о линейных алгоритмах.
1) Соотнесите на слайде (Слайд 4.):
- понятия и их определения,
- изображения блока схемы, и какой шаг он обозначает в алгоритме.
Устная работа в группах - 2 мин.
Учитель на интерактивной доске соотносит пары (понятие - определение) в соответствии с ответами учащихся.
2) Посмотри мультфильм и расставь команды в БЛОК-СХЕМУ в нужном порядке (Слайд 5 - 7):
- Завари чай (1гр) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/854022c0-136c-4ca9-a2f6-a257f11080b7/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_101%5D.swf)
- Сделай бутерброд (2гр) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67142898-a4ef-467d-b3ab-066e9b992233/%5BNS-INF_2-02-04%5D_%5BIM_098%5D.swf)
- Слепи снеговика (3 гр.) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf)
На выполнение задания 2 мин.
Учитель на интерактивной доске расставляет команды в соответствии с ответами учащихся.
3) Составить словесный алгоритм передачи сообщения по телефону.
Из ответов учащихся выбирается один, например что-нибудь такое:
- Сними трубку
- Дождись гудка
- Набери номер
- Гудок длинный? (если гудок длинный)
- да - дождись ответа, передай сообщение
- нет - положи трубку
- Ребята, как вы думаете, а как из данных команд построить блок-схему?
Далее возникли трудности.
III. Изучение нового материала.
(Слайд 8.) Ситуации, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившихся обстоятельств. Что демонстрируется в нашей задаче.
Логику принятия решения можно записать так ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2>
А блок схемы выглядит так
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается одна, либо другая последовательность действий, называется разветвляющимся алгоритмом.
- А что такое условие?
Из ответов учащихся выбирается один, например что-нибудь такое
Условие - это высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным (Условие - это предложение, которое начинается со слова ЕСЛИ.)
- А теперь давайте напишем логику принятия решения для задачи про телефон и расставим оставшиеся команды в блок-схему задачи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c589e37-9f58-4726-94d6-38050c05c50e/[NS-INF_3-01-04]_[IM_160].swf.
На слайде делаем записи со слов учащихся, а затем расставляем команды. (Слайд 9.)
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Ребята! У каждой группы на столе есть конверт, где находятся различные задания. (Приложение 2) Работая в группе, выполните одно из предложенных заданий (или более по желанию). Время на работу - 10 минут. Каждый участник группы выполняет одно и то же задание, затем обязательно сверяется результат с членами группы.
Через отведённое время представитель каждой группы показывает результат работы на интерактивной доске.
(1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9761b5de-67b1-458c-863e-222b9d09ccc5/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_239%5D.swf
2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d91aae19-07dd-4aa4-9a69-f48adf552792/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_237%5D.swf
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a5790e8-f7dd-48a1-9194-d0dd561ff002/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_235%5D.swf
Используются заготовки на интерактивной доске (Слайд 10 - 13))
V. Самоконтроль учащихся.
- Как вы считаете, ребята, справились ли вы с заданием? Все ли ребята одинаково хорошо работали в группе?
VI. Обобщение знаний.
- Ребята, а сейчас вернёмся к самому началу вашей работы с карточками. С чего вы начали свою работу после того, как определились с выбором задания? (Слайд 14. Заголовок - "Алгоритм построения блок-схемы разветвляющего алгоритма" Всё остальное вписывается по ходу ответов учащихся.)
- Таким образом, вы сейчас составили алгоритм построения блок-схемы разветвляющегося алгоритма. Запишем этот алгоритм в тетрадь. Он пригодится вам ещё неоднократно при работе с алгоритмами.
- А сейчас давайте вернёмся к началу нашего урока. Посмотрите внимательно на этот слайд. (Слайд 2) Кто помнит, какое было задание по этому слайду?
- Сейчас, в своей группе, обсудите можно ли теперь что-то ещё изменить на этом слайде. На обсуждение - 30 сек.
- Почему?
- Итак, ребята, что на уроке вы сегодня освоили?
- Какие знания вам потребовались для этого?
VII. Контроль.
А теперь, вернемся к поставленным нами целям урока и каждый для себя ответит, добился ли он этих целей. (Слайд 3)
Ответим на вопросы
- Что называется алгоритмом с ветвлением? Условием?
- Как строить блок-схемы алгоритмов с ветвлением для решения задач.
- Молодцы, все поработали хорошо, со всеми заданиями справились.
VIII. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что больше всего?
- Где были трудности, почему?
- Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столах лежат листы с лесенками из трех ступенек. На какую ступеньку вы бы себя поставили в каждом случае? (Отметьте кружком). (Приложение 3)
IX. Выставление оценок.
Исходя из ваших и моей оценки я поставлю общую оценку за урок.
X. Домашнее задание. (Слайд 16.)