Цели:
- закрепить знания нахождения скорости, времени, расстояния;
- ввести формулы;
- учиться решать задачи с этими величинами по формулам и без них;
- развивать мышление и память;
- прививать любовь к математике.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы закрепим знания нахождения скорости, времени, расстояния. Будем учиться решать задачи с помощью формул.
- А работать мы будем в форме соревнований трех команд:
- 1 ряд - автомобилисты
- 2 ряд - летчики
- 3 ряд - мотоциклисты
- Баллы будем выставлять на доске
3. Соотнести записи с картинкой.
- Как вы думаете, что написано на доске? (Скорости)
- Соотнесите их с нужной картинкой.
(12 км/ч, 60 км/ч, 5 км/ч, 70 км/ч, 120 км/ч, 800 км/ч, 8 км/с, 50 км/ч,250 км/ч.
Автобус, самолет, ракета, пешеход, поезд, велосипедист , автомобиль, пароход, мотоциклист) Каждая команда выставляет по 3 ученика.
- Как вы понимаете км/сек, км/ч, м/мин.
Решение задач.
а) В тетрадь записываете ответ с наименованием.
Таблица на интерактивной доске.
Скорость V |
Время t |
Расстояние S |
5 м/с | 15 сек. | ? м. |
Муха летела со скоростью 5 м/сек. 15 сек. Какое расстояние она пролетела?
- Что известно?
- Повторите вопрос задачи.
- Как найти расстояние?
- Кто может записать буквами это правило?
- Запишите эту формулу в тетрадь s=v * t.
Скорость V |
Время t |
Расстояние S |
? м/с | 3 сек. | 78 м. |
За 3 сек. Сокол пролетел 78 метров. Какова скорость сокола?
- Что известно?
- Повторите вопрос задачи.
- Как найти скорость?
- Кто может записать буквами это правило?
- Запишите эту формулу в тетрадь v=s:t.
Скорость V |
Время t |
Расстояние S |
10 м./сек | ? сек. | 100 м. |
Грач пролетел 100 метров со скоростью 10 м/сек. Сколько времени он был в пути?
- Что известно?
- Повторите вопрос задачи.
- Как найти время?
- Кто может записать буквами это правило?
- Запишите эту формулу в тетрадь t=s:v.
Баллы. Молодцы!
б) Составление задач.
- 1 ряд - нахождение V
- 2 ряд - нахождение t
- 3 ряд - нахождение S
Баллы. Отлично.
в) Заполнить таблицу.
Скорость V |
Время t |
Расстояние S |
90 км/ч | 6 ч. | ? км. |
? км/ч | 30 ч. | 1500 км |
70 м/мин. | ? мин. | 840 м |
Решение записываете в тетрадь с наименованием, рядом записываете формулу.
Самостоятельная работа.
Проверка.
90 * 6 = 540 (км)
s=v*t
1500:30=50 (км/ч) v=s:t
840:70=12 (ч) t=s:v
Замечательно!
4. Работа с учебником.
Коллективное решение задачи стр. 60 №4
Две бабы-яги поспорили, что быстроходнее ступа или помело? Одну и ту же дистанцию в 228 км баба-яга в ступе пролетела за 4 ч, а баба яга на помеле за 3 ч. Что больше, скорость ступы или помела?
а) составление таблицы.
Скорость V |
Время t |
Расстояние S |
|
ступа | |||
помело |
б) решение у доски и в тетрадях.
1) 288:4=72 (км/ч) - скорость ступы
2) 288:3=96 (км/ч) - скорость помела
3) 96-72=24 (км/ч) - больше скорость помела, чем скорость ступы.
Ответ запишите самостоятельно.
Баллы.
5. Физминутка.
6. Задача повышенной сложности.
Это очень интересно (на доске написана задача)
- Кто видел счетчик в автомобиле, который ведет отчет километров, которые проехал автомобиль?
- Как он называется (спидометр).
Счетчик автомобиля показал 12921 км. Через 2 час на счетчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
Решение.
1) 13031 - 12921=110 (км) - проехал за 2 ч.
2) 110 :2 = 55 (км/ч) - скорость автомобиля.
Ответ.
7. Итоги урока.
- Как найти расстояние, скорость, время (формула).
- Баллы. Итог.
Молодцы! Всем огромное спасибо!
Дополнительная задача.
Туристы ехали в первый день 5 ч. На лодке со скоростью 12 км/ч. Во второй день они были в пути столько же времени, увеличив скорость на 3 км/ч. Сколько километров проехали туристы на лодке во второй день?
Самостоятельно заполнить таблицу и решить задачу.