Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных на конце слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок - закрепление изученного материала

Цели и задачи урока:

  • закрепление умений выделять слова на изученную орфограмму; формирование умений подбирать проверочные слова, работать по алгоритму, выведенному на предыдущих уроках; формировать умения сравнивать искомую букву в проверочном слове и букву в проверяемом; закреплять ранее полученные знания;
  • развивать правильную речь учащихся; память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, умения работать в группах.
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку;

Оборудование к уроку: рабочие тетради по русскому языку; индивидуальные словарики для записи словарных слов; индивидуальные альбомчики для экспресс - опроса; две индивидуальные маркерные доски; раздаточный материал для работы в группах (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3); проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, и мы начинаем урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, тем самым пожелаем каждому успехов.

Презентация.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на наш урок пришел сказочный персонаж. У нее большие проблемы с грамотностью, но, тем не менее, все жители леса идут к ней за помощью. А на дверях у нее надпись: "Прашу стучать если не атвечают"" Итак, это:: (Слайд).

Она сегодня вместе с нами будет познавать тайны русского языка. А для вас она приготовила задания. Работать мы будем в группах. За каждое правильно выполненное задание ваша группа получит букву, и к концу урока вы сможете составить из них слово.

- К доске идет ::..и выполняет первое задание. (на закрытой доске вывешены согласные буквы. Задание: убрать лишние, оставив только парные согласные).

Задание 2: два ученика на индивидуальных маркерных досках записывают:

1-й- буквы, обозначающие звонкие парные согласные;

2-й - буквы, обозначающие глухие парные согласные

(В ходе опроса группам, давшим правильный ответ выдается буква И).

- Скажите, с помощью чего люди общаются друг с другом?

- Что такое звук?

- На какие две группы можно разбить все звуки?

- Какие звуки относим к гласным? К согласным?

- На какие группы можно разделить все согласные?

Проверка задания у доски.

- Как произносим звонкие согласные? Как произносим глухие согласные?

- Чем на письме обозначаем звуки?

- Правильно ли выбраны буквы, обозначающие парные согласные?

- Молодцы.

III. Сообщение темы урока. Постановка целей.

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд)

- Какая задача стоит перед нами?

- Правильно, сегодня мы будем закреплять свои умения в определении слов с парными согласными, и в подборе к ним проверочных слов. Ребята, а для чего нам это надо?

- Откройте тетради и запишите число.

Девочки выписывают буквы (с доски), обозначающие звонкие согласные звуки, а мальчики выписывают буквы, обозначающие глухие согласные.

Проверка: сверка с работами на индивидуальных досках. (Слайд).

Работа в группах: (устно)

  • 1, 2 группы: придумать слова, которые оканчивались бы звонким парным согласным.
  • 3, 4, 5: придумать слова, которые оканчивались бы глухим парным согласным.

Заслушиваются ответы: работа с сигнальными альбомами (показывают правильно или неправильно подобрано слово)

- У кого возникли проблемы?

- Почему? Что происходит с парным звонким согласным? (они оглушаются)

- Послушайте, что об этом говорит сам глухой согласный.

Я - глухой звук - непоседа
Спокойно не желаю жить,
Стремлюсь я звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить!

- Назовите пары по звонкости-глухости. (учащиеся поднимают рук парами и называют свою пару). (Слайд)

- Сколько таких пар вы знаете?

- Что мы знаем об этих парах? (их надо проверять)

- Как проверить парную согласную? (повторение алгоритма, выведенного на прошлом уроке) (Слайд)

IV.Словарная работа:

- Давайте вспомним девиз уроков русского языка. (Слайд)

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. (Слайд) (с проверочными словами)

- Проверка работы с помощью альбомчиков экспресс - опроса. (Слайд)

- Какую букву написали на месте первого вопроса? Почему? (Слайд)

- Какую букву написали на месте второго вопроса? Почему? (Слайд)

- Обозначьте орфограмму в данных словах. Как проверяли?

- Отгадайте загадку, запишите отгадку (двум ученикам было дано индивидуальное домашнее задание: подготовить по три загадки на изучаемую орфограмму )

1. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
На работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш) (Слайд)

2. Кто без обеда живет полгода? (медведь) (Слайд)

3. Чтение заданий со слайдов. (Слайд), (Слайд)

- Покажите, какую букву написали на конце слов: карандаш, медведь, рак, моркови, пирог.

- Что общего в словах, которые мы записали?

- Как проверяли парную согласную? Молодцы, вы справились с этим заданием. Выдается следующая буква К

V. Психофизиологическая пауза.

Разминка для глаз (Слайд)

VI. Работа по теме урока.

Работа в группах: (Приложение 1)

  • 1-я группа: образовать новые слова из первых слогов. Проанализировать полученные слова, обратить внимание на выделенные буквы. Попробовать сделать вывод о местонахождении парного согласного и способе его проверки.
ЗАБОР, ГАДКИЙ, КАМЕРА ЗАГАДКА
КРОЛИК, ВАТРУШКА, КАША КРОВАТКА
РУСАЛКА, БАШМАК, КАНАТ РУБАШКА
  • 2-я группа: отгадать кроссворд: (подобрать проверочные слова)

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки, слетают все рубашки. (дуб)

3. В огне не горит, и в воде не тонет.(лед)

4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

  • 3-я группа: раскрасить синим карандашом звездочки со словами, оканчивающиеся парными согласными, которые надо проверить, а красным карандашом - звездочки со словами, которые не надо проверять.

Отчет старших о работе, проделанной в группах.

- Какой вывод сделали ребята, работающие в первой группе? (парный согласный не всегда находится в конце слова) Как его можно проверить?

За работу выдается буква Н.

Выборочный диктант: из предложений выписать слова с парным согласным, подобрать проверочное слово. (два ученика работают на закрытых досках)

- Какое слово пишем сначала: проверочное или проверяемое? Почему?

  • "Осень! Обсыпается весь наш бедный сад."
  • "Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад"
  • "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том"
  • "Где бодрый серп гулял и падал колос."
  • "Однажды, Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись"

- Какие строчки знакомы? Назовите автора.

Проверка: ребята обмениваются тетрадями, ученики у доски по очереди объясняют написание слов.

Выдается новая буква И.

VII. Психофизиологическая пауза: (комплекс упражнений на развитие мышц шеи, выполняется сидя за партами)

Работа в группах: у каждой группы конверт (в конверте карточки со словами. Количество слов равно количеству детей в группе. Каждый ребенок берет себе одну карточку). (Приложение 2.)

- Посмотрите, что находится у вас в конвертах? (слова)

- Что можно составить из слов?

- Что такое предложение?

- Составьте из слов предложение. Запишите, подчеркните главные члены. (учитель проверяет у старшего группы, а тот у всей своей группы)

- Как справились с заданием?

- На какие орфограммы встретились слова?

- Прочитайте полученные предложения согласно тому номеру, который указан на вашем конверте.(дети читают текст из четырех предложений)

- Что у нас получилось? (текст)

- Что такое текст?

- Молодцы! Вы получаете еще одну букву.

Выдается буква М.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу и осталось одно задание-тест.

Выполняют тест на листочках. (Приложение 3.)

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

- Кто справился с тестом, поднимите руку. Молодцы!

- Какой теме был посвящен наш урок?

- Какие задачи мы ставили?

Справились мы с ними?

- Кто испытывал трудности на уроке? Как считаете почему? Какую ты поставишь себе задачу для преодоления этой проблемы?

- Покажите мне красный сигнал сфетофорчика те, кто могут на мой вопрос ответить словом ДА:

  • "Я научился определять в предложении слова с парной согласной"
  • "Я знаю правило, как проверить парную согласную в слове"
  • "Я знаю, что парный согласный может находиться не только на конце слова, но и в середине"

- Молодцы!

Выдается последняя буква У.

- У вас на партах лежат карточки с буквами. Составьте из них слово, которым Мудрая Сова хочет вас назвать. Прочитайте его хором. (слайд)

- Можно ли назвать это предложением?

- Почему? Чего не хватает?

- Что хотела Сова передать этим словом? (восхищение) Какой надо поставить знак в конце? Прочитайте теперь его с интонацией.

- Вы работали - отлично!
Все делали сами, лично.
Друг другу помогали
На все вопросы отвечали.
Достойны вознаграждения
И нашего восхищения!

- Вы очень помогли нашей гостье, теперь она безошибочно будет писать слова с парной согласно. А в благодарность за вашу работу Сова каждого награждает своим памятным знаком. Подарок Совы вы приклеите на свой словарик.

IX. Домашнее задание: (на выбор)

1) используя четыре любых слова, которые записали в словарной работе составить мини-сочинение;

2) подобрать загадки на изученную орфограмму;

- Спасибо за урок.