Цель: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом виде; воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование: учебник, энциклопедия для детей "Биология", доклады учащихся, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Как называется наука, которая изучает живую природу? ( Биология.)
- На какие царства ученые - биологи делят живую природу?
(Ответы детей.)
На доске появляется таблица.
- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
- Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.
IV. Знакомство с новым материалом.
- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?
Вопросы по мере их поступления записываются на доске:
- Что такое грибы?
- Какие бывают грибы?
- Где, как и когда растут грибы?
- Все ли грибы можно собирать?
- Какую опасность представляют грибы?
- Можно ли употреблять в пищу грибы, и в каком виде?
- Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы. Начнем знакомство с определения грибов. Какие у вас мнения имеются по поводу того, к какому миру принадлежат грибы?
Выслушиваются предположения учащихся.
- Долгое время грибы считали растениями. Но это не так.
V. Работа с учебником.
Прочитайте текст в учебнике на странице 57 и найдите доказательства.
На доске определение из энциклопедии для детей "Биология".
Грибы - самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений.
- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражало их способность появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах - в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше - он потянул на 168 кг.
- Какая часть гриба часто упоминается в сказках? ( Шляпка)
Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.
На доске появляется схема "Строение гриба".
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? ( Одна его часть находится под землей, другая - над землей.)
- Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)
- Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.
- Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые.
- Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? ( Она состоит из нитей, похожих на паутину.)
- Какое бы вы дали ей название? Выслушиваются ответы детей.
- А на самом деле подземная часть гриба называется грибница.
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
(Грибница важнее, чем плодовое тело.)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?
(Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.)
- Многие грибы растут под конкретными деревьями. Отсюда их и названия.
Какие это грибы? ( Подберезовик - под березами, подосиновик - под осинами, маслята - под хвойными деревьями.)
- Почему так происходит? (Выслушиваются предположения детей)
- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
- А вот в каких условиях произрастают грибы послушайте доклад.
Ученик. Для произрастания грибов нужны богатая перегноем рыхлая почва, влага, умеренное тепло и прикрытие то палящих лучей солнца. Лучше всего грибы произрастают при температуре +16 - +250. В течение лета и осени грибы растут неравномерно. Наиболее интенсивно они появляются в июне - июле и в сентябре - октябре. Лучшее время для сбора грибов - утро: они в это время наиболее сочные, свежие, крепкие и душистые. Больше всего грибов в смешанном лесу с березами, осинами, где много перегноя и влаги. Для каждого гриба в лесу - свое место.
VI. Знакомство с разнообразием грибов.
- Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. ( Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
- Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? (Шляпки)
- Поэтому он не относится к шляпочным грибам.
- А как бы вы его назвали? (Плесневый гриб)
- Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово - антибиотики? А пенициллин?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
Отгадайте загадку: "Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и в квасу". Подсказка. Что заставляет тесто "убегать". (Грибы - дрожжи.)
- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос - гриб, логос - наука.
На доске таблица.
- Достаточно ли наших знаний, чтобы бежать в лес за грибами? (Нет)
- А что еще необходимо знать? (Все ли грибы можно собирать)
- Вот мы и посмотрим, знаете ли вы грибы.
Кроссворд. "Угадай гриб по описанию"
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1. У этого гриба шляпка ничем не примечательна, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3. Этот гриб имеет ярко - апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.
Ответы:
По горизонтали: 5.Подберезовик.
По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.
- Какие грибы оказались в нашем кроссворде. ( Съедобные)
- У многих съедобных грибов есть опасные двойники.
Доклады.
1 Ученик. У самого ценного гриба белого - есть опасные двойники. Желтый и сатанинский - называются эти грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.
Не опытный сборщик может набрать ложных опят вместо настоящих. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато желтая, на ножке - пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.
2 Ученик. Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов - бледную поганку. В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно - зеленый, желто - зеленый, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо.
К ядовитым грибам относится мухомор.
- Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравится грибами? (Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен)
VII. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали о грибах? (Дети отвечают)
- Послушайте грибные частушки.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно:
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.- Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
- Возраст мой - всего два дня.А в лукошке-то у нас
Все, что нужно в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор -
Сморит, улыбается,
Хочет всем понравиться.Нас не зря зовут "лисички"-
Мы лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны -
Мы на них любители.Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок.
А теперь - хватай лукошки,
За грибами все в лесок.