Образовательные цели: повторить сведения о словах, об их делении на группы; ввести понятие части речи и учить подводить под это понятие соответствующие слова-названия; найти отличительные особенности различных частей речи.
Развивающие цели: формирование познавательных УУД, а именно: выполнение учащимися действий для приобретения недостающих знаний, поиск и анализ информации, составление высказываний; развить умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные цели: формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение вести диалог, уважительное отношение к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Введение в тему урока, повторение сведений о словах, полученных в 1-ом классе
На доске:
красный, бежит, мальчик, цветёт, тюльпан, весёлый
- Что записано на доске? (Отдельные слова)
Сегодня мы с вами будем говорить о словах. Слов в нашем языке очень много. И все они разные, у каждого своё значение, каждое что-то называет, указывает на что-то или служит для связи слов друг с другом. Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова? Какие слова войдут в первую группу? Во вторую? В третью? Запишите слова в тетрадь. (Один человек работает у доски).
мальчик весёлый бежит тюльпан красный цветёт
- Почему именно эти слова вы отнесли к каждой из групп? В чем сходство слов каждого столбика? (Слова каждого столбика отвечают на одни и те же вопросы)
- Что обозначают или называют слова в каждом столбце? (Предмет, признак предмета, действие предмета). Надпишите названия каждой группы слов и вопросы, на которые они отвечают.
Предметы Признаки Действия Кто? Что? Какой? Что делает? мальчик весёлый бежит тюльпан красный цветёт
- Придумайте и запишите ещё по 2 своих слова в каждый из данных столбцов.
- А теперь давайте найдём отличия слов каждой группы.
(Они отличаются вопросами, на которые отвечают и тем, что обозначают)
2. Знакомство с понятием части речи.
Проверим, верны ли выводы, которые мы с вами сделали о делении слов на группы. Для этого посмотрите на экран, прочитайте следующие сведения.
Думаем, что наблюдения за поведением слов привели тебя к тем же выводам, что и ученых.
Прочитай и проверь себя. Выдели новые для себя сведения.
Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают.
Тогда ученые по этим двум особенностям слов
1) на какой вопрос отвечают,
2) что обозначают,- объединили их в большие группы. Этим группам слов дали название части речи.
Так каждое слово стало относиться к какой-то группе, какой-то части речи. Названия предметов - одна часть речи, названия действий - другая, названия признаков - третья.
- Какие новые для себя слова вы прочитали? (Части речи.)
- Попробуйте сделать вывод, что же такое части речи? Текст, который вы увидите на экране, вам в этом поможет.
Части речи - это группы слов, которые отличаются друг от друга следующими особенностями: 1):2):.
(Ребята довольно легко справляются с этим заданием и завершают вывод::вопросом, на который отвечают и тем, что обозначают)
- Какое название получила каждая из частей речи, вы будете узнавать на последующих уроках русского языка.
А теперь составим алгоритм, пользуясь которым можно определить, какой частью речиявляется то или иное слово.
- Какое действие нужно выполнить первым?
(Задать к слову вопрос.)
- Назовите второе действие?
(Определить, что оно обозначает,)
Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли мы вывели этот алгоритм.
АЛГОРИТМ Задай к слову вопрос. Определи, что обозначает слово По вопросу и тому, что слово обозначает, определи часть речи. |
3. Первичное закрепление знаний
- Перед вами на карточках записаны слова. Запишите их в три столбика по частям речи, предварительно вставив пропущенные буквы. Проверьте себя по словарю.
растет, п..нал, по, мяч, б..реза, для, красивый, скачет, п..тух, новый
- Какие слова не попали ни в один из столбцов? Почему?
- К названиям признаков и действий подберите подходящие им по смыслу названия предметов и запишите получившиеся словосочетания. Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание
- Стали ли вы больше знать о словах?
- С чем вы сегодня познакомились?
- Было ли интересно работать на уроке, трудно ли было выполнять задания?
Запись домашнего задания.