Программное содержание:
- Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, на дорогах и в автотранспорте.
- Закреплять правила этичного и безопасного поведения в общественном транспорте: уступать места старым и пожилым людям, а также пассажирам с маленькими детьми, не есть, не шуметь, не драться, не кричать.
- Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
- Повторить и закрепить знания детей о сигналах и видах светофора и сигналах регулировщика.
- Повторить и закрепить правила безопасного поведения на улице: пешеходы ходят только по тротуару, по правой его стороне, машины только по проезжей части, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, отмеченном знаком “Пешеходный переход” и разметкой “зебра”, следуя сигналам светофора; на нерегулируемом светофором переходе необходимо посмотреть сначала направо, затем налево; на проезжей части и около дороги не играть.
- Развивать логическое мышление, речь-доказательство, внимательность, умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам (загадки).
- Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им, умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
Оборудование: мольберт, по 10 конвертов с буквами пяти цветов, большой светофор из обручей, флажки красного, желтого, зеленого, цветов, 5 кроссвордов, мешочки по количеству детей в команде, карточки с изображением проблемных ситуаций и дорожных знаков, 5 конвертов со схемами, карточки красного и зеленого цветов по количеству детей в команде
Музыкальное сопровождение: аудиозапись веселой музыки, марша.
Оформление: спортивный участок оформляется флажками, шарами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения и поведения в лесу, чтение художественной литературы соответствующей тематике.
Ход праздника
Праздник начинается на группах с объявления о получении необычного письма.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам в группу почтальон принес необычное письмо. Вы хотите узнать, что находится в этом конверте?
Дети: Да.
Воспитатель (читает письмо):
«Здравствуйте, ребята!
Хорошо, что сегодня все вместе
Мы поведем неспешный разговор
О правилах дорог и переезде,
И вспомним, что такое светофор.
О знаках, что сигналят на дороге,
О перекрестках, правилах проезда,
О «зебре» – пешеходном переходе…
Вопросы – сложные, решенья – интересны.
Вот все считают: инспектор – просто зверь
И сказки про меня все сочиняют.
Но в жизни если веришь, то проверь, –
Как дело было? Многие не знают.
Вот только жезлом-палочкой взмахну,
И мы отправимся в волшебную страну…»
Воспитатель: А вы ребята, хотите попасть в волшебную страну «Светофорию»?
Дети: Да.
Воспитатель: А как же нам в неё попасть? Давайте прочитаем письмо дальше, может быть в нем есть ответ на наш вопрос. (Читает письмо)
«Попасть в волшебную страну Светофорию не просто. Для этого вам нужно сделать следующее: собрать команду, придумать название, прочитать сказку, которая называется «Сказка про город дорожных знаков» и ответить на вопросы. Если все задания будут выполнены правильно, то в конверте вы найдете карту пути в волшебную страну «Светофорию». Но и это еще не все. Во время пути вам предстоит побывать на пяти разных остановках и выполнить предложенное задание. За каждое выполненное задание вы будете получать конверты. В каждом конверте находится буква. Для чего она вы узнаете тогда, когда вы пройдете весь путь. Жду вас на первой остановке в 11 часов. Желаю всем удачи! Ваш друг Светофор.»
Воспитатель: Ну что, ребята, оправляемся в путь? Тогда будьте внимательны.
Воспитатель вместе с детьми разгадывают загадки и отвечают на вопросы, после чего рассматривают карту и отправляются в путь. Праздник продолжается на улице.
Участники-команды поочередно подходят к разным остановкам, на которых им предлагается выполнить задание.
Первая остановка «Будь внимателен»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас на своей остановке, которая называется «Будь внимателен». Вы готовы к выполнению задания? Сначала отгадайте загадку.
У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трехглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы.
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас.
– Стоп! – Гласит его приказ.
Желтый глаз глядит на нас:
– Осторожно!
А зеленый глаз –
Для нас:
– Можно!
Так ведет свой разговор
Молчаливый…. (светофор)
А вы хорошо знаете правила светофора? Вот сейчас я вас проверю. Будьте внимательны! У меня три флажка: красный, желтый, зеленый.
Я буду поочередно поднимать флажки, а вы выполнять такое задание. Если флажок зеленого цвета, то вы маршируете по кругу, красного – стоите на месте, желтого – маршируете на месте. Все запомнили? Тогда начнем нашу игру.
Игра повторяется 3 раза. По окончании игры команде вручается конверт с буквой.
Вторая остановка «Что правильно, а что нет?»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас на своей остановке, которая называется «Что правильно, а что нет?». Вы готовы к выполнению задания? Сначала отгадайте загадку.
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути... (дорожный знак)
Молодцы! Вы готовы выполнит задание на моей станции? Тогда приступим. У меня для вас карточки с изображением различных предметных ситуаций по правилам дорожного движения. Вам нужно разложить их на «правильные» и «неправильные» и объяснить почему?
По окончании игры команде вручается конверт с буквой.
Третья остановка «Ловкий пешеход»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас на своей остановке, которая называется «Ловкий пешеход». Вы готовы к выполнению задания на моей станции? Сначала отгадайте загадку.
Под землёю коридор
На ту сторону ведёт.
Нет ни двери, ни ворот,
Это тоже... (переход)
Молодцы! Загадку отгадали. А теперь выполним задание. Выготовы? Вот перекресток, а вот светофор, ну а вы пешеходы. Вам нужно перейти перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мешочек в зеленый глазок светофора, попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – бросаешь мешочек еще раз. Попробуем? Тогда в путь!
По окончании игры команде вручается конверт с буквой.
Четвертая остановка «Реши кроссворд»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас на своей остановка, которая называется «Реши кроссворд». Вы готовы к выполнению задания на моей станции? Сначала отгадайте загадку.
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это – ... (переход)
Молодцы! Загадку отгадали. А теперь вам нужно разгадать кроссворд. Давайте скорее возьмемся за дело.
По окончании решения кроссворда команде вручается конверт с буквой.
Пятая остановка «Да – нет»
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас на своей остановка, которая называется «Да – нет». Вы готовы к выполнению задания на моей станции? Сначала отгадайте загадку.
Поднял кверху две руки –
Взял две жилы в кулаки.
«Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой!»
(Троллейбус)
Молодцы! Загадку отгадали. А теперь будьте внимательны. Сейчас я вам буду задавать вопросы, относящиеся к правилам дорожного движения, а вы при помощи двух сигнальных карточек на них отвечаете: правильно (зеленая карточка) и неправильно (красная карточка). Готовы? Тогда начнем.
- Подойдя к дороге, остановись. (да)
- На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. (нет)
- Прежде чем переходить дорогу посмотри налево, потом направо. (да)
- Будь внимателен не только на проезжей части, но и на тротуаре. (да)
- Если опаздываешь, можно быстро перебежать через дорогу. (нет)
- На желтый сигнал светофора можно начинать переходить проезжую часть. (нет)
- Двигаясь по тротуару, нужно придерживаться правой стороны. (да)
- Запрещающие знаки – треугольной формы с красной каймой. (нет)
- Нельзя цепляться за транспорт, даже если он едет медленно. (да)
- Если долго нет транспорта, можно выйти на дорогу и посмотреть. (нет)
- При входе в автобус нужно как можно быстрее занять место. (нет)
- В транспорте можно громко разговаривать, если тебя плохо слышно. (нет)
- Знак “Пешеходный переход”, означающий место перехода дороги – это знак треугольной формы в красной рамке. (нет)
- Если уронил игрушку во время перехода проезжей части, то можно остановиться и поднять предмет. (нет)
По окончании команде вручается конверт с буквой.
Подведение итогов
После посещения всех остановок команды-участницы собираются на спортивном участке для подведения итогов марафона. Всем командам дается последнее задание – раскрыть конверты с буквами и составить «спрятанное» в нем «живое» слово (у каждой команды слова разные).
После этого команды называют и показывают свои слова, получают сертификаты и призы.
Все участники приглашаются на общий танец.
Литература:
- Е.Н. Дубровская «Игровые классные часы», изд. Центр педагогического образования, Москва, 2007.
- Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве», Москва, «Просвещение», 2005.